Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Рабочая программа по учебному предмету "Хореография"

Дата публикации: 2024-04-06 06:22:33
Статью разместил(а):
Кузнецова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по учебному предмету "Хореография"

Автор: Кузнецова Елена Геннадьевна

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3 "Пеликан"

 

Рабочая программа по предмету "Хореография" на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. 

Срок освоения программы: 4 года.

Данная рабочая программа по предмету "Хореография"на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации  от 31 мая 2021г. №286), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Учебный предмет "Хореография" входит в образовательную область "Физическая культура".

Изучение учебного предмета "Физическая культура" имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой, спортом и хореографией.

Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности и проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. В связи с этим и учитывая "Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (письмо Минобрнауки от 08 октября 2010г. № ИК-1494/19), одним из возможных путей проведения занятий по физической культуре является танец, ритмические движения, упражнения, подвижные игры с музыкальным сопровождением.

При создании программы по предмету "Хореография" учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.

Функцией предмета "Хореография" является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движении. Это оказывает значительное влияние на повышение умственной активности обучающихся. Следует отметить, что хореография, как предмет преподавания в школе при правильной организации деятельности ребёнка, способствует не только физическому развитию и укреплению здоровья, но и приобретению специфических знаний и умений в области хореографической культуры, и решению индивидуальных психологических проблем ребёнка (например, повышению самооценки, снижению тревожности, эмоционального напряжения, развитию навыков общения, сотрудничества и сотворчества).

Развивающая ориентация учебного предмета "Хореография" заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям и движениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, гимнастикой для глаз, проведения физминуток, разминок, игровых зарядок.

Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям культуры народов России.

В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные и внеурочные формы занятий, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития способностей ребёнка. Рабочая программа корректировалась мною в зависимости от учебного плана общеобразовательного учреждения, от интересов ребят, их познавательной активности, физических и творческих возможностей. В программе определяется минимум умений, навыков и сведений о хореографии для усвоения учащимися на занятиях, урок проводится один раз в неделю.

Цель - формирование разносторонне физически развитой личности, формирование знаний в области хореографической культуры (основные понятия, стили, направления, жанры хореографии), развитие исполнительских способностей обучающихся и организации двигательной активности детей.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

1. Знакомство с элементами музыкальной грамоты (характер музыки, темп, ритм).

2. Расширение области знаний о танце (история хореографии, направления современной хореографии, виды русского народного танца, народные игры, классический танец).

3. Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность, выносливость.

4. Развитие музыкально-ритмических способностей.

5. Развитие координации движений, пространственной ориентации.

6. Развитие танцевальных способностей.

7. Формирование правильной осанки, развитие выворотности, укрепление мышц спины, живота, рук и ног, развитие выносливости, согласованности движений.

8. Развитие творческих способностей, воображения, ассоциативной памяти.

9. Развитие у обучающихся активности и самостоятельности. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, танцами и использование их в свободное время.

10. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения друг к другу, отзывчивости, взаимопомощи, поддержки.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего курс для 1-4 классов 135 часов. Предмет изучается: в 1 классе - 33 часа в год, во 2 классе - 34 часа в год, в 3 классе - 34 часа в год, в 4 классе - 34 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

1. Ритмика - этот раздел рассчитан на 3 года обучения.

Содержание: ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие координации и пространственной ориентации, умения двигаться в соответствии с музыкой, формирование художественно-творческих способностей. Раздел включает в себя упражнения на развитие ориентации в пространстве, они формируют у обучающихся умения использовать пространственный рисунок. Упражнения по развитию "мышечного чувства" вырабатывают самоконтроль за движениями. Стремление проявить фантазию и воображение, имитация и подражание различным образам, трудовым процессам (в играх, танцах) содействуют развитию творческих способностей.

Виды деятельности обучающихся: слушание музыкальных произведений, выполнение ритмических хлопков, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Выполнять танцевальные движения в соответствии с характером музыкального произведения, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Двигательная импровизация под музыку. Выполнение творческих заданий на раскрытие образа(образно-пластическое творчество). Эмоционально откликаться на выраженные в музыке чувства и настроения. Хорошо передвигаться и ориентироваться в пространстве, осваивать различные перестроения. Осваивать технику выполнения танцевальных шагов и движений. Осваивать движения с предметами(платок, лента, мяч, скакалка и т.д.). Правильно выполнять игровые задания. Учиться работать в паре, в тройке. Активно участвовать в играх. Выполнять правила безопасности в подвижных играх.

2. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Содержание: в этот раздел включены физминутки, игровая гимнастика под музыку, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, подвижные игры, партерная гимнастика, всё это направлено на оздоровление обучающихся.

Виды деятельности обучающихся: Осваивать физические упражнения через движения под музыку, правильно выполнять упражнения. Следить за осанкой при выполнении упражнений, танцевальных движений. Замечать и исправлять ошибки. Соблюдать правила дыхания при выполнении упражнений и восстановление дыхания после физических нагрузок(упражнения на дыхание).

3. Основы классического танца.  

Содержание: этот раздел включает танцевально-тренировочные упражнения классического тренажа, формирующие хорошую, правильную осанку, гибкость, выворотность. Это способствует подготовке двигательного аппарата к выполнению более сложных танцевальных комбинаций. Приобщение к искусству классического танца включает ознакомление ребят с классическими балетами.

Виды деятельности обучающихся: просмотр и обсуждение видеофильма о классическом балете, видеофильм о балетных туфлях - пуантах(как делают), о балетной юбке, позициях ног в классическом танце. Прослушивание классического музыкального материала. Осваиваем правила выполнения позиций ног в классическом танце, упражнений классического тренажа. Учимся расслаблять и напрягать мышцы. Учимся держать правильно осанку.

4. Основы русского народного танца.  

Содержание: раздел предполагает изучение богатства лексики, манеры исполнения народного танца (хороводы, пляски, кадрили). Ребята знакомятся с танцевальным и игровым фольклором сибирского региона (бытовые пляски, кадрили), с русскими танцами в сценической обработке.

Виды деятельности обучающихся: прослушивание народной музыки в исполнении оркестра, народной песни. Разучивание, исполнение народных хороводов, плясок, кадрилей. Осваивание движений русского народного танца, шагов, положений рук. Учимся комбинировать танцевальные движения под музыкальное сопровождение и импровизировать. Учимся взаимодействовать в паре во время исполнения танца. Участие в коллективных музыкальных народных играх. Диалог с учителем о танцевально-игровом творчестве русского народа. Просмотр и обсуждение видеофильмов о работе профессиональных хореографических коллективов (ансамбль "Берёзка", "Гжель", ансамбль им. И. Моисеева, Сибирский хор, Красноярский ансамбль танца Сибири  и т.д.).

5. Танцы народов мира.  

Содержание: раздел включает танцы разного характера и разных народов. На материале этого раздела необходимо дать обучающимся представление о диапазоне национальных плясок, музыки, традиций, костюмов.

Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о музыкальной, танцевальной культуре разных народов. Познакомиться с национальной музыкой, национальными костюмами. Посмотреть видеофильмы о национальных хореографических коллективах (Молдавия, Белоруссия, Грузия и т.д.). Осваивать характерные движения, положения в паре, манеру исполнения. Разучить танцевальные этюды в национальном характере. Двигаться в соответствии с характером музыки.

6. Современный бальный и эстрадный танец.  

Содержание: в основу раздела положены основы бальной хореографии. Цель дать представление об особенностях и манере исполнения бальных танцев, научить партнёров общению, культуре поведения. Эстрадный танец является синтезированной дисциплиной в хореографии, он изучается как основной вид танца на современной эстраде. Цель знакомство с направлениями в современной хореографии (джаз, модерн, хип-хоп и др.), развитие импровизационных способностей, достижение максимального эмоционального "раскрытия" учащихся.

Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем и просмотр видеофильма по истории вальса. Просмотр и обсуждение видеофильма о современных бальных танцах(вальс). Ритмические хлопки на музыкальный размер 3/4. Осваивать вальсовые шаги и движения в соответствии с музыкальным материалом, осваивать положения рук, закреплять навыки работы в паре. Просмотр видеофильмов о современных направлениях в хореографии(хип-хоп, джаз танец, модерн и т.д.). Следить за осанкой во время исполнения движений, связок, этюдов. Импровизировать. Ориентироваться в пространстве.

7. Развитие танцевальных способностей.  

Содержание: в основу раздела входит изучение и исполнение детских массовых танцев, направленных на развитие исполнительского мастерства учащихся.

Виды деятельности обучающихся: прослушивание музыкального материала для танца, вместе с учителем определяем характер, темп, ритм музыкального произведения. Освоить технику выполнения танцевальных шагов и движений. Научиться хорошо ориентироваться в пространстве и выполнять различные перестроения. Следить за осанкой. Самостоятельно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием музыкального сопровождения. Ритмично двигаться в соответствии с характером музыки и с её темпом.

Границы разделов программы могут несколько сглаживаться. На одном уроке могут сочетаться изучение элементов основ классического танца и народного танца, бального танца и творческих задач на импровизацию. Материал, указанный в программе, может заменяться другим аналогичным по степени трудности. Работа на уроке строится учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы определённого класса и группы учеников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХОРЕОГРАФИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные результаты освоения программы по предмету «Хореография» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. 

В результате изучения хореографии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:  

1. В области гражданско-патриотического воспитания:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- проявление интереса и уважительного отношения к культуре и традициям русского народа и традициям своего края;

- уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;

- стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

2. В области духовно-нравственного воспитания:

- признание индивидуальности каждого человека;

- формирование этических чувств доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе непосредственной танцевальной и учебной деятельности.

3. В области эстетического воспитания:

- восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным, танцевальным традициям и творчеству своего и других народов;

- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

4. В области научного познания:

- первоначальное представление о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

5. В области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;

- бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в танцевально-исполнительской деятельности (дыхание, работа опорно-двигательного аппарата);

- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

- профилактика умственного утомления с использованием возможностей хореографии.

6. В области трудового воспитания:

- установка на посильное активное участие в практической деятельности;

- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

- развитие самостоятельности, уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

7. В области экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

В результате изучения хореографии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия: 

- определять положительное влияние занятий хореографии на укрепление здоровья, как физического, так и психологического;

- выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушения;

- устанавливать связь между бытовыми движениями и действиями людей в жизни и движениями в танцах и игровых хороводах;

- обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять комплексы разминок под музыку на укрепление и разогрев различных групп мышц (ноги, руки, спина, живот, шея и т.д.). Использовать упражнения на профилактику нарушений осанки;

Базовые исследовательские действия:

- с помощью учителя формулировать цель выполнения упражнений классического тренажа (у "станка"), как они влияют на улучшение исполнительского мастерства танцора;

- сравнивать несколько вариантов решения творческих задач, исполнительских задач, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев).

Работа с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознать достоверную и не достоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей(законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;

- анализировать текстовую, видео, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Невербальная коммуникация:

- воспринимать танец как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание хореографического высказывания ("языка танца");

- выступать перед публикой в качестве исполнителя хореографических номеров (соло или в коллективе);

- передавать в собственном исполнении хореографического номера художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

Вербальная коммуникация:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования различных точек зрения;

- корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- готовить небольшие публичные выступления;

- подбирать иллюстративный  материал (рисунки, фото, видео) к тексту выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество, сотворчество):

- стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного разучивания и исполнения хореографических номеров;

- переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной задачи, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении данной задачи;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самореализация и самоконтроль:

- планировать действия по решению творческих задач для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; 

- использовать игры, танцы, пальчиковые игры, физминутки для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья и создания хорошего настроения;

Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ танцевальной культуры и проявляются в способности к хореографической деятельности, позитивном ценностном отношении к хореографии как важному элементу своей жизни. Отражают опыт обучающихся в хореографической деятельности, достижения учащихся в овладении основами содержания учебного предмета "Хореография": системой знаний, способами самостоятельной деятельности.

- формирование знаний в области хореографической культуры (история хореографии, основные стили, направления, жанры);

- знания о позитивном влиянии танца на развитие человека (физическое, эмоциональное, социальное);

- эмоционально откликаться на выраженные в музыке чувства и настроения, передавать эти чувства "языком танца";

- освоить элементы музыкальной грамоты (характер музыкального произведения, темп, ритм, музыкальный размер);

- хорошо ориентироваться в пространстве и выполнять различные перестроения;

- импровизировать под музыкальное сопровождение, проявлять фантазию и творческие способности;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- организовывать отдых и досуг с использованием знаний, умений и навыков, полученных на уроках хореографии;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

" Хореография" для 1-4 классов:

№ 

 

Раздел 

Кол-во часов по классам 

1 класс 

 

2 класс

3 класс

4 класс

1. 

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

7ч.

5ч.

5ч.

 

2.

Ритмика.

12ч.

9ч.

5ч.

 

3.

Основы классического танца.

4ч.

10ч.

6ч.

5ч.

4.

 

Развитие танцевальных способностей.

10ч.

7ч.

12ч.

 

5.

Основы русского народного танца

 

3ч.

6ч.

3ч.

6.

Танцы народов мира.

 

 

 

4ч.

7.

Современный бальный и эстрадный танец.

 

 

 

22ч.

 

Итого:

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.

Всего за 4 года: 135 часов

 

Литература:

1. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971.

2. Руднева С., Фиш Э.Ритмика. - М., Просвещение, 1972.

3. Михайлова М., Воронина Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль, 2010.

4. Бочкарёва Н. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. - Кемерово, 2007.

5. Колодницкий Г., Кузнецов В. Ритмические упражнения, хореография и игры. - Дрофа, 2003.

6. Фирилёва Ж., Сайкина Е. Са-фи-дансе танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб, 2003.

7. Базарова Н. Азбука классического танца. - Л., Искусство, 1960.

8. Ваганова А. Основы классического танца. - Л., Искусство, 1960.

9. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях, 2000.

10. Климов А. Основы русского народного танца. - М., 2000.

11. Устинова Т. Русский народный танец. - М., Искусство, 2001.

12. Мельников М. Русский детский фольклор. - М., Просвещение, 1987.

13. Ткаченко Т. Народный танец. - М., Искусство, 1975.

14. Богаткова Л. Хоровод друзей. - М., 1997.

 

. . . . .