Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Программа дополнительного образования "Мультстудия "Мой мир"

Дата публикации: 2024-04-17 17:05:56
Статью разместил(а):
Заварыкина Екатерина Олеговна

Программа дополнительного образования "Мультстудия "Мой мир"

Автор: Заварыкина Екатерина Олеговна

МАДОУ № 7 "Семицветик", г. Бердск

 

Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении разных видов деятельности. С ее помощью можно сделать процесс обучения для дошкольников интересным, увлекательным, захватывающим своей новизной, поэтому процесс создания мультфильма может стать прекрасным развивающим средством. Настоящая программа направлена на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования мультстудии. 

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте является одним из приоритетных направлений в работе педагога, потому что, от того, насколько полноценно у ребенка развито восприятие окружающего, будет в значительной мере зависеть успешность его интеллектуального развития, успешность обучения.  

Но, к сожалению, у детей с ЗПР процесс восприятия затруднён – снижен его темп, сужен объем, характерна общая пассивность восприятия. Работа в мультстудии успешно способствует решению этих проблем, дает возможность обогатить, качественно обновить образовательный процесс, повысить его эффективность, тем самым, стимулировать сенсорное развитие ребенка.

В процессе создания мультипликационного фильма у детей формируются основные сенсорные эталоны, перцептивные действия, связанные с действиями руки ребенка; восприятие пропорций, пространственных отношений, особенностей объемной и плоской формы. Дети учатся воспринимать цвета и оттенки. Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими и сыпучими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов, совершенствуют моторику своих пальцев. Таким образом, в процессе создания мультфильмов пробуждается познавательный интерес, развивается воображение, происходит сенсорное развитие.

Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы. 

Программный материал реализуется в процессе организации познавательной, художественной деятельности детей, дидактических игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта), через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Программа рассчитана на 2 года обучения на возрастную группу детей 5-8 лет. Периодичность занятий - 1 раз в неделю с октября по май. Количество занятий в год - 32. Продолжительность занятий – 20-30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». 

Цель программы: сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития). 

Задачи:

Образовательные:

− развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие;

− способствовать овладению сенсорными эталонами;

− способствовать формированию системы перцептивных действий;

– поддерживать стремление детей к отражению своих представлений об окружающем мире (явлениях и предметах окружающего мира) посредством анимационной деятельности;

 – формировать и расширять словарный запас, закреплять понимание и использование словесного обозначения признаков и свойств предметов;

− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации; 

− познакомить с различными техниками создания мультипликационного фильма; 

Развивающие:

– развивать познавательно-исследовательскую активность;

– развивать межполушарное взаимодействие;

− развивать произносительную сторону речи, связную речь;

− развивать творческое мышление и воображение;

Воспитательные:

– развивать коммуникативные навыки; умение договариваться и распределять обязанности при работе в группе; 

−  формировать мотивацию к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; 

− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам; 

− воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

− приобщать детей к отечественному мультфильму, содержащему нравственные ориентиры. 

Принципы и подходы к формированию Программы.

Каждое занятие подчинено определенным принципам: 

- тематический принцип: материал тематических недель, реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, сезонные явления в природе, интересный литературный материал. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу «Мультстудии» в целостный образовательный процесс и решать задачи сенсорного развития детей комплексно; 

- принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки (рисования, конструирования) простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров; 

- принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути, и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять им.

Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, индивидуальная съемка, озвучивание ролей. В ходе групповой работы для детей с ЗПР многозадачность чрезвычайна сложна, поэтому дети снимают по несколько кадров парами и обязанности делятся между детьми. Или детям предоставляется возможность построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами.

Планируемые результаты освоения Программы детьми дошкольного возраста с ЗПР к концу первого года обучения: 

- дети демонстрируют владение сенсорными эталонами: называет цвета спектра, оттенки, некоторые промежуточные цвета (коричневый, сиреневый), ахроматические цвета (черный, серый, белый), может выстраивать сериационный ряд, оперировать параметрами величины (длина, высота, ширина); знает и называет геометрические фигуры и тела, используемые в конструировании: шар, куб, призма, цилиндр; узнает на ощупь, определяет и называет свойства поверхности и материалов; демонстрирует владение перцептивными действиями;

- дети понимают и словесно обозначают признаки и свойства предметов, используют сенсорный словарь при озвучивании мультфильмов;

- дети стремятся отражать своих представлений об окружающем мире посредством анимационной деятельности; 

- проявляют познавательный интерес; задает вопросы поискового характера (Что будет, если...? Почему? Зачем?).

- дети знакомы с историей возникновения и видами мультипликации;

- дети учувствуют в создании мультфильма в различных техниках, предлагаемых педагогом;

- демонстрируют навыки общения; совместной продуктивной деятельности; 

- дети могут выражать уважительное отношение к творческому продукту сверстников.

 Планируемые результаты освоения Программы детьми дошкольного возраста с ЗПР к концу второго года обучения: 

- дети демонстрирует знание сенсорных эталонов и умение ими пользоваться; доступно различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов; 5-7 дополнительных тонов, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка; различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур; осуществляют мыслительные операции, оперируя наглядно воспринимаемыми признаками; сравнивают элементы сериационного ряда по длине, ширине, высоте, толщине. Осваивает параметры величины и сравнительные степени прилагательных (длиннее - самый длинный); дети демонстрируют владение перцептивными действиями;

- дети понимают и словесно обозначают признаки и свойства предметов, используют сенсорный словарь при озвучивании мультфильмов;

- дети демонстрируют умение отражать своих представлений об окружающем мире посредством анимационной деятельности; 

- проявляют познавательный интерес;

- дети знакомы с историей возникновения и видами мультипликации;

-демонстрируют знание и владение разнообразными техниками создания мультипликационного фильм, демонстрируют умение выбирать анимационную технику в зависимости от литературного материала, личных предпочтений и пр.;

- демонстрируют навыки общения; совместной продуктивной деятельности; 

- дети могут самостоятельно оценивать свою творческую работу и выражать уважительное отношение к творческому продукту сверстников.

Формы подведения итогов реализации Программы: размещение мультфильма в соцсетях, интернет ресурсах; выпуск флеш-накопителей с мультфильмами, созданными дошкольниками, запись и демонстрация мультфильмов в детском саду и дома; участие мультфильмов в фестивалях, конкурсах, мультмарафонах и т.д.

Процесс создания мультфильма (этапы):

1. Подбор материала для сценария. 

2. Выбор анимационной техники. 

3. Изготовление фонов и персонажей.

4. Съемка анимационного фильма. 

5. Звуковое оформление, или «озвучивание».

6. Монтаж фильма (верстка). В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом.

7. Демонстрация мультфильма общественности.

Перспективное планирование кружковой деятельности мультстудии «Мой мир» (1 й год обучения):

Октябрь (1-4 неделя)

Занятие № 1 «Что я знаю о мультипликации?».

Содержание: Рассказ педагога об истории анимации и мультипликации (презентация) Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов.

Занятие № 2 «Кто создает мультфильмы. Мультпрофессии».

Содержание: рассказ педагога о профессии в мультипликации: сценаристы, режиссёры, раскадровщики, художники постановщики, художники-аниматоры, монтажеры, композиторы, аранжировщики и звукорежиссёры — и это далеко не полный список!

Просмотр первых мультфильмов студии «Союз мультфильм».

Занятие № 3 «Живая картинка».

Содержание: знакомство с различными механизмами анимирование объектов. Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот». Просмотр мультфильма В.Сутеева «Карандаш», фрагмента пластилинового мультфильма, «Пластилиновая ворона», фрагмента кукольного мультфильма «Крокодил Гена».

Занятие № 4 «Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма».

Содержание: Практическое занятие. Элементарное знакомство с процессом съемки. Дидактическая игра «Лови момент». Просмотр движения.

Ноябрь (1-4 неделя)

Занятие № 5 «Рисованная (перекладная анимация)».

Содержание: Рассказ педагога об особенностях рисованной анимации. Просмотр отрывков из рисованных мультфильмов

Рисование героев для мультфильма «Мир океана», обсуждение формы, цвета героев, деталей марионетки, пропорций героя и размеров декораций.

Занятие № 6 «Как изготовить декорации для мультфильма?».

Содержание: рассказ педагога о видах декораций, особенностях изготовления, расположения в кадре.

Изготовление декораций для мультфильма «Мир океана». Закрепление представлений о цвете, оттенках синего и зеленого спектра.

Просмотр мультфильмов студии «Союзмультфильм».

Занятие № 7 «Съемка мультфильма «Мир океана».

Содержание: Практическое занятие. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.

Занятие № 8 «Роль музыки для мультфильма».

Содержание: Рассказ педагога о роли звукового оформления: музыка, шумы, голос. Педагог предлагает несколько вариантов звукового оформления, дети выбирают наиболее понравившейся для мультфильма «Мир океана».  Озвучивание и монтаж мультфильма «Мир океана».

Декабрь (1-4 неделя)

Занятие № 9 «Волшебный песок» (песочная анимация). 

Содержание: Рассказ педагога об особенностях песочной анимации. Просмотр отрывков из мультфильмов в технике песочная анимация.

Знакомство с правилами безопасности при играх с песком. Знакомство с основными техниками приёмами песочного рисования.

Занятие № 10 «Фантазеры. Предмет из геометрических фигур».

Содержание: отработка основных приемов песочного рисования. Рисование на песке различных геометрических фигур, называние фигур, рисование простых предметов из геометрических фигу.  Д/И «Узнай из каких фигур?» Фотографирование рисунка. 

Занятие № 11 «Съемка. Эмоциональные этюды».

Содержание: Практическое занятие. Беседа на развитие эмоциональной сферы, знакомство с эмоциями «Радость», «Грусть», «Удивление», «Злость». Закрепить с детьми мимические особенности разных эмоций, учить отображать это особенности при работе с песком.

Д/И «Собери эмоцию». Съемка в технике песочной анимации.

Занятие № 12 «Съемка. Эмоциональные этюды».

Содержание: Практическое занятие. Закрепить с детьми мимические особенности разных эмоций, учить отображать это особенности при работе с песком. Д/И «Собери эмоцию». Съемка в технике песочной анимации.

Январь (1-4 неделя)

Занятие № 13 «Из чего можно сделать мультик? (Сыпучая анимация).

Содержание: Рассказ педагога об особенностях сыпучей анимации. Просмотр отрывков из мультфильмов в технике сыпучая анимация.

Знакомство с правилами безопасности. Работа с разным сыпучим материалом (манка, пшено, фасоль, мука, соль), знакомство со свойствами разных материалов, техниками: высыпания, прорисовки, работа с шаблонами.

Занятие № 14 «Съема мультфильма «Снеговик». 

Содержание: отработка основных приемов сыпучей анимации, словесная характеристика качеств материала, формирование представлений о том, что одна форма может легко перетекать в другую, так как сыпучий материал очень податлив. Знакомство с стихотворением «Снеговик», заучивание стихотворение с помощью мнемотаблицы; раскадровка мультфильма; съемка кадров мультфильма; закрепление представлений о форме, величине.

Занятие № 15 «Съема мультфильма «Снеговик». 

Содержание: отработка основных приемов сыпучей анимации, словесная характеристика качеств материала, формирование представлений о том, что одна форма может легко перетекать в другую, так как сыпучий материал очень податлив. Съемка кадров мультфильма; закрепление представлений о форме, величине, серийном ряде; знакомство с ахроматическими цветами

Занятие № 16 «Озвучивание мультфильма «Снеговик». 

Содержание: озвучивание мультфильма, работа с звукозаписывающей техникой, микрофоном; подбор музыкального сопровождение к мультфильму «Снеговик».

Февраль (1-4 неделя)

Занятие № 17 Мультфильм «Мой Мишка».

Содержание: Познакомить детей с стихотворением З. Александровой «Мой мишка». Беседа по содержанию стихотворения:

- О ком говорится в стихотворении? (о Мишке, о девочке;

- Что делает девочка? (шьет одежду для Мишку);

- Что сшила девочка для мишки? (рубашку, штанишки);

- Какую деталь девочка пришила к штанишкам? (карман);

- Что девочка положила в карман? (конфетку).

Работа по подготовке сценария мультфильма. Д/И «Какой, какая, какие?» (с мячом). Цель: закрепить навык употребления относительных прилагательных.

Занятие № 18 «Съема мультфильма «Мой Мишка» (перекладная анимация). 

Содержание: изготовление марионетки, деталей, фона; отработка основных приемов перекладной анимации. Работая в технике «перекладка», ребенок учится восприятию пропорций, особенностей плоской формы, характера линий, цвета.  

Занятие № 19 «Съема мультфильма «Мой Мишка» (перекладная анимация). 

Содержание: Съемка кадров мультфильма; закрепление представлений о пространственных отношений частей фигуры, ритме, движениях.

Занятие № 20 «Озвучивание мультфильма «Мой Мишка» (перекладная анимация).  

Содержание: Дети учатся выразительно произносить закадровый текст. Д/ Игра «Говорим разными голосами»

Записываем озвучивание мультфильма, работа с звукозаписывающей техникой, микрофоном; подбор музыкального сопровождение к мультфильму «Мой мишка». Просмотр мультфильма.

Март (1-4 неделя)

Занятие № 21 Из чего можно сделать мультфильм? (пластилиновая анимация).

Содержание: Рассказ педагога об особенностях пластилиновой анимации. Просмотр отрывков из мультфильмов в технике пластилиновая анимация. Знакомство с правилами безопасности. Знакомство со свойствами пластилина, техникой смешивания цветов для получения необходимого оттенка, осваивают восприятие пропорций, особенности объемной и плоской формы.

Занятие № 22«Съема мультфильма «Веселая ферма» (пластилиновая анимация).

Содержание: изготовление пластилиновых героев (лепка), фона; отработка основных приемов пластилиновой анимации. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Работая, в этой технике ребенок учится воспроизводить необходимую форму персонажа, восприятию пропорций, знакомятся с свойствами такого материала, как пластилин, его техническими характеристиками и особенностями. Просмотр мультфильма.

Занятие № 23«Из чего можно сделать мультик? Предметная анимация (палочки).

Содержание: Рассказ педагога об особенностях предметной анимации. Просмотр отрывков из мультфильмов в технике предметная анимация.

Занятие № 24 «Съема мультфильма «Кораблик» (предметная анимация).

Содержание: д/у «Построй из палочек». Съемка мультфильма. Работа в микрогруппах: подготовка материала, изготовление фигуры из счетных палочек. Закрепление представлений о геометрических фигурах, величине, цвете. Просмотр мультфильма.

Апрель (1-4 неделя)

Занятие № 25 «Мультфильм «Репка» (перекладная анимация).

Содержание: Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с использованием ИКТ «Узнай персонажа».  Использование сюжета знакомой сказки «Репка» для повышения интереса к выполнению счетных и измерительных действий; закрепление знаний о величине; формирование пространственных отношений «перед», «после», «между».

Занятие № 26 «Съема мультфильма «Репка» (перекладная анимация).

Содержание: Изготовление героев мультфильм в стиле «Теневой театр», фона, деталей фона. съемка в технике перекладной анимации. Работая в технике «перекладка», ребенок учится восприятию пропорций, особенностей плоской формы, характера линий.

Занятие № 27 «Съема мультфильма «Репка» (перекладная анимация).

Содержание: Съемка кадров мультфильма; закрепление представлений о пространственных отношений частей фигуры, ритме, движениях Съемка титров.

Занятие № 28 «Озвучивание мультфильма «Репка» (перекладная анимация).

Содержание: Д/ Игра «Говорим разными голосами», дети выразительно произносить закадровый текст.

Озвучивание мультфильма, работа с звукозаписывающей техникой, микрофоном; подбор музыкального сопровождение к мультфильму «Репка». Просмотр мультфильма.

Май (1-4 неделя)

Занятие № 29 Съемка мультфильма «Салют победы» (сыпучая анимация).

Содержание: съемка в технике сыпучей анимации мультфильм «Салют победы» (цветной рис). Закрепление приемов работы в технике сыпучей анимации, знакомство с особенностями материала, получение максимум тактильных ощущений от контакта с сыпучим материалом. Закрепление представлений о цветах и оттенках.

Занятие № 30 «Из чего можно сделать мультик? (техника «Эбру»).

Содержание: работа в микрогруппах: подготовка материала, изготовление рисунков в технике «Эбру». Формировать представление о разнообразии оттенков, названиях «природных» цветов.

Занятие № 31 «Съема мультфильма «Цветы». (техника «Эбру»).

Содержание: Практическая работа в группах. Д/И «Цветы садовые, цветы полевые». Съемка мультфильма в технике «Эбру». Формировать представление о разнообразии оттенков, названиях «природных» цветов.

Подбор музыкального сопровождения для мультфильма.

Занятие № 32 «Мультмарафон».

Содержание: просмотр мультфильмов, снятых за учебный год. Обмен впечатлениями.

Перспективное планирование кружковой деятельности мультстудии «Мой мир» (2 й год обучения).

Октябрь (1-4 неделя)

Занятие № 1 «Что я знаю о мультипликации?».

Содержание: Дети, совместно с педагогом актуализируют знания о техниках съемки мультипликационных фильмов, этапах съемки, техники безопасности работы в мультстудии.  Просмотр некоторых мультфильмов, снятых за прошлый учебный год. Обсуждение планов на будущий учебный год.

Занятие № 2 «Съемка мультфильма «На ферме» (предметная анимация).

Содержание: Рассказ педагога об особенностях предметной анимации. Д/И «Мама и малыш», «Кто где живет» для закрепления представлений о название жилищ домашних животных и названии детенышей домашних животных. Д/И «Волшебный мешочек» для закрепления представлений о геометрических фигурах. Съемка мультфильма «На ферме» в технике предметной анимации (фигурки домашних животных и цветные палочки для конструирования). В процессе съемки закрепляются представления о геометрических фигурах, пространственном расположение объектов на плоскости, дети учатся соотносить размеры фигурок животных и жилищ для них. Озвучивание мультфильма. (индивидуальная работа).

Занятие № 3» «Съемка мультфильма «Осень» (предметная анимация).

Содержание: Съемка мультфильма «Осень» в технике предметной анимации (разрезные плоские картинки). Дети закрепляют умение ориентироваться на плоскости, соотносить размер деталей, плавно передвигать детали в кадре, обеспечивая плавность движений.

Педагог предлагает несколько вариантов звукового оформления, дети выбирают наиболее понравившейся для мультфильма «Осень».  

Занятие № 4 «Съемка мультфильма «Лист» (пластилиновая анимация).

Содержание: Практическое занятие. Дидактическая игра «С какого дерева лист?». Изготовления пластилиновых деталей для съемки (разнообразные осенние листья). Дети закрепляют представление о форме листьев, лепят листья деревьев различной формы, расширяют и закрепляют представления о «осенних цветах и оттенках», названиях «природных цветов», учатся добиваться необходимого оттенка в процессе смешивания разных цветов пластилина. В процессе съемок учатся предавать плавность движения листьев. Педагог предлагает несколько вариантов звукового оформления, дети выбирают наиболее понравившейся для мультфильма «Лист».  Просмотр мультфильма.

Ноябрь (1-4 неделя)

Занятие № 5 «Известные мультипликаторы».

Содержание: Просмотр и обсуждение мультфильмов, сделанных в октябре. Знакомство с биографией отечественного мультипликатора - Федор Хитрук (1907–2012), просмотр и обсуждение отрывков из мультфильма «Винни- Пух и все-все-все».

Д/И «Какой герой?» (картинки с героями их мультфильмов Ф. Хитрака), дети учатся детей выделять признаки объектов (дети передают картинку с героем друг другу и называют по одному признаку, не повторяясь)

Занятие № 6 «Съемка мультфильма «Фрукты» (объёмная пластилиновая анимация).

Содержание: Д/И «Как мы можем разделить фрукты?», «От какого фрукта косточка?».  Лепка фруктов для съемок. Дети закрепляют представление о цвете, форме, вкусе, толщине и др. свойствах фруктов, учатся передавать особенности формы, цвета в лепке.

Съемка мультфильма «Фрукты» (часть).

Занятие № 7 «Съемка мультфильма «Фрукты» (объёмная пластилиновая анимация).

Содержание: Практическое занятие. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма (фрукты). Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру, дети учатся работать с объёмными фигурами в кадре, закрепляют представление о признаках и свойствах фруктах.

Педагог предлагает несколько вариантов звукового оформления, дети выбирают наиболее понравившейся для мультфильма «Фрукты». Озвучивание и монтаж мультфильма «Фрукты».

Занятие № 8 «Оптические иллюзии».

Содержание: Рассказ педагога о видах оптических иллюзий (презентация). Д/у «Какой шар больше?», «Кто изображен на этой картинке?», «Оранжевая или фиолетовая бабочка?» и др.  

Изготовление игрушки «Тауматроп» — игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесёнными с разных сторон, они воспринимаются как один.

Декабрь (1-4 неделя)

Занятие № 9 «Съемка мультфильма «Зоопарк» (объёмная пластилиновая анимация). 

Содержание: Рассказ детей о понравившемся животном по итогам экскурсии «Животные Красной книги в коллекции Новосибирского зоопарка». Обсуждение сценария мультфильма, раскадровка. Лепка героев. Формирование у детей умения лепить животных, выделяя основные части изображаемого объекта, учить сохранять пропорции частей. Развитие умения передавать с помощью пластилина размер, форму, оттенок шерсти животного, закрепление навыка работы по схеме. 

Занятие № 10 «Съемка мультфильма «Зоопарк» (объёмная пластилиновая анимация).

Содержание: Практическое занятие. Изготовление декораций для мультфильма, деталей необходимых для съемок (клетки, бревна, ведра, рыба и др).

Съемка кадров. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру, дети учатся работать с объёмными фигурами в кадре, закрепляют представление об особенности съемок движений животных.

Занятие № 11 «Съемка мультфильма «Зоопарк» (объёмная пластилиновая анимация).

Содержание: Практическое занятие. Съемка кадров. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру, дети учатся работать с объёмными фигурами в кадре, закрепляют представление об особенности съемок движений животных.

Занятие № 12 «Озвучивание мультфильма «Зоопарк» (объёмная пластилиновая анимация).

Содержание: Практическое занятие. Озвучивание мультфильма, работа с звукозаписывающей техникой, микрофоном; подбор музыкального сопровождение к мультфильму «Зоопарк». Просмотр мультфильма.

Январь (1-4 неделя)

Занятие № 13 «Съема мультфильма «Зима» (сыпучая анимация).

Содержание: отработка основных приемов сыпучей анимации, словесная характеристика качеств материала, формирование представлений о том, что одна форма может легко перетекать в другую, так как сыпучий материал очень податлив. Знакомство с стихотворением И. Сурикова «Зима»; раскадровка мультфильма; съемка кадров мультфильма; закрепление представлений о форме, величине.

Занятие № 14 «Озвучивание мультфильма «Зима» (сыпучая анимация).

Содержание: озвучивание мультфильма, работа с звукозаписывающей техникой, микрофоном; дети учатся выразительно произносить закадровый текст, подбор музыкального сопровождение к мультфильму «Зима».

Занятие № 15 «Съема мультфильма «Матрёшка» (перекладная анимация).

Содержание: отработка основных приемов съемки в техника перекладной анимации. Изготовления марионеток «Матрешек», деталей марионеток. Изготовление фона, деталей (цветов). Дети учатся выделять и словесно описывать величину, цвета предметов, закрепление представлений о пропорциях. Учатся правильно передавать плавность сборки предмета из отдельных частей в кадре.

Съемка кадров мультфильма;

Занятие № 16 «Озвучивание мультфильма «Матрешка». 

Содержание: озвучивание мультфильма, работа с звукозаписывающей техникой, микрофоном; дети учатся выразительно произносить закадровый текст, подбор музыкального сопровождение к мультфильму «Зима».

Февраль (1-4 неделя)

Занятие № 17 «Известные мультипликаторы».

Содержание: Знакомство с биографией отечественного мультипликатора - Юрий Норштейн, просмотр и обсуждение отрывков из мультфильма "Ежик в тумане". Д/И «Какой герой?» (картинки с героями их мультфильмов Ю. Норштейна), дети учатся детей выделять признаки объектов (дети передают картинку с героем друг другу и называют по одному признаку, не повторяясь)

Занятие № 18 «Съема мультфильма «Часики» (перекладная анимация).

Содержание: изготовление марионеток (с фотографиями лиц детей), марионеток музыкального инструмента (фото инструмента, изготовленного детьми с родителями), деталей, фона. Закрепление представлений о форме, цвете, звуковых характеристиках инструментов; отработка основных приемов перекладной анимации. Работая в технике «перекладка», ребенок учится восприятию пропорций, особенностей плоской формы, характера линий, цвета. 

Занятие № 19 «Съема мультфильма «Часики». 

Содержание: Съемка кадров мультфильма; закрепление представлений о пространственных отношений частей фигуры, ритме, движениях.

Занятие № 20 «Озвучивание мультфильма «Часики». 

Содержание: подбор музыкального сопровождение к мультфильму «Часики». Запись шумовых эффектов (звуки самодельных инструментов), работая с шумовыми эффектами дети развивают восприятие неречевых звуков. Просмотр мультфильма.

Март (1-4 неделя)

Занятие № 21 «Съема мультфильма «Для мамочек» (предметная анимация).

Содержание: Беседа о празднике 8 марта. Съемка мультфильма «Для мамочек» в технике предметной анимации (конструктор «липучки). Дети закрепляют умение ориентироваться на плоскости, соотносить размер деталей, плавно передвигать детали в кадре, обеспечивая плавность движений, находить интересные цветовые решения.

Педагог предлагает несколько вариантов звукового оформления, дети выбирают наиболее понравившейся для мультфильма «Осень».  

Занятие № 22 «Озвучивание мультфильма «Для мамочек». 

Содержание: подбор музыкального сопровождение к мультфильму «для мамочек». Дети учатся выразительно произносить закадровый текст. Просмотр мультфильма.

Занятие № 23 ««Съема мультфильма «О слоне» (перекладная анимация).

Содержание: изготовление марионеток, деталей, фона. Закрепление представлений о форме, цвете; отработка основных приемов перекладной анимации. Работая в технике «перекладка», ребенок учится восприятию пропорций, особенностей плоской формы, характера линий, цвета. 

Занятие № 24 «Озвучивание мультфильма «О слоне».

Содержание: подбор музыкального сопровождение к мультфильму «О слоне». Запись шумовых эффектов. Дети выразительно произносить закадровый текст Просмотр мультфильма.

Апрель (1-4 неделя)

Занятие № 25 «Мультфильм «Бердск» (предметная анимация, лего- конструктор). 

Содержание: Рассматривание альбома «Город «Бердск». Решение проблемной ситуации «Как безопасно перейти улицу». Беседа «За что мы любим Бердск». Чтение стихотворения «Бердск», обсуждение сюжета будущего мультфильма по мотивах стихотворения. 

Занятие № 26 «Съема мультфильма «Бердск» (предметная анимация, лего- конструктор). 

Содержание: создание городской среды, посредством блочного лего- конструктора, закрепление знаний о величине; формирование пространственных отношений «перед», «после», «между»., «над», «под», обсуждение цветовых решений.

Занятие № 27 «Съема мультфильма «Бердск» (предметная анимация, лего- конструктор).

Содержание: Съемка кадров мультфильма; закрепление представлений о пространственных отношений частей фигуры, ритме, отработка   правильной постановки деталей в кадре, плавных движений, правильных переходов от кадра к кадру.

Занятие № 28 «Съема мультфильма «Бердск» (предметная анимация, лего- конструктор).

Содержание: Съемка кадров мультфильма; закрепление представлений о пространственных отношений частей фигуры, ритме, отработка   правильной постановки деталей в кадре, плавных движений, правильных переходов от кадра к кадру. 

Май (1-4 неделя)

Занятие № 29 «Озвучивание мультфильма «Бердск».

Содержание: дети выразительно произносить закадровый текст.

Записываем озвучивание мультфильма, работа с звукозаписывающей техникой, микрофоном; подбор музыкального сопровождение к мультфильму «Бердск». Просмотр мультфильма.

Занятие № 30 «Съемка мультфильма «Барабек» (перекладная анимация).

Содержание: Чтение стихотворения К. Чуковского «Барабек» обсуждение сюжета будущего мультфильма по мотивах стихотворения.  Изготовление марионетки, деталей, предметов, надписей, необходимых для съемки. Съемка мультфильма «Барабек». Работая в технике «перекладка», ребенок учится восприятию пропорций, особенностей плоской формы, характера линий, цвета. 

Занятие № 31 «Озвучивание мультфильма «Барабек». 

Содержание: Д/ Игра «Говорим разными голосами», дети выразительно произносить закадровый текст. Подбор музыкального сопровождения для мультфильма.

Занятие № 32 «Мультмарафон».

Содержание: просмотр мультфильмов, снятых за учебный год. Обмен впечатлениями.

Оборудование и программное обеспечение мультстудии «Мой мир»:

-  Мультстудия «Мой мир» (станок для съемки, видеокамера с функцией покадровой съемки; настольная лампа);

- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе premiere pro);

- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);

- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);

- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока, пластилин, сыпучие материалы, кварцевый песок и предметные фигурки, разнообразные конструкторы, бросовый материал).

- диски для записи и хранения материалов;

- система освещения;

- устройство для просмотра мультипликационных фильмов, проектор с экраном, электронная доска;

- телефон с программой Stop Motion Studio.

 

 Список литературы:

1. Запаренко В.С. Учимся рисовать мультики –  СПб.: Издательство "Фордевинд", 2011. – 128 с. 

2. Зейц М.В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница - М.: ИНТ, 2010. – 252 с. 

3. Кудрявцева В.В. Создать атмосферу сказки / Искусство в школе. – 2006. - №. 3.- с.23-24.

4. Куприянов Н.Н. Занятия анимацией – «витамин игры» // Искусство в школе. -2007. -  №. 4.-с.15-16. 

5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений - М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 119с.

6. Почивалов А.В. Пластилиновый мультфильм своими руками: как оживить фигурки и снять свой собственный мультик – Москва: Издательство «Э», 2015. –  64с.

 

. . . . .