Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сценарий досуга, посвященного дню рождения А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2024-04-15 18:55:04
Статью разместил(а):
Жильцова Светлана Петровна

Сценарий досуга, посвященного дню рождения А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста "В волшебной стране Лукоморье"

Автор: Жильцова Светлана Петровна

ГБОУ Школа 1995, ДО 1

 

Целями являются:

- Приобщение детей дошкольного возраста к творчеству великого поэта А.С. Пушкина, как яркого представителя великой русской культуры. Обязательно упоминаем о патриотизме и любви к Родине и необходимой толерантности и готовности к взаимодействию с людьми разных национальностей, разных вероисповеданий, а также особенностей мировоззрения, интересов и поведения.

- Обогатить внутренний мир ребенка посредством сказок, заинтересовать разнообразием выразительных возможностей сказки привить любовь к прекрасному литературному миру сказочных героев Пушкина.

- Развивать и проявлять творческую активность.

- Развивать коммуникативные навыки и социализацию.

Задачи:

- Развитие коммуникативных способностей, как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

- Формировать представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и индивидуальности других детей;

Во время предварительной подготовки знакомимся или вспоминаем сказки А.С. Пушкина, даем краткую и интересную информацию о жизни поэта, рассказываем и его няне, об источниках получения основ для своих сказок. Вводим интеграцию в другие виды искусства.

Рассказ о том, что сказки Пушкина очень красивы и явились вдохновением для создания на их основе музыкальных произведений.

В работе с воспитателями: повысить профессиональную компетентность в вопросах культурного воспитания дошкольников. Создать в детском саду необходимые условия для сотрудничества с семьями воспитанников.

В работе с родителями: повысить компетентность родителей в области патриотического воспитания, воспитания у детей духовных ценностей и любви к русскому литературе, создать благоприятный психологический микроклимат в семье.

Привлекаем к участию родителей (изготовление костюмов, заучивание с детьми оговоренного текста) Приглашаем родителей к участию непосредственно в мероприятии, можно задействовать Родителя в роли Кота Ученого, который приходит на досуг проверить познания детей.

Дети заходят в музыкальный зал под песню «Страна Лукоморье. Муз. А. Цыплияускаса, сл. Н. Шитова.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Наша сегодняшняя встреча посвящена дню рождению самого известного и самого любимого миллионами людей во всем мире человека. Это поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он писал много различных произведений, но мы с вами знаем его прежде всего, как создателя интересных и познавательных сказок.

Язык его сказок ярок и интересен и считается образцом правильной художественной  русской речи, является эталоном и образцом для подражания. Тексты сказок разобраны на афоризмы, изучаются всеми исследователя русского языка.

Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.

Дети перечисляют сказки. «Сказки о золотой рыбке», Фрагмент из поэмы «Руслан и Людмила», который давным давно живет своей жизнью и называется «У Лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне  семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о Царе Салтане и сыне его Гвидоне Салтановиче», «Сказка о Золотом Петушке», и не очень популярная «Сказка о медведице».

Ведущая обращает внимание детей на портрет Пушкина. 

Ведущая: Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799г. в г. Москве, в небольшой дворянской семье. У него был старший брат и младшая сестра. Со дня рождения великого поэта прошло 225 лет, но до сих пор мы любим и читаем его стихи и сказки. Творчество этого поэта широко известно не только в России, но и во всем мире.

Герои сказок Пушкина Пушкин  загадочные, волшебные, но при этом близки и понятны и детям и взрослым(золотая рыбка, которая исполняет желания, царевна, говорящие животные: кот ученый, белка песенки поет, царевна превращается в лебедя, царь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля и т.д.) Сказки этого поэта пронизано великой мудростью, поэтому их с огромным удовольствием читают взрослые, так как очень многие вещи очень глубоки и переосмысливаются во взрослом возрасте иначе. Также все сказки учат нас добру и мудрости

И начнем мы наше путешествие с песни, которой тоже пригласим сказки в гости. Все дети исполняют песню «Сказка, сказка, приходи» (Муз. и сл. Е. Соколовой).

Звучит мелодия «В гостях у сказки» на ее фоне.

И  сегодня сказки, написанные много лет назад «оживут» с вашей помощью. А помогать нам в этом будет «волшебная чаша». Но чтобы волшебство совершилось и дверь в сказку отворилась мы будем не только ударять «волшебной» палочкой в « волшебную» чашу, но и произносить волшебные слова: Чаша  звоном отзовись сказка в дверь отворись…

Запомнили? Повторяем вместе: Чаша  звоном отзовись сказка в дверь отворись…

Ведущий ударяет по чаше.

Дети одной из групп в соответствующих костюмах и читают фрагмент поэмы А.С. Пушкина «У ЛУКОМОРЬЯ»  и инсценируют происходящее под приглушенную музыку Н. Римского-Корсакова «Море и корабль».

1 ребенок: У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том:

2 ребенок: И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом;

                    Идёт направо - песнь заводит, налево - сказку говорит.

3 ребенок: Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;

4ребенок: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей;

                   Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей;

5 ребенок: Там лес и дол видений полны;

                  Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой,

                   И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных,

                   И с ними дядька их морской;

6 ребенок: Там королевич мимоходом пленяет грозного царя;

7 ребенок: Там в облаках перед народом

                   Через леса, через моря

                   Колдун несёт богатыря;

8 ребенок: В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит;

9 ребенок: Там ступа с Бабою Ягой, идёт, бредёт сама собой,

10 ребенок: Там царь Кощей над златом чахнет;

Хором: Там русский дух, там Русью пахнет!

Дети кланяются.

Ведущая: ребята, спасибо вам огромное. Присаживайтесь пожалуйста.

Все узнали что за сказку нам показали ?

Дети отвечают самостоятельно или с помощью воспитателя.

Переходим к следующей сказке.

 Все вместе говорим волшебные слова: Чаша  звоном отзовись сказка в дверь отворись… Ведущий ударяет по чаше.

Участники следующей группы уходят за шторы. 4 человека делают волны (полотна из органзы голубого цвета).

Инсценировка фрагмента «Сказки о золотой рыбке».

Ведущая (ребенок этой группы):

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Выходят: старуха и садится на скамейку. Старик и закидывает невод.

Раз он в море закинул невод, пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой - золотою.

Под шум моря рыбка оплывает один круг и останавливается, старик подходит к ней.

Рыбка: "Отпусти ты, старче, меня в море!

              Дорогой за себя дам откуп:

              Откуплюсь, чем только пожелаешь".

Старик: ничего мне от тебя не надо.

Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе.

Рыбка уплывает.

Ведущая: Воротился старик ко старухе,

Старик подошел к старухе.

Старик: Я поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую;

             По-нашему говорила рыбка. Домой в море синее просилась,

             Дорогою ценою откупалась, откупалась, чем только пожелаю.

             Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море.

Старуха: "Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!

                 Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось".

Все дети поклонились и ушли за шторы.

Ведущая: Ребята, из какой сказки? Эта сказка всем знакома: «Сказка о рыбаке и рыбке». Посмотрите, а у рыбки на чешуйке задания.

Давайте все вместе встанем в круг и поиграем в игру «Рыбкины секреты».

Дети встают в круг, Ведущая снимает чешуйки-задания. 

Вопросы рыбки:

1. Сколько лет жили старик со старухой (30 лет и 3 года)

2. Где они жили? (у самого синего моря)

3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)

4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)

5. Что поймал старик в первый раз? (тину)

6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)

7. Назовите первое желание старухи? (корыто)

8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)

9. Старик добрый, а старуха. (злая)

11. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)

Ведущая: Молодцы, ребята. Садитесь. Ребята, в каждой сказке есть мораль, философия. Чему нас учит эта сказка? Дети отвечают самостоятельно или при помощи педагогов.

Дети: любви, добру, терпению, взаимопомощи.

Переходим к следующей сказке.

Ведущая: Все вместе говорим волшебные слова: Чаша звоном отзовись сказка в дверь отворись… Ведущий ударяет по чаше.

Следующая группа показывает свою инсценировку «Сказка о попе и его работнике Балде».

Под мелодию «Русского наигрыша» выходят и встают на свои места.

Ведущая (ребенок из этой группы):

Жил-был поп, толоконный лоб.

Поп идет по кругу

Пошел поп по базару, посмотреть кой-какого товару.

Балда идет навстречу Попу.

Навстречу ему Балда, идет, сам не зная куда.

Ребенок: «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?»

Ведущая: Поп ему в ответ:

Поп: «Нужен мне работник: Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого служителя не слишком дорогого?

Ведущая: Вот он попадье признается:

                 Так и так: что делать остается?»

                 Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.

                 Попадья говорит:

Попадья: «Знаю средство, как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь

И Балду-то без расплаты отправишь».

Ведущая: Стало на сердце попа веселее,

                 Начал он глядеть на Балду посмелее.

                 Вот он кричит:

Поп: «Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти;

Лучше б не надобно дохода,

 Да есть на них недоимки за три года.

Под веселую музыку Поп и Балда вприсядку, Ведущая и Попадья топотушки  вокруг себя. В конце поклон.

Ведущая: Как называется сказка, из которой мы посмотрели отрывок?

(Сказка о попе и работнике…)Чему нас учит эта сказка? Добру, правильному рассчету. Она рассказывает нам о том, что у всего на свете есть своя стоимость, надо бережно относиться ко всему, но и жадничать тоже не хорошо. Надо с тепением и понимаем относиться друг к другу.

Ведущая: А сейчас чтобы заклинание набрало новую силу мы должны сделать небольшой перерыв.  Предлагаю вам сделать волшебную физкультминутку. «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС…»: 

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Ведущая: А теперь задание посложнее: движения с убыстрением темпа.

Проводится игра «ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ».

С каждым разом убыстряя темп (повторить 3-4 раза)

И царица - хохотать, и плечами пожимать,

И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,

И вертеться, подбоченясь, гордо в зеркальце глядясь.

После игры дети садятся.

Ведущая: Все вместе говорим волшебные слова:Чаша  звоном отзовись сказка в дверь отворись… Ведущий ударяет по чаше.

Дети следующей группы «Сказка о Царе Салтане и сыне его Салтане Гвидоновиче».

Выходят три девицы в русских костюмах и исполняют танец «На горе-то калина», движения по тексту. Садятся на скамеечку около домика. Начинают прясть.

Ведущая: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

1-я девица: Кабы я была царица…

Ведущая: Говорит одна девица…

1-я девица: То на весь крещеный мир приготовила б я пир.

2-я девица: Кабы я была царица…

Ведущая: Говорит ее сестрица…

2-я девица: То на весь бы мир одна наткала я полотна.

3-я девица: Кабы я была царица…

Ведущая: Третья молвила сестрица…

3-я девица: Я б для батюшки-царя родила богатыря.

Ведущая: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела,

Встали около скамейки.

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

Царь идет по кругу

Во все время разговора он стоял позадь забора;

Речь последней по всему полюбилася ему.

Под музыку входит Ц а р ь  С а л т а н.

Царь: Здравствуй, красная девица,

Ведущая: Говорит он,

Царь: будь царица!

           И роди богатыря  мне к исходу сентября.

           Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

           Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой:

           Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.

Под музыку дети уходят.

Ведущая: спасибо всем артистам. Ребята, все узнали сказку, фрагмент которой нам представили дети?

Какая же философия в этой сказке? Чему она нас учит?

Тому, что нельзя быть злые и делать плохо кому-то, зло всегда быть наказано и надо быть честным и добрым по отношению к другим людям. Надо быть порядочным и со всеми порядочно себя вести.

Музыкальный руководитель: ребята, сказки Пушкина очень красивы и явились вдохновением для художников и для композиторов. В частности,  русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о Царе Салтане» и теперь все три чуда из этой сказки имеют свою музыкальную тему. Я вас включу небольшие фрагменты, а вы прослушаете и сами скажете, чья же это музыкальная тема: Белочки, Шмеля, или витязей прекрасных с дядькой Черномором. Если вы узнаете Белочку, то прыгайте как белочки по веточкам, если вы узнаете Витязей, то важно шагайте, а если узнаете Шмеля, то быстро летайте по залу. Договорились? Приступаем…  

«Музыкальная Угадай-ка».

Ой, ребята, посмотрите, что это такое  случилось? Откуда здесь взялся этот сундук? Я поближе подойду, что находится внутри посмотрю

А в этом сундуке разные предметы и кажется, что это предметы из сказок Пушкина. Вот чудеса (Демонстрирует волшебный сундук.)

Проводится игра «УГАДАЙ, ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПРЕДМЕТЫ». 

Ведущая достаёт из сундука по очереди предметы: яблоко, зеркальце, петушок, деревянная ложка Балды, меч богатыря, лебединое перо, орешки для белочки, корыто, сеть-невод, золотая рыбка, веревка.

Ведущая: Опустел мой ларец. Вот игре и конец. Присаживайтесь пожалуйста.

Наше заклинание отдохнуло и снова наполнилось волшебной силой. Давайте переходить к следующей сказке. 

Повторяем волшебные слова : Чаша  звоном отзовись сказка в дверь отворись… Ведущий ударяет по чаше.

Следующая группа представляет свою сказку.

Под русскую народную мелодию дети выходят и занимают свои места.

Инсценировка «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ…»

Звучит музыка и входит Царица с гордым видом и с зеркальцем в руках.

Рассказчик: На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь

                    Перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.

Царица (смотря в зеркальце): «Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?»

Рассказчик: Что же зеркальце в ответ?

Голос за шторой (ребенок) отвечает:

Ребенок: «Ты прекрасна, спору нет. Но царевна всех милее, всех румяней и белее».

Царица выполняет действия по тексту.

Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет!..

Царица: «Ах, ты мерзкое стекло! это врешь ты мне назло.

                Как тягаться ей со мною? Но скажи, как можно ей

                Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше.

                Обойди все царство наше,хоть весь мир; мне ровной нет.

                Так ли?» Зеркальце в ответ:

 Ребенок (за шторой): «А царевна все ж милее, все ж румяней и белее».

Рассказчик: Делать нечего. Она, Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку, (Кладет зеркальце под лавку.)

Позвала к себе Чернавку.

Царица: Чернавка! Чернавка подходит к ней.

Рассказчик: И наказывает ей, сенной девушке своей,

Царица: Веди царевну в глушь лесную и свяжи ее, живую

               Под сосной оставишь там на съедение волкам. Царица садится на лавку.

Чернавка идет за шторы и выводит за руку Царевну.

Пока обе идут под музыку по кругу, с другой стороны выставляется елочка и пенек.

Рассказчик: Спорить нечего. С царевной вот Чернавка в лес пошла

                     И в такую даль свела,

                     Что царевна догадалась, и до смерти испугалась,  

(Подходят к елочке с пеньком)

И взмолилась:

Царевна (сложив обе руки у груди):

Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица!

 А как буду я царица, Я пожалую тебя.

Рассказчик: Та, в душе ее любя, (Чернавка, жалея, поглаживает по плечу Царевну.)

Не убила, не связала, отпустила и сказала:

Чернавка: Не кручинься, бог с тобой.

Рассказчица: А сама пошла домой. (Чернавка возвращается к Царице.)

Царица: Что?

Рассказчик: Сказала ей царица.

Царица: Где красавица девица?

Чернавка: Там, в лесу, стоит одна.

Рассказчик: Отвечает ей она.

Чернавка: Крепко связаны ей локти;

                  Попадется зверю в когти,

                  Меньше будет ей терпеть,

                 Легче будет умереть.

Звучит приглушенно колокольный звон. 

Рассказчик: И молва трезвонить стала:

                     Дочка царская пропала!

                    Тужит бедный царь по ней.

Колокольный звон становится громче, выходит Елисей.

Рассказчик: Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу, (Королевич поднимает глаза к небу)

Отправляется в дорогу (Королевич не спеша обходит по кругу зал)

За красавицей душой, За невестой молодой.

К Королевичу подходят остальные герои. П О К Л О Н.                    

Ведущая: Вы, ребята узнали этих героев? Из какой они сказки? (Ответы детей.)А чему нас учит эта сказка?

Добру, говорит о том, что нельзя завидовать ничему, надо всем помогать и никого не обижать

Проводится эстафета «НАЛИВНОЕ ЯБЛОЧКО». 

Ведущая: Командам (2 команды по 5 человек) нужно будет пронести на тарелке яблочко, не уронив его.

Ведущая: Все вместе говорим волшебные слова :Чаша  звоном отзовись сказка в дверь отворись…Ведущий ударяет по чаше

Инсценировка следующей группы «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»

Рассказчик: Негде, в тридевятом царстве,

                     В тридесятом государстве,

                     Жил-был славный царь Дадон.

Выходит ребенок с петушком в руках.

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна, верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется, к той сторонке обернется.

И кричит:

Ребенок с петушком: Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!

Рассказчик: Петушок кричит опять

Ребенок с петушком: Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!

Выходит царь с воинами. Под музыку они обходят круг. Останавливаются. 

Войско в горы царь приводит промеж высоких гор

Видит шелковый шатер. … Вдруг шатер распахнулся… (Из-за штор появляется Шамаханская Царица)

и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, тихо встретила царя. (Царица подходит к Царю)

Царь: Здравствуй, девица-краса!

Шамаханская царица: Я восточная девица - Шамаханская царица. Я стройна и весела выйду замуж за царя,

Хи-хи-хи, ха-ха-ха…

Исполняется «ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ» Шамаханской Царицы. 

(Небольшой музыкальный фрагмент восточной музыки)

Царь: Ох! Красавица девица, На тебе хочу жениться! П О К Л О Н.     

Ведущая: Шамаханская царица, из какой сказки, ребята? «Золотой петушок». Чему же нас учит эта сказка? Добру, порядочности

Ведущая: Разделимся на команды. Нужно будет пропрыгать на одной ноге вокруг стула и обратно, передать шапочку петушка другому участнику команды. Можно прыгать то на правой ноге, то на левой ноге.

Проводится игра «Петушиные бои» под русскую народную мелодию.

Дети выстраиваются парами соперники напротив друга друга.Левая рука за спиной, а другой рукой (Ведущей рукой), встаем на одну ногу. По команде срываем шапку петуха с головы соперника 

Ведущая: Молодцы, ребята! Вы и ловкие и любознательные и настоящие артисты. Сказки на сегодня с нами прощаются и двери сказочной страны закрываются.Наша сказочная встреча началась с песни  и закончится должна тоже песней, поэтому предлагаю всем встать и исполнить песню, которые «гуляют по свету» и приходят в гости к детям и взрослым, делая нашу жизнь интересней.

Все дети встают и исполняют песню «Сказки гуляют по свету», из фильма «Оленья охота» Муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

Затем все вместе выполняем танцевальные движения в кругу и водим хоровод. Присаживаемся на стулья.

Ведущая: Ну что ж, ребята, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот  подошла к концу и наша с вами встреча с волшебными пушкинскими сказками подошла к концу.

Ребята, может быть, мы с вами попробуем побыть волшебниками-художниками? Тогда нам понадобится сказочное настроение и волшебные карандаши, с помощью которых вы сможете в своих группах нарисовать любой сказочный персонаж из сказок Пушкина.

Под музыку дети выходят из зала.

 

Литература:

А.С . Пушкин. Сказки. 128 страниц. Издательство «Буква-ленд».

 

. . . . .