Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Зачет "вертушка" по биологии для 5 классов по ФГОС

Дата публикации: 2024-04-14 10:00:48
Статью разместил(а):
Иудина Дарианна Егоровна

Зачет "вертушка" по биологии для 5 классов по ФГОС

Автор: Иудина Дарианна Егоровна

МОБУ СОШ № 17 г. Якутска

 

Непременное условие реализации основных функций обучения (обучающей, развивающей, воспитывающей) - активная познавательная деятельность, творческое отношение к учебе. Организация такой деятельности - одна из основных задач учителя, причем в учебно-воспитательном процессе важно создать условия разноуровневой деятельности: от репродуктивной до продуктивно-творческой.

Для организации творческой деятельности учащихся необходима интенсификация отдельных элементов процесса обучения, т.е. увеличение объема работы, выполненной ими в единицу времени. Пути интенсификации различны. Зачет разработан методическим приемом, направленным на интенсификацию познавательной деятельности учащихся. Он основан на организации зачетных уроков по типу “вертушки” и назван нами: зачет по КСО, так как здесь прослеживается естественное общение в парах сменного состава. Главная “изюминка” зачета по КСО – экзаменаторы не усвоивших обучают, т.е. не только проверяют знания, но и оценивают.

Применение такого зачета вырабатывает взаимоуважение между учеником и учителем, а также между учеником и учеником-экзаменатором, учит общению между учащимися. А также исчезает страх - ученик не испытывает чувство страха ответа перед экзаменатором, а ученикам-экзаменаторам добавляется чувство ответственности, учит самооценке и взаимооцениванию, в результате повышается интерес учащихся к самому процессу познания, а не к отметке. А если иногда назначить экзаменатором - среднего ученика, то повышается самоуважение, им хочется оправдать доверенное, тем самым появляется стимул к учебе, со временем из среднего он превращается в сильного.

Продолжительность занятия 80-90 минут - хорошо подходят спаренные уроки. Уроки проходят без перемены, так как учащиеся не устают от таких нетрадиционных уроков. Мы наблюдали, что после 90-минутного без перемены зачета, выходя, учащиеся продолжали такое обучение в коридоре.

В результате занятия учащиеся выполняют 12 заданий различного уровня и получают 12 оценок (только положительных), проходя 12 пунктов трех станций. Выполнение такого объема заданий, практически невозможно при традиционных уроках.

Задача учителя при этом: создать положительную психологическую атмосферу для максимального раскрытия учащихся и координировать их деятельность. Для ее выполнения учитель выполняет роль дирижера. При контроле на каждой станции следования работает ученик-экзаменатор. Экзаменатором может быть хорошо успевающий ученик этого класса или учащиеся старшего класса - работа по вертикали. (Работа по вертикали по коллективному способу обучения означает, что наблюдается разновозрастной состав, в отличии от работы по горизонтали -одновозрастной состав).

1. Подготовка учебного материала:

Учитель определяет учебную тему для зачетного урока и выделяет требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся по этой теме. Причем они делятся на две группы:

1) учащиеся должны уметь - требование, которые должны выполнять все учащиеся;

2) учащиеся могут - требования соответствуют более высокому уровню усвоения учебного материала, эти требования могут быть не выполнены или полностью выполнены учащимися-экзаменаторами.

Цель урока: обобщить, закрепить, проверить знания, не усвоивших обучить.

Карточка учащегося - это билет, который вытаскивает сам учащийся и отвечает по этому билету, как на обычных зачетах или мини-экзаменах.

2. Организация и технология работы класса:

а) Подготовка аудитории:

Для работы на партах распределяем таблички, обозначающие станции следования и материалы для каждой станции. Всего имеем три станции: 1) «Теория»; 2) «Тестирование»; 3) «Практика». На каждой станции по 4 пункта. Например, “Теория-1,2,3,4” и т.д. Дидактический материал - 5 вариантов билетов на каждом пункте, т.е. по 5 карточек по “Теории-1” и т.д.

Экзаменаторам даем эти 5 карточек предварительно как домашнее задание, перед зачетом учитель успевает проверять и дать замечания и уточнения по решению. Таким образом, ответы на задания не раздаем.

б) Работа одного учащегося: Пройти всех экзаменаторов - все 12 пунктов, с зачетным листом ученика выполняя задания. Цель ученика на зачете: ответить, взаимооценить свои знания; если не удовлетворен своими знаниями, то попросить объяснить аналогичное задание (т.е. задание другого билета), понять его; затем тут же взять другое аналогичное задание (билет) и выполнить самому, а экзаменатору оценить его, согласиться с этой оценкой, при необходимости еще попросить билет. Цель не исправление оценок, а понять непонятое по разным причинам - может быть из-за пропусков по болезни и т.д. Затем подойти к следующему пункту и проделать то же самое.

Каждый имеет зачетные листки, где каждый экзаменатор выставлял оценки, в конце выводится итоговая оценка.

У каждого ученика имеется зачетный лист ученика:

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Ф.И. ... Класс ...

СТАНЦИЯ «ТЕОРИЯ»

Экзаменаторы

Оценка знания

Оценка после объяснения

Фамилия экзаменатора

Экзаменатор 1

 

 

 

Экзаменатор 2

 

 

 

Экзаменатор 3

 

 

 

СТАНЦИЯ «ТЕСТИРОВАНИЕ»

Экзаменаторы

Оценка знания

Оценка после объяснения

Фамилия экзаменатора

Экзаменатор 1

 

 

 

Экзаменатор 2

 

 

 

Экзаменатор 3

 

 

 

СТАНЦИЯ «ПРАКТИКА»

Экзаменаторы

Оценка знания

Оценка после объяснения

Фамилия экзаменатора

Экзаменатор 1

 

 

 

Экзаменатор 2

 

 

 

Экзаменатор 3

 

 

 

ЛИСТ ЭКЗАМЕНАТОРА 1, 2, 3, 4

Ф. И. экзаменатора ... Класс ...

Название маршрута: Станция «Теория» / Станция «Тестирование» / Станция «Практика»:

Фамилия, имя сдающего

Оценка экзаменатору за доступность рассказа (оценивает сдающий)

1.

2.

3.

   

Экзаменатор 1.

Какое животное не обитает в настоящее время?

Билет 1. Волк, лев, тигр, мамонт, жираф

Билет 2. Динозавр, мышь, кит, белка, крот

Билет 3. Кукушка, археоптерикс, ворона, акула, чайка

Билет 4. бурый медведь, ящерица, заяц, саблезубый тигр

Билет 5. кенгуру, страус, гепард, стегоцефал, дельфин

Экзаменатор 2.  

Что не относится к царству Растения?

Билет 1. Одуванчик, мухомор, пырей, ромашка

Билет 2. Шиповник, лилия, земляника, осьминог

Билет 3. Ель, пихта, береза, лисички

Билет 4. Смородина, брусника, амеба, лиственница

Билет 5. Роза, тюльпан, подснежник, дрожжи

Экзаменатор 3.

Выберите беспозвоночных из списка

Билет 1. Лебедь, тритон, жаба, щука, осьминог

Билет 2. Осетр, лось, лягушка, паук-крестовик, воробей

Билет 3. Лиса, змея, бабочка, черепаха, акула

Билет 4. Речной рак, мышь, дрофа, сова, слон

Билет 5. Тигр, еж, скорпион, ящерица, журавль

Экзаменатор 4.

Вставьте пропущенные буквы

Билет 1. Бес…воночные, г..бы, ца…во, мле…итающие

Билет 2. Жив…ые, мол..ски, много…точные, нас…мые

Билет 3. Ра…ния, прос…шие, пт.цы, поз…очные

Билет 4. бак..рии, одно…точные, земно…ные, ры..

Билет 5. пресмык…щиеся, дино…ры, мам…ты, орг..изм

Станция «Тестирование»

Экзаменатор 1.

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

Билет 1. По типу питания растения являются

А) гетеротрофы   Б) автотрофы  В) паразиты  Г) эукариоты

Билет 2. Выберите правильную характеристику животных:

А) гетеротрофы   Б) имеют  клеточную стенку  В) неограниченный рост   Г) все животные многоклеточные организмы

Билет 3. Неклеточные формы жизни:

А) бактерии   Б) дрожжи 

 В) простейшие  Г) вирусы

Билет 4. Какие грибы используют в хлебопечении:

А) мукор   Б) пеницилл     В) дрожжи      Г) шампиньон

Билет 5. Какие бактерии являются автотрофами:

А) цианобактерии    Б) палочка Коха    

В) спириллы           Г) прокариоты

Экзаменатор 2.

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

Билет 1. Сколько существует царств живой природы?

А) 2         Б) 4         В) 5          Г) 6 

Билет 2. К какому царству относится амеба?:

А) растения   Б) бактерии  В) животные    Г) грибы

Билет 3. Многоклеточные организмы в отличие от одноклеточных:

А) состоят из одной клетки            Б) состоят из двух клеток  

В) состоят из множества клеток    Г) неклеточные

Билет 4. Моллюски относятся к:

А) позвоночным   Б) беспозвоночным  

Билет 5. Выберите не съедобный гриб?

А) масленок    Б) лисички    В) поганка   Г) подосиновик

Экзаменатор 3.

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

Билет 1. Ученые считают, что первыми появились?

А) животные    Б) бактерии   В) грибы   Г) растения

Билет 2. Что означает слово «бактерия» с греческого языка?

А) палочка  Б) колбочка   В) шар  Г) спираль

Билет 3. Рыбы относятся к

А) позвоночным    Б) беспозвоночным 

Билет 4. Медузы относятся к типу:

А) Моллюски   Б) Иглокожие   В) Черви   Г) Кишечнополостные

Билет 5. Какие грибы относят в хлебопечении

А) подберезовики   Б) мухомор   В) лисички   Г) дрожжи

Экзаменатор 4.

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

Билет 1. Выберите несъедобный гриб

А) белый гриб   Б) рыжик   В) белая поганка   Г) масята

Билет 2. К позвоночным НЕ относится:

А) рыбы   Б) пресмыкающиеся   В) моллюски   Г) млекопитающие

Билет 3. К млекопитающим НЕ относится:

А) лось    Б) тигр    В) дельфин    Г) лебедь

Билет 4. Вирус от латинского переводится:

А) палочка  Б) спираль  В) яд   Г) кокки

Билет 5. Клеточная стенка растений образована из:

А) хлоропластов         Б) крахмала     В) целлюлозы    Г) цитоплазмы 

Станция «Практика»

Экзаменатор 1.

Приведите примеры живых организмов, которые вас окружают (дома, на улице, в школе). К каким царствам они относятся?

Название организма

Царство

 

 

 

 

Экзаменатор 2. Решите кроссворд «Царства»:

1. Страус относится к царству?

2. папоротник относится царству?

3. Дрожжи – это…

4. Условно-съедобный гриб

5. Организмы, которые появились первыми на Земле

6. Самое разнообразное царство

7. Бактерии, которые сами образуют органические вещества.

 

Экзаменатор 3.

Отгадайте ребус.

Экзаменатор 4. Установите в рабочее состояние микроскоп и рассмотрите готовые микропрепараты простейших и назовите их.

Методические указания:

Станция практика

Оборудования: микроскоп, готовые микропрепараты простейших: амеба, эвглена зеленая, инфузория туфелька.

 

Литература:

Биология: 5 класс : базовый уровень: учебник / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Щвецов; под. Ред В.В. Пасечника. – М. Просвещение, 2023 – 16 с.: ил. 

 

. . . . .