Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование навыков скорочтения в контексте патриотического воспитания у учащихся 3-4 классов

Дата публикации: 2024-03-04 19:05:41
Статью разместил(а):
Белкина Татьяна Николаевна

Формирование навыков скорочтения в контексте патриотического воспитания у учащихся 3-4 классов на примере изучения истории и культурных особенностей Москвы

Авторы: Белкина Татьяна Николаевна

и Коновалова Ирина Степановна

ГБОУ «Школа № 2109», г. Москва

 

Аннотация: Статья посвящена разработке и внедрению уроков по скорочтению для учащихся 3-4 классов в рамках патриотического воспитания с акцентом на истории и культуре Москвы. В статье рассматриваются методики формирования навыков скорочтения, интеграция патриотических элементов в учебный процесс и представлены практические задания с примерами. Результаты опыта позволяют сделать вывод о важности использования скорочтения в патриотическом образовании, способствуя развитию когнитивных навыков у детей.

Ключевые слова: скорочтение, патриотическое воспитание, образовательный процесс, учащиеся 3-4 классов, история Москвы, культурные особенности, методики обучения, практические задания.

 

В современном образовательном контексте вопросы патриотического воспитания приобретают все большее значение, особенно на начальном этапе обучения. Представляет интерес разработка и внедрение уроков по скорочтению для учащихся 3-4 классов, с учетом патриотических аспектов и фокусом на истории и культуре Москвы. Этот подход не только способствует развитию навыков эффективного чтения, но и создает основу для формирования у детей любви к родному краю и его богатому наследию.

Сегодня, на фоне быстрого темпа жизни и информационного перенасыщения, развитие навыков скорочтения становится важным компонентом образования, особенно в начальной школе. Комбинирование этого навыка с патриотическим воспитанием приобретает особую значимость, позволяя не только улучшить когнитивные способности учащихся, но и формировать их гражданскую идентичность. В контексте изучения истории и культурных особенностей Москвы, подобный подход обеспечивает учащимся не только умение быстро воспринимать текст, но и глубокое понимание и приверженность к своей родной столице, что придает теме патриотизма еще более актуальный и вдохновляющий характер.

Патриотическое воспитание в образовательном процессе играет ключевую роль в формировании гармоничной личности учащегося. Оно не только направлено на укрепление любви к родине, но и способствует развитию ответственности, гражданской активности и осознанного участия в жизни общества. Скорочтение играет важную роль в развитии когнитивных навыков у детей, поскольку требует быстрого восприятия и обработки информации. Этот процесс способствует улучшению концентрации внимания, повышению скорости мышления и формированию навыков анализа текста, что в целом способствует улучшению обучаемости и успешности учебного процесса. Скорочтение оказывает прямое воздействие на изучение истории и культуры Москвы, предоставляя учащимся эффективный инструмент для быстрого усвоения и углубленного восприятия текстов, связанных с богатым культурным наследием столицы. Через скорочтение дети могут более эффективно погружаться в исторические и культурные материалы, что способствует формированию более глубокого понимания и внимания к уникальным аспектам истории Москвы [4, c. 474].

Уроки по скорочтению в 3-4 классах, внедренные в образовательный процесс, представляют собой эффективный инструмент для развития у учащихся ключевых навыков чтения. С учетом возрастных особенностей детей в данной возрастной группе, методика скорочтения ориентирована на формирование устойчивого интереса к чтению и способствует активному участию в уроке [2, c. 173].

Важным аспектом уроков по скорочтению является адаптация материалов к уровню восприятия и понимания детей 3-4 классов. Задача преподавателя заключается не только в развитии скорочтения, но и в том, чтобы сделать уроки увлекательными, создавая атмосферу, в которой дети воспринимают процесс чтения как увлекательное приключение.

Интерактивные методы обучения на уроках скорочтения акцентируют внимание на визуальных и текстовых элементах, обогащая восприятие и обеспечивая более глубокое понимание содержания. В контексте патриотического воспитания, уроки включают тексты, отражающие историю и культурные традиции Москвы, что не только разнообразит учебный материал, но и создаст основу для формирования гордости за свой город.

С помощью интеграции патриотических элементов в уроки скорочтения, дети могут не только развивать свои навыки чтения, но и глубже погружаться в исторический и культурный контекст Москвы. Такой подход не только улучшает уровень грамотности, но и формирует у учащихся положительное отношение к своей родной столице.

В интеграции патриотического аспекта в уроки скорочтения важной является забота о том, чтобы выбранные тексты и задания не только развивали навыки быстрого чтения, но и внедряли элементы любви и уважения к родной стране. При выборе текстов с патриотическим уклоном, учителя стремятся подбирать материалы, которые не только информативны, но и способны вызвать чувство гордости за свою нацию и историю [1, c. 56].

Задания с патриотическим уклоном на уроках скорочтения направлены на активное взаимодействие учащихся с материалом, включая обсуждение и анализ текстов, связанных с историей и культурой Москвы. Такие задания не только обогащают восприятие учащихся, но и способствуют формированию их гражданской идентичности и уважения к культурному наследию своего города и страны. Поэтому, выбор текстов и заданий с патриотическим уклоном на уроках скорочтения играет важную роль в обеспечении гармоничного взаимодействия между развитием навыков чтения и формированием гражданской ответственности у учащихся.

На уроках скорочтения, ориентированных на патриотическое воспитание и особенностях истории и культуры Москвы, задания могут быть разнообразными и интересными. Например, учащимся могут предлагаться тексты, рассказывающие о исторических событиях, знаменитых личностях, или архитектурных памятниках города. Задачи могут включать анализ и обсуждение основных исторических событий, влияние которых сказалось на формировании Москвы, а также рассмотрение значимых культурных традиций и событий.

Предложите учащимся скорочтение текстов, рассказывающих об исторических событиях Москвы, таких как основание города, знаменитые битвы или важные этапы развития. Задайте вопросы для обсуждения: "Какие важные моменты отразились в тексте?", "Почему эти события важны для истории Москвы?"

Попросите учащихся прочитать короткие описания различных исторических и культурных мест Москвы. Задача учеников - выбрать место, создать краткое рассказ и представить его как часть виртуального тура. Таким образом, они не только улучшают навыки скорочтения, но и активно взаимодействуют с историей и культурой города.

Предложите учащимся скорочтение литературных произведений, посвященных Москве. Затем предложите им анализировать стихотворения или отрывки из произведений, обсуждая, как автор передает чувства и восприятие своего города [5, c. 69].

Задайте учащимся задание изучить культурные праздники, связанные с Москвой. После скорочтения информации, они могут представить проект, включающий традиции, историю и важность таких событий для культурного наследия города.

Попросите учащихся прочитать два текста - один, рассказывающий об историческом событии, и другой, о современной жизни Москвы. Задайте им вопросы для сравнения: "Какие изменения произошли за прошедшее время?", "Какие традиции сохранились, а какие изменились?" Это поможет им не только развивать навыки скорочтения, но и понимать эволюцию города через призму времени [3, c. 98].

В заключение следует подчеркнуть, что уроки по скорочтению, с акцентом на патриотическое воспитание и историю культуры Москвы, представляют собой важный элемент современной образовательной практики. Этот подход позволяет не только развивать у учащихся ключевые навыки в области быстрого восприятия текста, но и формировать их гражданскую идентичность и уважение к культурному наследию родного города.

Преимущества данного метода обучения включают в себя не только повышение эффективности чтения, но и создание положительной атмосферы в учебном процессе. Уроки становятся не просто формальным занятием, а возможностью для детей глубже погрузиться в исторические и культурные аспекты Москвы, что в свою очередь способствует развитию их любви к родному краю.

Важным выводом является то, что патриотический уклон в уроках скорочтения не только обогащает учебный материал, но и стимулирует интерес учащихся к своей родной столице. Этот метод обучения может служить мощным инструментом для формирования целостного восприятия истории и культуры, а также для внедрения патриотических ценностей в сознание молодого поколения.

В современном мире, где важно развивать у детей не только умения и навыки, но и гражданские ценности, уроки скорочтения с патриотическим уклоном представляют собой ответ на вызовы современного образования. С их помощью формируется гармоничная, образованная личность, способная с гордостью и уважением относиться к своему наследию и культурному богатству своей страны.

 

Список литературы: 

1. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.

3. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. М.: Юрайт, 2019. 188 с.

4. Туманова А.Д. Скорочтение. Плюсы и минусы / А. Д. Туманова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 474-477.

5. Щуркова Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2023. 168 с.

 

. . . . .