Сохранение и укрепление здоровья детей, через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий
Сохранение и укрепление здоровья детей, через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий
Автор: Поленова Анна Александровна
Детский сад № 118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников "Дружба" г. Орска
Аннотация: Проблема физического и психического здоровья молодого поколения сегодня стала важной и актуальной в методике и практике физического воспитания. Это подтверждается тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижением уровня двигательной активности детей дошкольного возраста. Таким образом, возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить у дошкольников устойчивый интерес, потребнострегулярным занятиям физической культурой.
Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.
Однако отмечается, что не во всех ДОУ полноценно решаются задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят скучно, однообразно, и как следствие этого – у воспитанников отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой. Поэтому использование физкультурных занятий нетрадиционной направленности приобретает важную роль для дошкольных учреждений.
Объект исследования - физическое воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие интереса у детей дошкольного возраста к физкультуре, а именно к нетрадиционным занятиям физической культурой.
Цель исследования: поиск эффективных методов и форм проведения нетрадиционных физкультурных занятий.
Гипотеза исследования: Применение нетрадиционных форм физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре в том случае, если создать систему интересных физкультурных занятий:
- продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приемов;
- положить в основу нетрадиционных форм следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья детей.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы нетрадиционных форм физкультурных занятий.
2. Проанализировать вариативные программы, учебные пособия по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с точки зрения физкультурных занятий.
5. Разработать практические рекомендации нетрадиционных физкультурных занятий для педагогов.
Исследование началось с изучения литературы, связанной с вопросом потребностно - мотивационной сферы. Выяснилось, что важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла. Создание изучаемых процессов для собственной деятельности.
Основными средствами воспитания устойчивого интереса у детей дошкольного возраста являются:
- создание проблемной ситуации;
- подражание;
- НОВИЗНА МАТЕРИАЛА (ВАЖНЕЙШАЯ ПРЕДПОСЫЛКА);
- создание игровой ситуации;
- личность педагога;
- использование таких заданий, которые потребуют от детей активной поисковой деятельности (квест).
Изучив данные особенности, можно сделать вывод, что нетрадиционные формы занятий являются одним из средств формирования интереса к физкультуре.
Нетрадиционная форма занятий - это импровизированное построение занятия, которое не всегда имеет точную структуру, необычно по замыслу, по организации, методике. Это больше нравятся детям, так как несёт в себе что-то оригинальное, новое.
Проблемой физического воспитания детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных подходов посвящала свои работы Л.Д. Глазырина.
В настоящее время разработана система занятий в нетрадиционной форме:
1.Сюжетные занятия (задачи).
2. Игровые занятия (творческие задания).
3. Физкультурно-познавательные занятия.
4. Эстафеты – соревнования.
5. Физкультурные занятия по сказкам.
6. Занятия на свободное творчество.
7.Фольклор:
- двигательные творческие занятия;
- сюжетно-физкультурные занятия;
- театрализованные физкультурные занятия;
- игровые физкультурные занятия.
8. Ритмическая гимнастика.
9. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики.
10. Поисковые занятия (квест).
В процессе сравнительного анализа вариативных программ и педагогического опыта по нетрадиционным формам занятий физической культурой, я сделала выводы, что самое главное при проведении физических занятий - это позитивный, эмоциональный настрой педагога, желание двигаться и научить этому детей. Нетрадиционные занятия позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают двигательную деятельность более интересной, привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают интерес, творчество и фантазию.
Наш эксперимент проводился в Муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении "Детский сад № 118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников "Дружба" г. Орска". Для проведения констатирующего эксперимента мы выбрали 12 детей среднего возраста (экспериментальная группа) - дети разного уровня здоровья, разной степени подготовленности. Остальные дети вошли в контрольную группу.
Исследование проводились в 3 этапа.
1. Констатирующий этап.
2. Формирующий этап.
3. Контрольный этап.
На первом этапе констатирующего эксперимента мы поставили следующие задачи:
1) выявить интерес к физкультурным занятиям в частности к нетрадиционным формам;
2) выяснить количество, виды нетрадиционных физкультурных занятий, которые были проведены в ДОУ;
3) сделать анализ планов воспитательной работы с целью определения наличия нетрадиционных форм физкультурных занятий.
Для реализации этих задач мы использовали следующие методы констатации:
1) изучение результативности состояния здоровья по документам руководителя физического воспитания;
2) педагогический эксперимент, который предполагал комплексное использование методов: наблюдение, беседы, эксперимента и анализа планов воспитательной работы.
На основании этих методов мы сделали следующие выводы:
- у детей среднего дошкольного возраста наблюдается повышенный интерес к занятиям нетрадиционной формы;
- количество занятий в нетрадиционной форме планируется недостаточно;
- форма проведения традиционных занятий однообразна, неинтересна и скучна для детей.
На основании констатирующего эксперимента, мы определили задачи формирующего эксперимента:
1. Разработать систему занятий в нетрадиционной форме и экспериментально доказать эффективность этих занятий в повышении интереса детей к физкультуре, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей.
2. Выяснить эффективность результативности воздействия нетрадиционных форм занятий на состояние здоровья и физического развития детей.
3. Разработать практические рекомендации, советы для воспитателей по проведению занятий в нетрадиционных формах.
Методика формирующего эксперимента:
Был составлен перспективный план работы, система НОД. В основу нашей системы занятий, были положены следующие принципы:
- принципы последовательности, систематичности;
- принципы синкретичности;
- принципы творческой направленности.
Вся деятельность проводилась по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Тематика соответствовала возрастным возможностям детей, это сказочные сюжеты.
1. "По следам серого волка". Цель: учить детей перелазить через препятствие и совершенствовать умение входить в образ, создать радостное настроение, вызвать интерес и желание заниматься физкультурой.
2 ."Путешествие Красной шапочки". Цель: учить подлезать под дугу боком в группировке складывая руки "палочкой" у груди; закреплять умения ходить по канату приставным шагом.
3. "В гостях у Айболита". Цель: продолжать разучивание упражнений на укрепление мышц рук и ног, повторить приемы самомассажа.
А также: "Путешествие царевны лягушки", "Морское приключение", "Путешествие в Африку», «Весёлые мышата", "В гости к кукле Соне."
Кроме того, велась работа с родителями. С ними было проведено анкетирование по выявлению педагогической компетентности в вопросах физического развития детей. Анкетирование показало, что только 15% родителей знают, как развивать детей физически, около 25% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, 60% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по закаливанию, укреплению здоровья с помощью физических упражнений, подвижными играм.
Мы организовали выставку конспектов занятий в нетрадиционной форме. Родители отнеслись с большим интересом к просмотру этих конспектов, читали, делали для себя некие выводы. Мы провели родительское собрание на тему: "Разные виды физкультурных занятий". Мы провели открытые занятия. Родителям было показано физкультурные занятия "В стране Спортландия".
В группе родителям была предложена выставка литературы не тему: "что интересно вашему ребенку?", "Какие физкультурные занятия ему нравятся? «Мы оформили родительский уголок, в который включили: памятки; комплексы упражнений; фотографии отображающие проведение занятий в нетрадиционной форме; подвижные игры; конспекты занятий в нетрадиционной форме. Были составлены практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий в нетрадиционной форме.
По окончании нашей работы был проведен контрольный эксперимент с целью проверки эффективности мер по повышению двигательной активности занятий в нетрадиционной форме через диагностику. Мы провели беседу с детьми. По результатам было видно, что интерес детей не исчез, а наоборот, повысился. Анализируя результаты контрольного эксперимента, отмечаем, что:
У детей средней группы повысился интерес к занятиям в нетрадиционной форме (на 67%) Возросло количество занятий в нетрадиционной форме в планах воспитателей (на 65%) Форма проведения нетрадиционных форм занятий стала более разнообразна.
На 30% больше стали планировать воспитатели нетрадиционные формы в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Важным итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика здоровья детей. И, что самое главное, улучшилась эмоциональная сфера детей.
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: у детей появился стимул научиться выполнять любые движения хорошо, робкие дети почувствовали уверенность в себе, а дети, более подвижные и смелые, обращали свои силы, свою энергию на более качественное выполнение игрового задания.
Нетрадиционные формы физкультурных занятий необходимы в работе с детьми, т.к. благодаря таким формам физическое воспитание и развитие детей поднимается на более высокий уровень.