Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Продуктивная деятельность как средство развития ручной умелости у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2024-04-23 22:48:43
Статью разместил(а):
Супрунова Светлана Адамовна

Продуктивная деятельность как средство развития ручной умелости у детей дошкольного возраста

Автор: Супрунова Светлана Адамовна

МБОУ Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа дошкольное отделение - детский сад № 70, р.п. Большие Вяземы, г.о. Одинцово, Московская область

 

Аннотация: Статья отражает актуальные вопросы развития ручной умелости детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности. Автор описывает значение рисования, лепки, аппликации, конструирования, ручного труда в развитии ручной умелости.

Ключевые слова: продуктивная деятельность, ручная умелость, мелкая моторика, творческое и логическое мышление.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование. 

 

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте особенно важно развивать ручную моторику у детей, так как это влияет на их общее развитие. Одним из эффективных способов развития ручной умелости является продуктивная деятельность.

Продуктивная деятельность - это активное творческое занятие, в ходе которого дети используют свои руки для создания чего-то нового. Этот процесс позволяет им развивать мелкую моторику, координацию движений, а также улучшает навыки работы с различными материалами. Развитие ручной моторики в детском возрасте способствует формированию графических навыков, улучшению памяти, внимания и логического мышления.

Среди примеров продуктивной деятельности, способствующей развитию ручной моторики у детей дошкольного возраста, можно выделить: рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги, картона и других материалов, различные виды конструктивной деятельности, ручного труда, рукоделие. Эти виды деятельности улучшают моторику рук, развивают воображение, творческое мышление и усидчивость у детей.

Рисование - это не только увлекательное занятие, хобби или способ провести время, это мощный инструмент развития для дошкольников. Одним из основных аспектов, который развивается при занятиях рисованием, является мелкая моторика. Дети используют мелкие движения рук и пальцев для контроля карандаша или кисти, что способствует развитию мелкой моторики и координации движений. Рисование дает ребенку возможность самовыражения, возможность показать свои мысли и чувства через изображения. Дети учатся выбирать цвета, формы и композицию, что развивает их художественный вкус.

Рисование также играет важную роль в подготовке детей к обучению письму. При создании рисунков дети тренируют руку и запястье, а это помогает им в дальнейшем уверенно держать карандаш и писать. Таким образом, занятия рисованием способствуют успешному освоению навыков письма, способствуют всестороннему развитию и подготовке к школьной жизни.

В последние годы все большую популярность набирает концепция нетрадиционного рисования в развитии ручной моторики у дошкольников. Этот подход предполагает использование нестандартных материалов и инструментов для рисования, что помогает детям в экспериментировании, творческом мышлении и развитии мелкой моторики.

Одним из примеров нетрадиционного рисования является рисование пальцами или руками. Вместо использования кисти и красок, ребенок наносит краску непосредственно на свои пальцы или ладони, чтобы создавать уникальные и неповторимые работы. Такой подход позволяет малышу более тесно взаимодействовать с материалом и самим процессом рисования, что способствует развитию его ручной моторики и координации движений.

Другим примером нетрадиционного рисования является использование природных материалов, таких как песок, соль, крупы. Дети получают возможность экспериментировать с текстурами и создавать объемные работы, используя свои руки и различные инструменты. Это разнообразие материалов позволяет детям развивать тактильные навыки, а также учиться передавать пространственные отношения на бумаге, что способствует развитию их ручной умелости.

Нетрадиционное рисование также включает использование разнообразных инструментов, отличных от обычного карандаша или кисти. Например, дети могут рисовать с помощью коктейльных трубочек, расчесок, зубных щеток. Это помогает им развивать навыки работы с различными материалами, а также стимулирует их фантазию и творческое мышление.

В детстве одним из самых удивительных занятий для малышей является лепка. Лепка пластилином или глиной требует от ребенка использования пальцев, ладоней и запястья, что способствует развитию мелкой моторики. Дети осваивают простейшие приемы работы с материалом, учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать, прищипывать, оттягивать. Тактильное восприятие различных по качеству материалов предполагает снятие излишнего напряжения, повышает сенсорную чувствительность, развивает пространственное мышление, общую ручную умелость.

Занимаясь лепкой, ребенок развивает не только свои моторные навыки, но и мозговую активность. Участие в процессе создания различных фигурок способствует развитию пространственного мышления, воображения и логического мышления. Ребенок учится планировать свои действия, представлять конечный результат и, следовательно, развивает свою творческую абстрактную мысль.

Лепка пластилином и тестом также может служить отличным средством развития речи. Во время занятий ребенку показываем различные предметы или животных и просим его слепить их, а затем обсудить созданные фигурки, рассказывать о них и выразить свои мысли. Такая деятельность стимулирует развитие речевых навыков, позволяет расширить словарный запас и наблюдательность. Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Следующим видом продуктивной деятельности, способствующим развитию ручной умелости у дошкольников, является занятие аппликацией. Эта деятельность способствует приобретению практических умений, развитию мелких и точных движений кисти руки, воображения, логического мышления, а также возможность проявить свою творческую натуру.

Весь процесс аппликации, включая вырезание, наклеивание бумажных фигурок состоит из ряда операций, требующих выдержки, настойчивости, сосредоточенности, внимания и аккуратности.

Немаловажную роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Постоянно проводимые упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Ребята из вырезанных фигурок составляют целые композиции - аппликации: мальчики - фантастические картины на разные темы, девочки - сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов.

Ножницы могут быть использованы для развития памяти и внимания, а также других навыков, таких как счет, сравнение размеров и форм. Ребенок может вырезать различные фигуры и сравнивать их между собой, считать количество вырезанных предметов и упражняться в памяти, запоминая последовательность действий. 

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, игр - драматизаций, игрушки -забавы, подарки и сувениры. Вместе с детьми изготавливали маски: на картонный лист круглой или овальной формы наклеивали вырезанные из цветной бумаги детали - нос, губы, уши, волосы, усы, вырезали отверстия для глаз, с боков делали отверстия для резинки. Дети с удовольствием делали маски и потом долго играли с ними.

Конструирование - это один из видов изобразительной деятельности, в работе с которым ребенок играючи развивает мускулатуру рук. Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен, для каждого возраста различные строительные наборы, магнитный конструктор, деревянные, пластмассовые или крупногабаритные мягкие модули для детей младшего возраста.

Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами - японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его темпы развития могут различаться. Поэтому необходимо создавать условия для творчества и развития ручной моторики, учитывая индивидуальные особенности каждого малыша.

Для создания позитивной атмосферы, способствующей продуктивной деятельности детей, важно уделять им внимание, слушать их и поддерживать в любом начинании. Также полезно создавать условия для творчества и игры, предоставлять доступ к разнообразным материалам и игрушкам, поощрять самостоятельность и инициативу.

Родители и педагоги играют важную роль в развитии ручной умелости у детей. Поддержка и поощрение продуктивной деятельности способствует не только физическому развитию, но и эмоциональному и психическому. Поощрение малышей за их творческие проекты помогает им повышать самооценку, развивать уверенность в себе и стремление к саморазвитию.

 

Список литературы:

1. Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Изд-во «Скрипторий», М., 2008г.

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Изд-во «Мозаика-Синтез», М., 2015г.

3. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. СПБ-Каро, 2007г.

4. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов на Дону, 2003г.

5. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. Изд-во ЭКСМО, М., 2007г.  

6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Изд-во «Академия развития – Академия холдинг», Ярославль, 2015г.

                 

. . . . .