Лексические средства художественной изобразительности в поэзии М.И. Хорошева
Лексические средства художественной изобразительности в поэзии М.И. Хорошева
Автор: Козлов Василий Васильевич
Стихи Михаила Хорошева наполнены разными художественными образами, яркими проявлениями любви и добра. Поэт открывается читателю отточенным образом, взвешенным словом, отобранной темой и мудрыми выводами, продиктованными собственной жизнью. Автора отличает поэзия, овеянная любовью к Парме – «к золоту её нив», «к полумраку тайги», «к аромату земляничных полей», к её легендам и сегодняшней были. Тема актуальна тем, что по творчеству Михаила Хорошева нет никаких критических и исследовательских работ.
Глава 1. Поэт Михаил Иванович Хорошев.
Михаил Иванович Хорошев родился 12 марта 1956 года в г. Кудымкаре. По окончании Кудымкарской средней школы № 2 в 1973 году началась его трудовая деятельность. В 1974-1976 гг. проходил службу в Советской Армии. После армии продолжил работу на Кудымкарском электроприборном заводе. Затем поступил на работу в детский сад № 17 «Солнышко» рабочим.
Стихи начал писать ещё в школе.
Первые произведения Михаила Хорошева были представлены по просьбе поэта-переводчика Александра Шадрина на литературный конкурс, посвященный 80-летию образования Коми-Пермяцкого автономного округа.
В 2010 году на русском языке вышел первый авторский сборник стихов Михаила Хорошева «Ностальгия души». Эта книга содержит в основном лирические произведения.
В 2016 г. была издана небольшая книга-брошюра «Люблю тебя одну», вышедшая малым тиражом и поместившая несколько стихотворений двух поэтов - М. Хорошева и А. Галузина.
Стихи автора пронизаны высоким патриотизмом и гордостью, особым чувством к природе, любовью и нежностью к родине, матери, женщине, друзьям.
9 января 2021 года Михаил Иванович ушёл из жизни.
Глава 2. Лексические средства в поэзии Михаила Хорошева.
В своих произведениях Михаил Хорошев использует различные лексические художественные средства, которые придают речи образность и делают её более выразительной.
Примеры метафор:
«И золото нив, и тайги полумрак» [3;7]
«…черёмухи снегом
к улице, к речке и к лугу…» [3;15]
«День, уходя, задул свечу заката…» [3;16]
«В серебряный туман твоих волос
Купальницей луна вплелась…» [3;16]
«Кудымкар вновь в хмельном убранстве мая…» [3;17]
«Фата черёмух сном метели нежной, /Цветущих яблонь свадебный наряд» [3;17]
С помощью данных метафор автор воздействует на воображение читателя, формирует образное представление представление об окружающем его мире.
Примеры эпитетов:
· «… Охотников вольных и мирных крестьян.
· Из тёплых ладоней июльских восходов
· Я пью аромат земляничных полян…» [3;7]
· «… День натруженный гаснет,
· Шалый ветер утих…» [3;10]
· «… Я счастлив здесь,
· В краю седом и древнем …» [3;14]
· «… А где-то юность песней соловьиной,
· А где-то вечный, старый школьный вальс …» [3;19]
· «… Подкралась осень, льют дожди косые…» [1;91]
Михаил Хорошев использует эпитеты, чтобы выделить, подчеркнуть значимые качества предметов, а также для придания образности.
Примеры олицетворений:
· «Пьянит округу яблоневый сад …» [1;90]
· «На Красной горке ветры не стихают,
Зовут с собою к таинствам лесным …» [1;90]
· «Журчит родник, прохлада ключевая
Спешит обняться с водами Кувы …» [1;90]
· «Вот уж волосы реже на темени,
Дни бегут, умножая печаль …» [1;91]
· «Чёрным фартуком ночь
Затянула окно …» [1;91]
· «Под снегом и льдом мирно дремлет Кува …» [1;92]
· «Широкая Кама несёт свои воды …» [3;7]
· «Бьёт из пасти медвежьей
Ключевая вода …» [3;10]
· «День натруженный гаснет …» [3;10]
Автор часто использует олицетворения, которые помогают создать яркий образ у читателя, подчеркнуть какое-то действие.
Примеры гипербол:
· «Тайги бескрайней сумрак голубой …» [3;11]
· «И вечный бой! Покой нам только снится …» [3;11]
· «В цветах черёмух берега Кувы …» [1;90]
· «Грачи галдят, весь день не умолкая …» [1;90]
· «На Красной горке ветры не стихают …» [3;17]
· «Бесконечная нежная даль
Лёгкой дымкой прикрылась застенчиво …» [3;32]
Гиперболы придают изображаемому яркую эмоциональную окраску и убедительность.
Примеры сравнений:
· «За счастье, словно сказку без конца …» [3;16]
· «С такою страстью истовой работал,
Как верил в Бога и в небесный рай …» [3;12]
· «Может быть, «Арабелла» Блада
Словно призрак мелькнёт у скал …» [3;13]
· «Слагают оды женщинам поэты
И дарят звёзды с неба как цветы …» [3;26]
Сравнения придают описываемому особую наглядность.
Примеры фразеологизмов:
· «Я устал разрываться на части …» [3;18]
· «И вновь и вновь, чтоб кругом голова …» [3;16]
· «Счастье рядом – рукой подать …» [3;30]
· «Варил чугун, пахал и строил храмы,
Гулял с размахом, если пил – до дна …» [3;12]
· «Здесь бросались мы в омут
Нашей первой любви …» [3;9]
· «На замок закрою двери дома
И куда глаза глядят пущусь …» [1;91]
· «А нам все угрозы теперь – трын-трава …» [1;92]
Пример метонимии:
«Прохлада ключевая спешит обняться с водами Кувы …» [1;90]
Пример перифраза:
«Живое маленькое чудо / Лежит в ладонях у меня» [3;25]
С помощью этого средства автор выражает своё отношение к внучке.
Библиография:
1. Иньва: литературно-художественный сборник на коми-перм. и русск. языках / Сост. Л.М. Войлокова, Н.Ю. Новикова. – Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2012 г. – С. 90-93.
2. Ратегова Л.П. Истоки судьбы: вступительная статья / Хорошев М.И. «Ностальгия души». – Кудымкар: ООО «АСФИД», 2010 г. – С. 5-6
3. Хорошев М.И. Ностальгия души / М.И. Хорошев. – Кудымкар, 2010