Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Пути формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории

Дата публикации: 2024-04-18 20:42:57
Статью разместил(а):
Асеев Сергей Михайлович

Пути формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории

Автор: Асеев Сергей Михайлович

МКОУ «Соколовская СОШ», г. Эртиль, Воронежская область

 

Аннотация: В статье идёт речь о методах и приемах формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории. Процесс воспитания - это долгий и изнурительный труд, который формирует образ человека, именно на уроках истории путём педагогических приёмов удаётся достичь результатов, которые необходимы в наше время для формирования гражданина страны.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, уроки истории.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

«Наш важнейший педагогический инструмент – умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем был вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать.». В.А. Сухомлинский «Рождение гражданина».

Каждый раз начиная курс истории в новом классе и ведя его от момента зарождения человечества до новейших времен невозможно не отметить ускорение развития общества. Современность содержит в себе немыслимые возможности, которыми не обладали наши предки: «умные» дома и автомобили, авиалинии и скоростные поезда, позволяющих за считанные часы преодолевать огромные пространства, широкий выбор средств коммуникации и Интернет.

Первый телефонный аппарат был впервые запатентован Александром Беллом в 1876 году, до этого же момента основным средством передачи мысли были письма, депеши, и, в прообразе будущих звонков, телеграммы. Такая коммуникация занимала существенный временной интервал, сокращающийся с каждым веком, но у получателя сообщения было время обдумать ответ. Скорость же и формы распространения информации в 21 веке, кажется, не имеют каких-либо пределов и ограничений. Статьи, видео, обзоры, короткие новостные сообщения - контент считывается в режиме онлайн, а затем происходит его мгновенное обсуждение. И в этом мы сталкиваемся с угрозой, которая не носит явного характера.

Обширность информации, зависимость ее содержания от количества «лайков» нередко приводят к поверхностности ее восприятия, искажению ее смысла в отрыве от исторического контекста, переориентации на эмоции масс, а не на готовность к анализу. Данная проблематика ставит перед учителем истории сложный вопрос: как адаптировать полученные академические знания и приобретенный педагогический опыт для воспитания в современном ученике гражданственности и патриотизма – двух важных основ личности гражданина России, от которых на всех исторических этапах зависели ее целостность, суверенитет и будущее?

Патриотизм, как чувство любви и преданности своему Отечеству, начинает прививаться еще маленьким ученикам, для которых важна образность и красочность получаемой информации. Трудно найти более яркий пример, который бы иллюстрировал первые проявления такой любви, как «Слово о полку Игореве»: воины шли в бой за «землю Руськую». И здесь, помимо организаций экскурсий в исторические места, музеи и мемориалы, что живо демонстрируют учащимся значимость и масштабы событий в истории их страны, однако в учебном плане имеют ограниченное количество часов, будут иметь значение классные мероприятия, позволяющие преподать материал посредством ролевых игр и дебатов, а также цифровые реконструкции, подготовленные самими учениками.

Постановка перед учащимися задачи визуализировать восприятие первыми русскими князьями их земли (княжеского феода) и результатов их правления с точки зрения устремлений к объединению и формированию единого уклада, не только будут способствовать развитию творческих начал личности, но и критического мышления. Кроме того, это также будет способствовать формированию у учащихся чувства принадлежности к истории своей страны и пониманию важности сохранения культурного наследия. Эффективными в данном контексте будут и задания на визуализацию истории родного края. 

Для учащихся старших возрастных групп одним из эффективных подходов является использование исторических источников первой руки, таких как дневники, письма, фотографии и другие личные документы, которые могут помочь ученикам лучше понять и оценить исторические события и личности. Это позволяет им не просто учить факты, но и почувствовать связь времен, увидеть в истории людей со своими мечтами, страданиями и надеждами.

Например, яркой и, благодаря современным экранизациям, хорошо известной не одному поколению подростков является враг благородного Дартаньяна – коварный кардинал Ришелье. Однако за время нахождения кардинала на посту первого министра Франция превратилась из страны, которую соседи не воспринимали всерьёз, в государство, решительно вступившее в Тридцатилетнюю войну и смело бросившее вызов габсбургским династиям Испании и Австрии. Католический кардинал Ришелье, значительно опередив своё время, противопоставлял религиозным противоречиям национальное единство, заявляя, что главное не в том, католик ли человек или гугенот, главное, что он француз. Из письма Ришелье королю Людовику XIII: «Я могу еще сказать, что иностранные союзы находились в пренебрежении: интересы частные предпочитались государственным…» И это проявление уже не только патриотизма, но и гражданственности, что означает не только уважение и доверие к государственной власти, но и принятие национальных интересов, готовность следовать им через исполнение своих гражданских обязанностей.

Другим немаловажным методом в воспитании гражданственности и патриотизма выступает проектная работа, предусматривающая самостоятельное изучение определенных исторических событий, персоналий или эпох. Задача учителя в данном контексте определить для учащихся тематику, но предоставить выбор. Представляется обязательным включение в списки работ для исследования история деятельности русского дипломата С. Витте, работавшего над мирным договором с Японией, завершавшим проигранную Российской империй русско-японскую войну 1904-1905 гг. В Постмурде (США, штат Нью-Хэмпшир) сановник заявил, что никогда не подпишет договор, унижающий национальное достоинство России. Умело ведя переговоры: используя средства массовой информации другого иностранного государства, настойчивость на утверждении русской программы мира, использование политической заинтересованности сторон, демонстрацию готовности прекратить переговоры, на которые уже были затрачены силы американской стороны, дипломат добился принятия Японией условий, которые несмотря на некоторые территориальные уступки (Южный Сахалин) соответствовали национальным интересам России. Условия о контрибуциях были исключены из договора. Позиция С. Витте на переговорах – яркий пример гражданственности и патриотизма в момент, когда изначально общественность и представители Японии и Америки были настроены по отношению к Российской империи, как к проигравшей стороне. Николай II и следующий его воле дипломат не склонили головы перед последствиями поражения, а продолжили защищать Россию, их Отечество.

Применение технологий в образовательном процессе открывает новые возможности для изучения истории, но, по-прежнему, ключевым методом формирования развития у учащихся ценностных ориентиров остается живой диалог учителя и ученика. Вовлечение в обсуждение морально-этических аспектов исторических событий помогает учить анализировать и делать выводы, опираясь на принципы справедливости, гуманизма и гражданской ответственности. В этом контексте важными являются не только факты, даты и события, но и умение представить их таким образом, чтобы они вызвали эмоциональный отклик у учащихся, стали лично значимыми и мотивировали к размышлениям о своей роли в обществе и стране.

Грамотно организованный диалог, активное вовлечение учеников в процесс обсуждения исторических событий, нахождение актуальных аналогий в современности - всё это помогает развить в молодежи глубокое понимание значимости истории и ее влияния на современность. Например, разъяснение мотивов и причин, по которым организовывались различные слои населения и вступали в борьбу за установление институтов гражданского общества, в том числе за установление системы выборов и право голосовать, способно сформировать в ученике личную ценностную ориентацию по отношению к имеющимся у него правам гражданина.

«Чтобы наш подросток дорожил высшими ценностями – святынями народа, он должен уважать в себе гражданина. Гражданская жизнь в годы отрочества — это важный раздел воспитательной работы.» - пишет в своей книге «Рождение гражданина» советский педагог-новатор В.А. Cухомлинский. Актуальность данного утверждения трудно переоценить в работе современного учителя. Вовлеченность учащихся в волонтерскую деятельность способствует непосредственному проявлению учащимися патриотических качеств. На практике демонстрирует важность проявлений гражданственности и уважительную оценку других людей к этому (волонтеров более старшего возраста, ветеранов, представителей органов местного самоуправления и, конечно, членов семьи).

Таким образом, учитель и образовательная среда играют центральную роль в формировании гражданственности и патриотизма на уроках истории. Эти уроки определяют, как молодые люди будут воспринимать историю своего народа, какие ценности будут для них важны, как они будут соотносить себя и будущее своей страны в условиях глобализации и информационной интеграции. Важность поставленной перед учителем истории задачи сопровождается дополнительной этической ответственностью педагога, который всегда должен помнить о роли личного примера в воспитании учеников и углублять гражданственность и патриотизм внутри себя, развивая эти качества через магию процесса обмена знаниями и опытом вместе со своими учениками.

 

. . . . .