Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Деятельность преподавателя на уроке (из опыта работы)

Дата публикации: 2021-10-22 15:22:37
Статью разместил(а):
Дзигасова Роза Романовна

Деятельность преподавателя на уроке

(из опыта работы).

Докладчик: Дзигасова Роза Романовна

ГАПОУ «СКАТК», г. Ардон

 

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Скаткин

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Есть и у В.А. Сухомлинского известная цитата: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры преподавателя, мерило его интеллектуального  богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Естественно, тщательная подготовка — необхо­димое условие для проведения урока. Ведь, все самое важное для обучающихся совершается на уроке. Деятельность  преподавателя на уроке можно представить в виде алгоритма последовательных действий: 

- постановка цели урока; 

- отбор содержания;

- определение методов и средств обучения;

- формирование качеств личности обучающегося, учет особенностей личности;

- группа личностей составляет коллектив группы, учет особенностей  коллектива;

- получение результатов деятельности преподавателя на уроке.

Но этого мало: необходима твор­ческая реализация намеченного плана в группе. Из всего многообра­зия вопросов, связанных с деятельностью преподавателя на уроке, я остановлюсь только на главном: каковы функции преподавателя на уроке и как они должны выполняться на уроке.

Думаю, что преподаватель, прежде всего воспитатель. Поэтому, обращаю особое внимание на воспитательную функцию   урока, не зависимо от  того, что преподаю математику. Воспита­ние — сложный, если не сказать сложнейший, процесс, происходя­щий в ходе обучения. Воспитать обучающегося невозможно путем словес­ных объяснений того, «что такое хорошо и что такое плохо», путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на него,   в первую очередь оказывает личность преподавателя. Его образован­ность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доб­рожелательное отношение к обучающимся, искренность во взаимоотно­шениях с обучающимися. Умение владеть собой, понять обучающегося, строгая доброта, одеж­да.
Не меньшее значение для воспитания обучающихся имеет умение преподавателя находить в содержании учебного материала такие элементы, которые будет ненавязчиво, исподволь воспитывать обучающихся – это все не забываю ни на миг.       

Сильное воспитательное воздействие на обучающихся оказывают ме­тоды и организационные формы обучения. Учебный процесс для них является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организует­ся преподавателя и проходит под его руководством в специально создан­ных для этого условиях, не меняет его сущности. Обучающийся в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством преподавателя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача преподавателя сводится к такой организации учеб­ной деятельности обучающихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие.  

Учитывая большую роль чувственного восприятия в формирова­нии понятий, в преодолении формализма в знаниях обучающихся, необ­ходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществ­лению принципа наглядности. Большой эффект в обучении дает живое слово преподавателя в сочетании с наглядностью.

Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей».

Я, как преподаватель математики, считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. Мои студенты с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении или решая любую задачу на уроке геометрии, стараюсь показать чертеж к задаче на примере классной комнаты или на примерах окружающей обстановки, а затем прошу, чтобы изобразили, увиденное в своих тетрадях, это очень-очень интересно нашим студентам, а затем все вместе  решаем задачу или на уроках геометрии очень любимым инструментом являются ножницы. Любой чертеж или рисунок к задаче показываю студентам, быстро вырезав фигуру, рисунок к задаче.

В процессе теоретического объяснения учебного материала исклю­чительное значение имеет продуманная логика изложения и доказа­тельность выдвигаемых положений. Наука требу­ет доказательств, а обучение — доступных для обучающихся доказательств. Поэтому  необходимо уделить много внимания поиску, доступных для обучающихся,  доказательств истинности излагаемого материала. 

 Мой многолетний педагогический  опыт показал, что обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисцип­лины на уроке — один из первых вопросов, с которым сталкивается каждый  преподаватель, входя в группу. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли он заинтересовать обучающихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с обучающимися. Вывод или установка таковы:

Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глу­бокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах обучающихся, искренность поведения преподавателя  в группе. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно, только дольше обычного, задержать свой взгляд на обучающемся, нарушившем дисциплину. А иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой обучающегося или его поведением в обидной для него форме. Хороший преподаватель, нашедший деловой контакт с группой, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все обучающиеся и сам преподаватель на уроке работают так, что у обучающихся нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.

Дидактика давно показала, что скука на уроках — злейший враг учения.

Проработав много лет по специальности, я поняла, что эмоциональная окраска урока невозможна без специальной под­готовки к уроку. Урок можно дать, можно провести, но луч­ше исполнить, как исполняет свою роль артист на сцене! В нашей работе, работе преподавателя на уроке сливаются воедино знания предмета, профессио­нальное мастерство и искусство, социологии, психологии, педагогики. Преподаватель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями.

На первых уроках, с вновь принятыми на первый курс студентами, при повторении темы: «Решение линейных уравнений» решаем такие задачи,  включив на некоторое время актерские способности, чтобы поднять интерес к своим урокам, начиная с первых.  

Например 1: Эту задачу маленькому А.С. Пушкину задавал полководец Суворов, часто гостивший у них (Суворов был другом  дедушки Пушкина):

Летела стая гусей, навстречу им гусь: Здравствуйте, сто гусей! - говорит он им. Нас не сто, отвечают они. Вот, если бы нас было столько, сколько есть, да еще раз столько, да пол столько, да четверть, да ты с нами, вот тогда бы нас было сто.

Сколько гусей было в стае?

Например 2: «Мужчина пришел в банк, попросил денег столько, сколько у него было, и оставил им 20 рублей, затем он пошел в другой банк, попросил денег столько, сколько у него уже есть, и оставил им 20 рублей, затем в третий банк и опять попросил денег столько, сколько у него есть и оставил им 20 рублей. После чего у него осталось 60 рублей. Сколько денег было у мужчины?

Единых правил деятельности преподавателя нет. В начале своей педагогической практики, с огромным удовольствием старалась выполнять все методические рекомендации по формам ведения урока. Придерживалась структуры урока, старалась, чтобы  плавно переходить из одного элемента урока к другому.  Работала над содержанием каждого урока и думаю, все получалось. Но, все же, чувствовала потребность в использовании еще какого-то способа улучшения у обучающихся настроения, а значит, усиления познавательной активности и мотивации к учебе, т.к. математика для наших обучающихся поддается с огромным трудом. Постепенно для решения этой проблемы я стала применять разнообразные технологии на уроке, сначала в виде небольших игровых пауз, интересных задачек, затем – конкурсов и викторин. И, увидев положительные результаты, заинтересовалась вопросами  использования нестандартных заданий в процессе обучения и воспитания. Сейчас я, с огромным опытом работы, могу сказать, что использование этих методов работы стало моей методической находкой.  

Интересной методической находкой является создание вычислительных заданий. Обучающиеся должны прочитать фразу,  иногда его даю в качестве домашнего задания.

Или «Прочитай  фразу».    ОТВЕТ. 

1)126+99=                           м – 225

2)10506:51=                        е – 85

3)48.а=240                          ы - 206

4)267:(х+4)=3                      с - 5

5)2613-108=                        0 - 25

...

Мне легко проверять такие карточки т.к. сразу получается фраза, если правильно решены все пункты (МЫ СЕГОДНЯ МОЛОДЦЫ), обучающимся интересно с ними работать. Сложность состоит в составлении их, т.к. необходимо сначала сочинить задание, а затем оформить.

К нестандартным заданиям могу отнести: математические диктанты, кроссворды, чайнворды, ребусы. Кроссворд могу предложить в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. А задачки в стихах, задачки с интересным содержанием использую для активизации и поднятия интереса обучающихся к урокам.  На первых уроках, чтобы поднять интерес к  урокам математики у, вновь принятых на первый курс студентов, при повторении темы: «Решение линейных уравнений» мы повторяем, как решить простейшее, линейное уравнение, параллельно учимся составлять уравнения по тексту задачи, а совсем интересно, если задача в стихах.                                                          

Например: Как – то рано по - утру,

Птицы плавали в пруду,

Белоснежных лебедей в - двое  больше, чем гусей.

Уток было восемь пар, в - двое больше, чем гагар.

Сколько было птиц всего? Если нам еще дано,

Что всех уток и гусей столько, сколько лебедей.

С огромным удовольствием решают обучающиеся задачки с интересным для них содержанием.

Например: «Свинья живет на 10 лет меньше, чем верблюд, а верблюд на 20 лет меньше, чем осел. Сколько лет живут свинья и  верблюд, если осел живет 50 лет?».

Или «А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года и жил 37 лет, 8 месяцев, 3 дня. Когда он умер?» (29.01.1837г).

Для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества обучающихся этого возраста.

Очень часто на уроках задаю одни и те же  вопросы, (они их ежедневно видят на стене в кабинете). 

Назвать автора высказывания:

1. «Математику уже за то учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.Ломоносов).

2. «Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению». (М.Калинин).

3. «Яд, мудрецом тебе предложенный прими. Из рук же дурака не принимай бальзама». (Омар Хайям).

Или отгадываем веселые, юмористические вопросы - загадки.

1. Сын моего отца, а мне не брат. Кто он. (Я сам).

2. Сколько яиц можно съест натощак? (одно, остальные не натощак).

3. Сколько горошин может войти в стакан? (0- сами не могут войти).

4. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (которые остановились).

5. Что находится между рекой и берегом? (и).

6. Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев? (на геогр. карте).

7. Как перечислить пять дней  недели не называя их по именам? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

8. Кто может прыгать выше дома? (все, дома не прыгают).

9. Когда руки бывают тремя местоимениями? (вы – мы ты) и т.д.

Например: На доске записаны координаты точек: КОШКА 

(0;-4); (1;-8); (2;-8); (2;-2); (4;-8); (5;-8); (4;2); (3;3); (4;5); (4;7); (3;8); (2;10); (1;8); (-2;6); (-4;6); (-2;3); (-1;2); (-4;0);(-5;-2); (-5;-5); (-7;-5); (-9;-6); (-10;-7); (-10;-8); (-9;-9); (-7;-10); (-3;-10); (-2;-9); (-4;-8); (-6;-8); (-7;-7);(-6;-6);(-5;-6); (-3;-8); (1;-8); (0;-7); (-2;-7); (-1;-7); (0;-6); (0;-4); (-1;-3); (-2;-3); Глаза: (-1;4); (0;4); (0;5); (-1;4) и (1;6); (2;6); (2;7); (1;6); Усы: (-2;2); (1;3); (-1;1) и (5;7); (3;5); (5;6).

Надо отметить  на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей. Результат – определенный рисунок.

Такую проблему можно  создать и провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Например: «Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне»? 

Стараюсь, чтобы учебно-познавательная деятельность студента соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен, чтобы в результате деятельности, студент самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя добывал знания. Развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся способствуют различные виды педагогических технологий. Важная особенность обучения — создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности обучающихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на занятиях в активных участников. Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся.   

Например: при изучении темы «Объем цилиндра и конуса» ( задача №11 учебник геометрии 7-11класс. Погорелов А.В.). Стог сена имеет форму цилиндра с коническим верхом. Радиус его основания 2,5м, высота 4м, причем цилиндрическая часть стога имеет высоту 2,2м. Плотность стога сена 0,03г/см3. Определите массу стога сена. 

При решении данной задачи, текст задачи не дается.  Обучающиеся должны по готовому чертежу прочитать его, а затем решить задачу. 

Плотность стога сена р=0,03г/см3

Определите массу стога сена.

Или же  следующая задача № 12. Беру жидкость, налитую в конический сосуд, переливаю в цилиндрический сосуд (размеры сосудов даны) надо увидеть то, что я показала и составить условие задачи и, конечно, решить ее.

Заслуженным вниманием у нас на уроках пользуются тренировочные самостоятельные работы обучающего характера. Цель этих работ – развитие практических навыков самостоятельного использования и применения изученных  формул при решении примеров и задач, обучение «технике» их решения. 

Для того, чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательно продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи, и свои промахи, найти истоки и тех и других, выяснить, были ли они «запрограммированы» на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.

При анализе урока опасно и самобичевание, и самолюбование. Необходимо спокойно восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.

Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содер­жания и методики учебного предмета, на знания по теории воспита­ния и обучения, психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков по теме: на какое, ранее усвоенное содержание он опира­ется, как развивает это содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознательного усвоения содержания после­дующих уроков.  Правильная постановка общей цели урока и вытекающих из нее конкретных задач — одно из важнейших условий эффективности урока.     
 Урок должен быть увлекательным, а урок математики тем, более.

Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность их, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Так как наши обучающиеся слабо обучены приемам самостоятельной работы с учебником, задачником, мы не только программный материал изучаем, но и  «учим их учиться». Сначала развиваем воспроизводящую самостоятельную деятельность обучающихся, а затем творческую самостоятельность в процессе обучения. Тут могут быть и текстуальные, и иллюстративные содержания в зависимости от характера изучаемого материала. Наиболее эффективны задачи производственного содержания. Например: 

Задача 1. Сколько олифы потребуется для окраски внешней поверхности 100 ведер, имеющих форму усеченного конуса с диаметром оснований 25 см и 30 см и образующей 27,5 см, если на 1м2 требуется 150 грамм олифы? (показываем ведро).

Задача 2. Цилиндрическая дымовая труба с диаметром   65 см имеет высоту 18 м. сколько жести нужно для ее изготовления, если на заклепку уходит 10% материала?.

Задача 3. Кирпич размером 25*12*6,5 см имеет массу 3,51 кг. Найдите плотность кирпича.

Например: при изучении раздела «Тригонометрические функции» на первом уроке мы разгадываем шараду: «Из чисел вы мой первый слог возьмите; второй из слова «голубцы»; а третьим лошадей вы погоните; четвертым будет блеянье овцы; мой пятый слог такой же, как и первый; последней буквой в алфавите является шестой, а если отгадаешь ты все верно, то в математике раздел  такой получишь ты». (Тригонометрия)

Опыт показывает, что исторические экскурсы на уроках математики повышают интерес к математике, делают ее живой и увлекательной. Труд многих ученных, создавших математическую науку, становится часто примером для самостоятельного творчества обучающихся и воспитывает у них пытливый ум, упорство и настойчивость в достижении цели. Например: интересные бывают экскурсы по темам: «История открытия теоремы Пифагора», «Франсуа Виет и его теорема», «Из истории понятия функции», «История тригонометрических функций» и т.д. Экскурсы готовятся в виде докладов обучающимися к урокам, в виде опережающего задания, они получают оценки за свой труд.

Эффективность результатов обучения определяется не только фактом использования той или иной формы, того или иного метода, средства обучения или какого-то их сочетания, а в значительной степени,  она зависит от того, насколько умело преподаватель сумел организовать деятельность обучающихся.  Т.е. на сколько, он заинтересовал их, обеспечил  каждого посильной учебной работой, проконтролировал, нацелил на следующий этап работы. Любой метод, любой способ обучения достигает цели лишь в том случае, если под его воздействием обучающийся активно работает, мыслит. Я считаю, что главная цель преподавателя современной образовательной организации заключается в организации эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы смогли максимально качественно овладеть им. Я уважаю своих обучающихся, доверяю и понимаю их, стараюсь быть  им хорошим другом, помощником, наставником и я  считаю, что это  мне удается

По-моему мнению вот такой должна быть азбука преподавателя математики:

М - милосердный

А - активный

Т - творческий

Е - естественный в общении, (ёмкость мысли)

М - мужественный, мудрый

А - аккуратный

Т - требовательный и талантливый

И - искренний, инициативный, интеллигентный

К - компетентный

А - абсолютно знающий свой предмет.

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого обучающегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей обучающегося, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

В завершении хочу предложить вам красивую притчу.

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами …».

Деятельность – это семена знаний, а знания, полученные нашими  обучающимися, и есть сладкие спелые фрукты, если мы настоящие садовники – преподаватели, то мы выращиваем знания у обучающихся и повышаем их качество – урожайность и спелость, следим, чтобы они благодаря  нашей деятельности на уроке,  не были кислыми и червивыми.

«Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого,- это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства». (Бенджамин Дизраэли)

 

Литература:

1. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: учебник / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков, под ред. В. А. Сластенина, 4-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 368 с.

2. Борисова Н.В. Образовательные технологии, как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н. В. Борисова. — М.: ИЦПКПС, 2000. — 146 с.

3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

5. Зверева Н.А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.

 

. . . . .

technologi.site