Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

"Эффективная начальная школа" - это новый взгляд на систему начального общего образования

Дата публикации: 2024-04-12 20:59:53
Статью разместил(а):
Малинина Галина Геннадьевна

"Эффективная начальная школа" - это не хорошо забытое старое, а новый взгляд на систему начального общего образования

Автор: Малинина Галина Геннадьевна

ГБОУ Школа № 1530 «Школа Ломоносова», г. Москва

 

Аннотация: В этой статье пишется об опыте работы в «Эффективной школе», преимущественных сторонах программы, рассматриваются актуальные вопросы программы «Эффективная школа».

Ключевые слова: городской проект «Эффективная началка».

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Более 20 лет я работаю учителем начальной школы. Мне знакомы программы обучения и по 1-3, и по 1-4.

Программа 1-3 в советской школе не сравнима с программой «Эффективная начальная школа». В то время у детей не было иностранных языков с первого класса, предмета «Окружающий мир». Ученики не изучали историю, они не были знакомы с предметом «ОРКСЭ» и обязательной внеурочной деятельности.  

Эффективная начальная школа - один из проектов, который реализуется в школах столицы. Этот проект предлагает ускоренное прохождение программы начальной школы за три года вместо четырёх лет. За первый год обучения учащиеся изучают программу 1 и 2 классов, а программам 3 и 4 классов посвящают следующие два года обучения. Ускоренное обучение сопровождается независимой диагностикой образовательных результатов. Его проводит Московский центр качества образования Департамента образования города Москвы.

Мы знаем, что раньше при поступлении в 1 класс, отборочное тестирование не проводилось. В 1 класс записывали всех! Но уже в дошкольном возрасте многие   дети проявляют свои особенности, уникальность, они активны, любознательны, имеют хороший темп познавательного развития. Помогают им в этом, конечно же, родители. Они много занимаются со своими детьми перед поступлением в школу, учат их читать, считать, водят в кружки и секции. Такие родители сами задают темп развития и обучения своим детям. Индивидуальная подготовка дома, плюс хорошая подготовка к школе в дошкольном учреждении – залог успешного обучения начальной школе.

Чтобы понять способен ли ребенок освоить курс образовательной программы по ускоренному обучению, школа на основании письменных заявлений родителей проводит в мае независимую педагогическую диагностику, по результатам которой ребенок будет зачислен в «Эффективный класс».

Существует несколько важных аспектов, на которые стоит обратить внимание, прежде чем отдавать ребенка учиться по программе 1-3.

Очень важно обратить внимание на психолого-физиологическую готовность ребенка к ускоренному обучению. При поступлении в первый класс эффективной начальной школы: обязательный возраст - 7 лет, основная группа здоровья, высокий уровень мотивационной готовности, а также готовым сидеть за партой, слушать учителя, выполнять домашние задания. Ребенок должен владеть определёнными навыками - читать целыми словами, считать в пределах десяти. Считается, что при таких условиях ребенок готов к школе и может выдержать увеличенную нагрузку.

Есть случаи, что дети помладше тоже могут справиться с программой и готовы учиться в более интенсивном темпе, тогда администрация школы принимает решение о зачислении их в первый класс эффективной начальной школы.

В своем опыте работы в «Эффективной начальной школы» я вижу положительные стороны ускоренного обучения. Если у ребенка более высокий уровень интеллектуального и психофизического развития, чем у одноклассников, то «Эффективная школа» помогает сохранить мотивацию и двигаться дальше.

Сэкономленный год обучения дает возможность получить среднее общее образование за 10 лет вместо 11.

Благодаря отбору состава класса учителю не нужно ориентироваться на отстающих, а есть возможность ориентироваться на обучающихся, желающих учиться и познать новое.

«Эффективная начальная школа» - это преемственность дошкольного и начального уровней образования, не на словах, а на деле. Это тесный контакт учителей и родителей, которые активно участвовали в подготовке своих детей к школе и в дальнейшем продолжают помогать своим детям осваивать программу «Эффективная начальная школа»

Опыт обучение в ЭНШ показывает, что ученики могут совмещать обучение по ускоренной программе с дополнительными занятиями: спортом, художественной или музыкальной школой. 

Перегрузок и переутомления у детей нет. Они охотно участвуют в олимпиадах, школьных и муниципальных мероприятиях и конкурсах.

В связи с ускоренным темпом обучения по программе 1-3 у ребенка может возникнуть лишь меньше свободного времени на занятия, не связанные с учёбой.

Поэтому перед тем как отдавать ребёнка в ЭНШ, нужно со всех сторон проанализировать, принимая во внимание не только объем знаний и умений ребенка в данный момент, но и черты его характера, уровень социализации, быть готовым помогать ему с выполнением заданий в период обучения в эффективной начальной школе. Ведь если он будет испытывать проблемы с изучением ускоренной программы или не сумеет вписаться в коллектив одноклассников, то ему будет некомфортно учиться.

Постоянное общение родителей и учителя - это обязательные составляющие эффективной начальной школы.

Родителям ученице, обучающейся по программе 1-4, по рекомендации учителя, было предложено перевести ее из обычного 1 класса в эффективный класс. Девочка хорошо подготовлена к школе, развита в соответствии с возрастом, крепкая физически.  За первый месяц обучения её психологическое и эмоциональное состояние показало, что ребенку стало скучно в школе, интерес к обучению снизился.  Рассмотрев все стороны этого вопроса совместно с родителями, было принято решение о переводе ребенка в ЭНШ. Перевод учащейся в «Эффективный класс» помог сохранить мотивацию к обучению и желание познавать новое.

Благополучный перевод другого ученика из ЭНШ в параллельный класс по программе 1-4 был осуществлен на основании заявления родителей. Они сообщали о трудностях в умении справляться с нагрузкой и темпом работы, которые была предъявлены программой эффективного класса. Это прежде всего проявлялось в обучении письму. При традиционном обучении на изучение звука, буквы и её написания отводится 2-3 урока. В ЭНШ должны были это освоить за 1 урок. Так же и с математикой. Почти каждый день изучаются новые способы вычислений, виды и способы решения задач, геометрический материал. Мальчику не хватало свободного времени на отдых и на занятия, не связанные с учёбой. На основании заявления родителей, было принято решение о переводе ребенка в класс 1-4. Для обучающегося был реализован свой образовательный путь плодотворного развития. 

Все остальные дети успешно продолжают интенсивное обучение. Преодолевать трудности в этот период обучения помогают родители. В интересах ребенка, по собственной инициативе многие занимаются дома, а также помогают дополнительные занятия в группе продленного дня. 

Благодаря физической выносливости, терпению, работоспособности, вниманию и ответственности учащимся удается благополучно учиться, а учителю - продолжать работу в проекте по ЭНШ. 

Процесс обучения ребята активно совмещают с серьезным спортом, посещают музыкальные и художественные школы, увлекаются музыкой и хореографией, шахматами и фотографией. 

Сейчас все показатели интенсивного обучения говорят о том, что мы не зря вступили в проект.  «Эффективная начальная школа» - это не хорошо забытое старое, а новый взгляд на систему дошкольного и начального общего образования. Работать педагогам в проекте становится интереснее, а результативность обучения - выше!

 

. . . . .