Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мультипликация как средство речевого развития дошкольников

Дата публикации: 2024-04-19 17:38:25
Статью разместил(а):
Соловьева Ирина Александровна

Мультипликация как средство речевого развития дошкольников

Авторы: Соловьева Ирина Александровна,

Клементьева Ольга Борисовна,

Алексеева Галина Юрьевна

МБДОУ Детский сад «Радуга», г. Мариинский Посад, Чувашская Республика

 

Аннотация: В статье рассмотрена технология создания мультфильмов совместно с детьми, которая способствует творческому и речевому развитию ребенка, позволяет достигнуть поставленных коррекционно-развивающих целей и задач.

Ключевые слова: мультипликация, коррекция речи, творчество, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Современная картина нашего времени: рост цифровых технологий, увеличение огромного потока информации, доступность сетевых ресурсов предъявляют новые требования к воспитанию, обучению и развитию подрастающего поколения.

Мы открыли для себя идею уникального модуля – мультипликационная студия «Мульти-Логопульти». Чтобы реализовать возможности применения мультипликации в логопедической работе дошкольного учреждения, необходимо приобретение специального оборудования: портативный компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат и специальный стол и многое другое. Но для начала мы подготовили обычный стол, аудиоцентр, штатив и обычный фотоаппарат. Различные способы и варианты материала открыли для нас простор для творчества. Для начала мы выбрали технику рисования цветными карандашами. Подобрав сюжет и разработав сценарий, мы приступили к покадровой съемке, фиксируя штрихи зарисовки.

Для первой работы мы взяли стихотворение о Родине Петра Синявского «Рисунок». Дети с удовольствием рисовали сюжеты из предложенного стихотворения о Родине. Смонтировали фотографии в одной из бесплатных цифровых программ. Для работы по озвучиванию ребятам нужно выбрать звуковой вариант из ряда предложенных. Это может быть мелодия, звуки природы или шумовые эффекты.

Основная цель использования мультстудии в коррекционно-развивающей работе – вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании детских фильмов, где мультфильм является не целью, а лишь средством развития.

Ставим следующие задачи:

- Внедрение цифровых технологий в работу специалистов комплексного сопровождения детей с нарушениями речи;

- Знакомство с профессией мультипликатора;

- Развитие компонентов речи;

- Развитие просодической стороны речи;

- Развитие воображения, мышления и внимания детей;

- Развития мелкой моторики рук.

Проанализировав возможности, оценив достоинства и новизну данной технологии, мы наметили этапы коррекционно-развивающей работы в мультстудии.

1 этап. «Подготовительный»: Мы обговариваем сюжет и выбираем технику создания мультфильма, дети придумывают своих рисованных героев, которые в последствии будут являться персонажами мультипликационного сюжета.

2 этап. «Творческий»: Дети совместно с учителем-логопедом, воспитателями и родителями придумывают и изготавливают декорации и персонажей для постановки мини истории. Это позволяет выстроить совместную работу и способствовать взаимодействию. На занятиях НОД по художественно–эстетическому циклу с воспитателем прорисовывают или лепят героев будущего мультфильма.

3 этап. «Речевой»: На третьем этапе создания мультипликационных сказок и историй дети знакомятся с процессом съёмки, где дети узнают, что это очень кропотливая работа, требующая хорошей памяти и точности движений рук. Дети совместно с воспитателями и учителем-логопедом дорабатывают мультипликационные сюжеты. Здесь идет работа над выработкой нужной интонации, эмоциональностью. Голосами детей записываются звуковые дорожки, которые можно всегда прослушать и исправить, не боясь допустить ошибку. Это позволяет детям не бояться ошибаться и исправлять созданное.

4 этап. «Заключительный»: Данный этап подразумевает процесс компоновки отснятых кадров в определенной последовательности, наложение музыкальных и речевых дорожек. И тут, конечно работает педагог, пытаясь сделать мультфильм интересным и поучительным для малышей.

Финалом проделанной работы является показ мультипликационной ленты с использованием созданных декораций, персонажей, озвученных детьми. И чтобы проделанная работа была более значимой, участники проекта демонстрируют конечный результат своей работы детям других групп.

Процесс создания мультипликации становится для детей очень захватывающим и увлекательным. В своей работе можно использовать сказки, чистоговорки, стихи и потешки, небылицы, песенки, считалки, которые помогают стимулировать развитие и фонетики речи.

В процессе выстраивания событий и необходимых действий у детей развивается логическое мышление, умение планировать свою деятельность, согласовывать ее с другими участниками, каждый ребенок может попробовать себя в разных ролях, профессиях, побывав художником, сценаристом, светорежиссером, звукорежиссером, актером озвучивания [4].

«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное и захватывающее искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества.

Технологии мультипликации в логопедической работе позволяет найти новые более эффективные способы передачи знаний и умений. Это способствует процессу нормализации речи, в основе которого лежат обще-дидактические принципы, отражающие закономерности усвоения языка и речи [4, с 7]:

- Принцип взаимодействия сенсорного, умственного и речевого развития детей;

- Коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;

- Обогащения мотивации речевой деятельности.

Коррекционно-развивающие возможности использования в логопедической работе цифровых технологий и средств мультипликации состоят в том, что они повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, критичность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу. Это полезно в обычном детском саду, но еще более эффективно в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Мультфильмы можно широко использовать при проведении логопедических занятий по развитию лексико-грамматических средств языка и связного высказывания. [2, c 4]

Это разнообразная форма работы не только с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии, но и в нарушении коммуникативных навыков. Это развивающий и образовательный метод, при котором коррекция речи ребенка происходит активно и познавательно. Посредством коллективного создания мультфильмов дети «дают жизнь» своим героям, развивают представления об окружающем мире, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.

Процесс создания мультфильмов значительно ускоряет развитие речевых и коммуникативных навыков детей, ведь речь мультипликационных героев должна быть правильной и понятной для зрителей. Дети следят за своей речью, озвучивая героев, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков, делает речь детей более правильной с грамматической точки зрения.

Творческий подход в мультипликации позволяет развивать формирование навыков общения, а также развивать актерские способности.

В данной форме работы чётко прослеживается желание каждого ребёнка проявлять свои способности.

Результатами проекта являются:

• формирование знаний о мультипликации в течение всего процесса;

• расширение словарного запаса у детей;

• улучшение фонетических навыков участников;

• совершенствование мышления, внимания и воображения;

• развитие мелкой моторики и творческого подхода в организации процесса;

• умение искать компромисс, работать в команде.

Таким образом, мультипликационная студия является неоспоримой инновацией в деятельности ДОУ, универсальным образовательным пространством, внутри которого, благодаря особой системе взаимоотношений взрослых и детей, происходит целостное развитие личности ребенка, раскрытие внутреннего мира каждого воспитанника.

Использование технологии создания мультфильмов у детей повышается мотивация, а это значительно оптимизирует и способствует развитию ребенка. Как показывает практика, совместная деятельность, включающая арт-технологии, дает больший воспитательный, коррекционно-развивающий и обучающий эффект.

 

Библиографический список:

1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск». - Новосибирск, 2008. - 203 с.

2. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду. Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. Конспекты занятий для детей 5-7 лет. ТЦ "Сфера"2010 год.  

3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С. 54–59.

4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

 

. . . . .