Рабочая программа по учебному предмету "Хореография"
Рабочая программа по учебному предмету "Хореография"
Автор: Кузнецова Елена Геннадьевна
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3 "Пеликан"
Рабочая программа по предмету "Хореография" на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Срок освоения программы: 4 года.
Данная рабочая программа по предмету "Хореография"на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Учебный предмет "Хореография" входит в образовательную область "Физическая культура".
Изучение учебного предмета "Физическая культура" имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой, спортом и хореографией.
Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности и проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. В связи с этим и учитывая "Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (письмо Минобрнауки от 08 октября 2010г. № ИК-1494/19), одним из возможных путей проведения занятий по физической культуре является танец, ритмические движения, упражнения, подвижные игры с музыкальным сопровождением.
При создании программы по предмету "Хореография" учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
Функцией предмета "Хореография" является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движении. Это оказывает значительное влияние на повышение умственной активности обучающихся. Следует отметить, что хореография, как предмет преподавания в школе при правильной организации деятельности ребёнка, способствует не только физическому развитию и укреплению здоровья, но и приобретению специфических знаний и умений в области хореографической культуры, и решению индивидуальных психологических проблем ребёнка (например, повышению самооценки, снижению тревожности, эмоционального напряжения, развитию навыков общения, сотрудничества и сотворчества).
Развивающая ориентация учебного предмета "Хореография" заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям и движениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, гимнастикой для глаз, проведения физминуток, разминок, игровых зарядок.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям культуры народов России.
В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные и внеурочные формы занятий, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития способностей ребёнка. Рабочая программа корректировалась мною в зависимости от учебного плана общеобразовательного учреждения, от интересов ребят, их познавательной активности, физических и творческих возможностей. В программе определяется минимум умений, навыков и сведений о хореографии для усвоения учащимися на занятиях, урок проводится один раз в неделю.
Цель - формирование разносторонне физически развитой личности, формирование знаний в области хореографической культуры (основные понятия, стили, направления, жанры хореографии), развитие исполнительских способностей обучающихся и организации двигательной активности детей.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
1. Знакомство с элементами музыкальной грамоты (характер музыки, темп, ритм).
2. Расширение области знаний о танце (история хореографии, направления современной хореографии, виды русского народного танца, народные игры, классический танец).
3. Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность, выносливость.
4. Развитие музыкально-ритмических способностей.
5. Развитие координации движений, пространственной ориентации.
6. Развитие танцевальных способностей.
7. Формирование правильной осанки, развитие выворотности, укрепление мышц спины, живота, рук и ног, развитие выносливости, согласованности движений.
8. Развитие творческих способностей, воображения, ассоциативной памяти.
9. Развитие у обучающихся активности и самостоятельности. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, танцами и использование их в свободное время.
10. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения друг к другу, отзывчивости, взаимопомощи, поддержки.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего курс для 1-4 классов 135 часов. Предмет изучается: в 1 классе - 33 часа в год, во 2 классе - 34 часа в год, в 3 классе - 34 часа в год, в 4 классе - 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Ритмика - этот раздел рассчитан на 3 года обучения.
Содержание: ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие координации и пространственной ориентации, умения двигаться в соответствии с музыкой, формирование художественно-творческих способностей. Раздел включает в себя упражнения на развитие ориентации в пространстве, они формируют у обучающихся умения использовать пространственный рисунок. Упражнения по развитию "мышечного чувства" вырабатывают самоконтроль за движениями. Стремление проявить фантазию и воображение, имитация и подражание различным образам, трудовым процессам (в играх, танцах) содействуют развитию творческих способностей.
Виды деятельности обучающихся: слушание музыкальных произведений, выполнение ритмических хлопков, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Выполнять танцевальные движения в соответствии с характером музыкального произведения, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Двигательная импровизация под музыку. Выполнение творческих заданий на раскрытие образа(образно-пластическое творчество). Эмоционально откликаться на выраженные в музыке чувства и настроения. Хорошо передвигаться и ориентироваться в пространстве, осваивать различные перестроения. Осваивать технику выполнения танцевальных шагов и движений. Осваивать движения с предметами(платок, лента, мяч, скакалка и т.д.). Правильно выполнять игровые задания. Учиться работать в паре, в тройке. Активно участвовать в играх. Выполнять правила безопасности в подвижных играх.
2. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Содержание: в этот раздел включены физминутки, игровая гимнастика под музыку, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, подвижные игры, партерная гимнастика, всё это направлено на оздоровление обучающихся.
Виды деятельности обучающихся: Осваивать физические упражнения через движения под музыку, правильно выполнять упражнения. Следить за осанкой при выполнении упражнений, танцевальных движений. Замечать и исправлять ошибки. Соблюдать правила дыхания при выполнении упражнений и восстановление дыхания после физических нагрузок(упражнения на дыхание).
3. Основы классического танца.
Содержание: этот раздел включает танцевально-тренировочные упражнения классического тренажа, формирующие хорошую, правильную осанку, гибкость, выворотность. Это способствует подготовке двигательного аппарата к выполнению более сложных танцевальных комбинаций. Приобщение к искусству классического танца включает ознакомление ребят с классическими балетами.
Виды деятельности обучающихся: просмотр и обсуждение видеофильма о классическом балете, видеофильм о балетных туфлях - пуантах(как делают), о балетной юбке, позициях ног в классическом танце. Прослушивание классического музыкального материала. Осваиваем правила выполнения позиций ног в классическом танце, упражнений классического тренажа. Учимся расслаблять и напрягать мышцы. Учимся держать правильно осанку.
4. Основы русского народного танца.
Содержание: раздел предполагает изучение богатства лексики, манеры исполнения народного танца (хороводы, пляски, кадрили). Ребята знакомятся с танцевальным и игровым фольклором сибирского региона (бытовые пляски, кадрили), с русскими танцами в сценической обработке.
Виды деятельности обучающихся: прослушивание народной музыки в исполнении оркестра, народной песни. Разучивание, исполнение народных хороводов, плясок, кадрилей. Осваивание движений русского народного танца, шагов, положений рук. Учимся комбинировать танцевальные движения под музыкальное сопровождение и импровизировать. Учимся взаимодействовать в паре во время исполнения танца. Участие в коллективных музыкальных народных играх. Диалог с учителем о танцевально-игровом творчестве русского народа. Просмотр и обсуждение видеофильмов о работе профессиональных хореографических коллективов (ансамбль "Берёзка", "Гжель", ансамбль им. И. Моисеева, Сибирский хор, Красноярский ансамбль танца Сибири и т.д.).
5. Танцы народов мира.
Содержание: раздел включает танцы разного характера и разных народов. На материале этого раздела необходимо дать обучающимся представление о диапазоне национальных плясок, музыки, традиций, костюмов.
Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о музыкальной, танцевальной культуре разных народов. Познакомиться с национальной музыкой, национальными костюмами. Посмотреть видеофильмы о национальных хореографических коллективах (Молдавия, Белоруссия, Грузия и т.д.). Осваивать характерные движения, положения в паре, манеру исполнения. Разучить танцевальные этюды в национальном характере. Двигаться в соответствии с характером музыки.
6. Современный бальный и эстрадный танец.
Содержание: в основу раздела положены основы бальной хореографии. Цель дать представление об особенностях и манере исполнения бальных танцев, научить партнёров общению, культуре поведения. Эстрадный танец является синтезированной дисциплиной в хореографии, он изучается как основной вид танца на современной эстраде. Цель знакомство с направлениями в современной хореографии (джаз, модерн, хип-хоп и др.), развитие импровизационных способностей, достижение максимального эмоционального "раскрытия" учащихся.
Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем и просмотр видеофильма по истории вальса. Просмотр и обсуждение видеофильма о современных бальных танцах(вальс). Ритмические хлопки на музыкальный размер 3/4. Осваивать вальсовые шаги и движения в соответствии с музыкальным материалом, осваивать положения рук, закреплять навыки работы в паре. Просмотр видеофильмов о современных направлениях в хореографии(хип-хоп, джаз танец, модерн и т.д.). Следить за осанкой во время исполнения движений, связок, этюдов. Импровизировать. Ориентироваться в пространстве.
7. Развитие танцевальных способностей.
Содержание: в основу раздела входит изучение и исполнение детских массовых танцев, направленных на развитие исполнительского мастерства учащихся.
Виды деятельности обучающихся: прослушивание музыкального материала для танца, вместе с учителем определяем характер, темп, ритм музыкального произведения. Освоить технику выполнения танцевальных шагов и движений. Научиться хорошо ориентироваться в пространстве и выполнять различные перестроения. Следить за осанкой. Самостоятельно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием музыкального сопровождения. Ритмично двигаться в соответствии с характером музыки и с её темпом.
Границы разделов программы могут несколько сглаживаться. На одном уроке могут сочетаться изучение элементов основ классического танца и народного танца, бального танца и творческих задач на импровизацию. Материал, указанный в программе, может заменяться другим аналогичным по степени трудности. Работа на уроке строится учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы определённого класса и группы учеников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХОРЕОГРАФИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты освоения программы по предмету «Хореография» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения хореографии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1. В области гражданско-патриотического воспитания:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- проявление интереса и уважительного отношения к культуре и традициям русского народа и традициям своего края;
- уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
- стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
2. В области духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- формирование этических чувств доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе непосредственной танцевальной и учебной деятельности.
3. В области эстетического воспитания:
- восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным, танцевальным традициям и творчеству своего и других народов;
- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4. В области научного познания:
- первоначальное представление о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
5. В области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;
- бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в танцевально-исполнительской деятельности (дыхание, работа опорно-двигательного аппарата);
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- профилактика умственного утомления с использованием возможностей хореографии.
6. В области трудового воспитания:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности;
- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
- развитие самостоятельности, уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
7. В области экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения хореографии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
- определять положительное влияние занятий хореографии на укрепление здоровья, как физического, так и психологического;
- выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушения;
- устанавливать связь между бытовыми движениями и действиями людей в жизни и движениями в танцах и игровых хороводах;
- обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять комплексы разминок под музыку на укрепление и разогрев различных групп мышц (ноги, руки, спина, живот, шея и т.д.). Использовать упражнения на профилактику нарушений осанки;
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель выполнения упражнений классического тренажа (у "станка"), как они влияют на улучшение исполнительского мастерства танцора;
- сравнивать несколько вариантов решения творческих задач, исполнительских задач, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев).
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознать достоверную и не достоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей(законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
- анализировать текстовую, видео, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Невербальная коммуникация:
- воспринимать танец как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание хореографического высказывания ("языка танца");
- выступать перед публикой в качестве исполнителя хореографических номеров (соло или в коллективе);
- передавать в собственном исполнении хореографического номера художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования различных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, видео) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество, сотворчество):
- стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного разучивания и исполнения хореографических номеров;
- переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной задачи, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении данной задачи;
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самореализация и самоконтроль:
- планировать действия по решению творческих задач для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;
- использовать игры, танцы, пальчиковые игры, физминутки для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья и создания хорошего настроения;
Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ танцевальной культуры и проявляются в способности к хореографической деятельности, позитивном ценностном отношении к хореографии как важному элементу своей жизни. Отражают опыт обучающихся в хореографической деятельности, достижения учащихся в овладении основами содержания учебного предмета "Хореография": системой знаний, способами самостоятельной деятельности.
- формирование знаний в области хореографической культуры (история хореографии, основные стили, направления, жанры);
- знания о позитивном влиянии танца на развитие человека (физическое, эмоциональное, социальное);
- эмоционально откликаться на выраженные в музыке чувства и настроения, передавать эти чувства "языком танца";
- освоить элементы музыкальной грамоты (характер музыкального произведения, темп, ритм, музыкальный размер);
- хорошо ориентироваться в пространстве и выполнять различные перестроения;
- импровизировать под музыкальное сопровождение, проявлять фантазию и творческие способности;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- организовывать отдых и досуг с использованием знаний, умений и навыков, полученных на уроках хореографии;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
" Хореография" для 1-4 классов:
№
|
Раздел |
Кол-во часов по классам |
|||
1 класс
|
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
1. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность. |
7ч. |
5ч. |
5ч. |
|
2. |
Ритмика. |
12ч. |
9ч. |
5ч. |
|
3. |
Основы классического танца. |
4ч. |
10ч. |
6ч. |
5ч. |
4.
|
Развитие танцевальных способностей. |
10ч. |
7ч. |
12ч. |
|
5. |
Основы русского народного танца |
|
3ч. |
6ч. |
3ч. |
6. |
Танцы народов мира. |
|
|
|
4ч. |
7. |
Современный бальный и эстрадный танец. |
|
|
|
22ч. |
|
Итого: |
33ч. |
34ч. |
34ч. |
34ч. |
Всего за 4 года: 135 часов |
Литература:
1. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971.
2. Руднева С., Фиш Э.Ритмика. - М., Просвещение, 1972.
3. Михайлова М., Воронина Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль, 2010.
4. Бочкарёва Н. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. - Кемерово, 2007.
5. Колодницкий Г., Кузнецов В. Ритмические упражнения, хореография и игры. - Дрофа, 2003.
6. Фирилёва Ж., Сайкина Е. Са-фи-дансе танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб, 2003.
7. Базарова Н. Азбука классического танца. - Л., Искусство, 1960.
8. Ваганова А. Основы классического танца. - Л., Искусство, 1960.
9. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях, 2000.
10. Климов А. Основы русского народного танца. - М., 2000.
11. Устинова Т. Русский народный танец. - М., Искусство, 2001.
12. Мельников М. Русский детский фольклор. - М., Просвещение, 1987.
13. Ткаченко Т. Народный танец. - М., Искусство, 1975.
14. Богаткова Л. Хоровод друзей. - М., 1997.