Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Дата публикации: 2024-04-04 10:47:49
Статью разместил(а):
Нагалина Радмила Николаевна


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности в подготовительной группе хореографического ансамбля "Калинка"

Авторы: Дубровина Ольга Геннадьевна

и Нагалина Радмила Николаевна

г. Воронеж

 

Возраст обучающихся: 5-7 лет.

Срок реализации: 3 года.

Образовательная программа направлена на обучение детей основам хореографии, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей. Изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, помогая ученикам физически развиваться и повышать уровень общего образования и культуры.

Развитие современного танцевального искусства связано с расширением жанрового и стилистического разнообразия. Появление новых стилей, в корне отличающихся от традиционных академических систем хореографии, заставляет педагогов обратить внимание на новые танцевальные техники.

Уровни образовательной программы:

"Стартовый уровень": I-III годы обучения.

Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, что дает широкий спектр хореографического образования для обучающихся.

Педагогическая целесообразность образовательной программы хореографического коллектива определена тем, что ориентирует на приобщение каждого ученика к танцевально- музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной жизни, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства.  Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у воспитанников чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.

Отличительная особенность образовательной программы и образовательно-воспитательного процесса в ансамбле «Калинка» — это комплексность, доступность, народность, художественность. Воспитание и образование осуществляется по логически выстроенной и продуманной системе, подчеркивая особенности данной программы:

· воспитание у детей любви к русскому народному творчеству, потребности общения с ним;

· обучение практическим видам деятельности — основам классического и народно сценического танца;

· образование в народных традициях как процесс ознакомления с лучшими образцами классического и русского танца, народного костюма;

· освоение определенной системы знаний об истории искусства, фольклоре, композиторах, исполнителях, о средствах музыкальной выразительности жанрах, прикладном творчестве;

· образовательная программа нацелена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе;

· создание основы для осознанного выбора и освоения профессии.

Новизна данной программы в том, что учтены и адаптированы основные направления танца и пластики к возможностям обучающихся разных возрастов с использованием новых педагогических технологий в проведении занятий. Программа позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями, развить природные способности восприятия, эмоциональности, воображения, мышления и художественно- эстетического образования.

ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ: 

·      ФЗ Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·      ФЗ от 14.07.2022 г. №295-ФЗ «О внесении изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·      Указ Президента РФ от 21.07. 2020 г. №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»

·      Указ Президента РФ от 19.11.2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей»

·      Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. «О стратегии национальной безопасности РФ»

·      ФЗ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

·      Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г.  №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу с 1 марта 23 года)

·      Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития ДО детей до 2030 года»

·      Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

·      Распоряжения правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»

·      Национального проекта «Образование» утв. президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г.№16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»

·      Распоряжения правительства РФ от 29.02. 2016 г. №326-р «Об утверждении стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.»

·      Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»

·      Приказ Министерства просвещения РФ от 20.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем ДО детей, утверждённую приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467»

•       Письмо Минпросвещения России от 18.07.2022 г. №АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания»

•       Распоряжение Правительства Воронежской области от 23.05.2020 г. №784-р «Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Воронежской области на 2020-2025 годы»

•       Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 29.03.2022г. №386 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования образования ДО детей в Воронежской области»

·      Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 29.07.2022 г. 1055 «О внедрении целевой модели наставничества педагогических работников в образовательной организации Воронежской области»

·         Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества с изменениями от 4.10.2018 г.;

  • Положение «О порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центре развития творчества детей и юношества» от 27.08.2019 г.
  • Положение «Об аттестации обучающихся МБУДО ЦРТДиЮ» от 27.08.2019г.
  • Правила приёма, перевода и отчисления обучающихся в МБУДО ЦРТДиЮ от 27.08.2019г.
  • Правила внутреннего распорядка обучающихся МБУДО ЦРТДиЮ от 27.08.2019 г.
  • КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА «БУДУЩЕЕ НАСТУПАЕТ СЕГОДНЯ!».

Целью программы является создание условий для формирования духовного и физического развития, раскрытия индивидуальных способностей личности ребёнка в целом, оказание помощи в поиске профессиональной ориентации. Воспитание эстетического вкуса и формирование общей культуры.

Для реализации поставленной цели решаются образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи.

Образовательные задачи:

- сформировать навыки правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;

- привить интерес к хореографическому искусству;

- привить умения слышать, слушать музыку и передавать ее содержание в движении;

- обучить детей приёмам самостоятельной и коллективной работы;

- совершенствовать выразительность исполнения.

Развивающие:

- развить музыкально-ритмические навыки;

- развить интерес к истории хореографии;

- выявить и развить творческие способности;

- развить элементарную ориентацию детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков – фигур;

- развить силу, выносливость, координацию движений.

Воспитательные:

- сформировать гармоничную личность ребёнка;

- сформировать эстетический вкус;

- привить чувство любви и уважения к различным видам искусства и культуры;

- привить чувство дружбы, взаимопомощи и взаимоуважения внутри коллектива;

- воспитать дисциплинированность, правила поведения в обществе;

- ознакомить с историей возникновения, особенностями классического, народно-сценического танца;

- воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.

Оздоровительные задачи:

- укрепление здоровья детей, способствующее их нормальному росту и физическому развитию;

- формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие природных физических данных ребёнка.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Образовательный процесс предусматривает использование различных форм занятий:

- традиционное занятие: репетиция, лекция, тренировка, практическая работа, самостоятельная работа, сообщение новых знаний, повторение и обобщение.

- нетрадиционное занятие – занятие –игра, конкурс, викторина, экскурсия, соревнование т.д.

В основу взяты следующие методы работы: практический, игровой, словесный, наглядный, репродуктивный, методы эмоционального стимулирования, метод контроля и поощрения, логический, проблемный; частично-поисковый; исследовательский.

Выбранные методы и формы работы формируют коммуникативные навыки, снимают тревожность, учат воспитанников справляться со своими проблемами, расширяют кругозор, воспитывают культуру. На занятиях проводится постоянная смена вида деятельности, теоретическая работа чередуется с практической, используются игровые технологии. Значительное место в образовательном процессе отводится репетиционной деятельности. В процессе постановочной работы, репетиций дети проявляют свою индивидуальность, приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Они осваивают музыкально-танцевальную природу искусства.

В рамках реализации программы, дети изучают народный и классический танец. В процессе обучения в хореографическом объединении «Калинка» учащиеся приобретают умение ориентироваться в пространстве, двигаться по площадке в различных рисунках и ракурсах, навыки координации, развивается культура общения с партнером, навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, умение передать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразие ее темпов и ритмов.

Режим занятий:

Количество детей в группе формируется в соответствии с Уставом учреждения:

1-й год обучения –  не менее12 человек

2-й год – не менее 10 человек

3- й год и последующие – не менее 8 человек.

Периодичность занятий:

1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа - 144 часа в год.

2-3 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год.

Продолжительность учебного часа для обучающихся 30 минут.

Занятия во всех группах проводятся с соответствующими перерывами согласно СанПИНам.

В случае выявления воспитанников с признаками одаренности, обучение этих детей осуществляется по специально разработанным индивидуальным маршрутам.

В случаях приостановки очного образовательного процесса по различным причинам данная образовательная программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий согласно локального акта МБУДО ЦРТДиЮ «Об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Программой предусмотрено использование ЭО и ДОТ во всех предусмотренных законодательством РФ формах получения дополнительного образования: различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Для организации учебного процесса могут быть использованы общедоступные образовательные онлайн платформы и другие телекоммуникационные ресурсы.

В содержании данной программы заложены основные направления воспитания обучающихся в соответствии с Концепцией воспитательной деятельности Центра «Будущее наступает сегодня!» через реализацию воспитательных задач и применение разнообразных форм деятельности.

Реализации задач воспитания осуществляется как во время учебного занятия, так и в каникулярное время. К программе ежегодно составляется план воспитательной работы объединения.

Планируемые результаты:

"Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Личностные:

Сформируется:

· развитие художественно-эстетического вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

· реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов;

· позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.

Сформируются умения:

· высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;

· решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях образовательного учреждения;

· проявлять творческую инициативу в хореографической деятельности, в художественно-эстетической жизни объединения, Центра (концерты, праздники, конкурсы).

Метапредметные:

Освоят и научатся:

- способам деятельности, при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

- сравнению, нахождению ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- участвовать в жизни объединения, образовательного учреждения,

- сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.

Сформируются умения: 

- наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;

- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);

- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;

- передавать свои впечатления в устной форме.

- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

- следовать режиму организации образовательной и внеобразовательной деятельности.

Предметные:

Сформируется представление:

- о различных видах музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;

- о танцевальных направлениях;

-об основных закономерностях хореографического искусства.

Сформируются умения:

- определять по характерным признакам хореографических композиций - танец классический, народный, эстрадный, современный;

- эмоционально воспринимать и оценивать танец;

- понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности;

- исполнять изученные танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях объединения, ЦРТДиЮ.

Для достижения поставленных задач используются следующие педагогические технологии: здоровье сберегающего обучения (физкультминутки, тематические беседы на темы сохранения здоровья); дифференцированного обучения; развивающего обучения (усложнение материала с каждым последующим годом обучения); личностно ориентированного обучения; игрового обучения.

В ходе реализации задач используются следующие принципы обучения: восхождение от простого к сложному; индивидуализация и дифференциация обучения; принцип целенаправленности; систематичности и последовательности; сознательности и активности; наглядности обучения; доступности; воспитывающего и развивающего обучения; принцип непрерывности.

Формы подведения итогов реализации программы:

· зачет

· открытое занятие

· отчетный концерт.

 

Учебный план 1-го года обучения:

РАЗДЕЛ

Количество часов

Форма аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

 

2

1

1

опрос

2

Партерная гимнастика  

 42

8

34

Контрольное упражнение

3

Ритмика

 48

4

44

Контрольное упражнение

4

Основы народно - сценического танца

50

6

44

Опрос

5

Итоговое занятие

2

1

1

Контрольный показ

 

Итого:

 144

20

124

 

 

Учебный план 2-го года обучения:

РАЗДЕЛ

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

опрос

2

Партерная гимнастика

 88

8

80

Контрольные упражнения

3

Ритмика

 60

4

56

опрос

4

Основы народно танца

64

6

58

Контрольные упражнения

5

Итоговое занятие

2

1

1

Контрольный показ

 

Итого:

 216

20

196

 

 

Учебный план 3-го года обучения:

РАЗДЕЛ

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего 

Теория 

Практика 

1

Вводное занятие

2

1

1

опрос

2

Основы классического танца. Партерная гимнастика.

96 84

8

88

Контрольные упражнения

3

Репетиционная работа.

48

4

44

Контрольный показ

4

Основы народно-сценического танца

68

6

62

опрос

5

Итоговое занятие

2

1

1

Контрольный показ

 

Итого:

 216

20

196

 

 

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (1-й год обучения):

Тема

Контролируемые знания, умения, навыки

Формы контроля

Сроки (дата)

Вводное занятие.

ОБЖ. Правила поведение при ЧС. Правила поведения на занятиях.

Опрос.

Сентябрь- декабрь

Партерная гимнастика

Князевский станок,

исполнение элементарных движений, работа на ковриках. 

Вопросник

Контрольное занятие

Декабрь - май

Ритмика

Умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение в ответ на звучание каждой части музыкального произведения;

Карточки-задания контрольное занятие

Декабрь- май

Основы народно - сценического танца

Правильное исполненение элементарных, простых танцевальных комбинаций.

Карточки – задания, контрольное занятие

Декабрь - май

Итоговое занятие

Знания и умения, полученные обучающимися за учебный год.

Итоговое занятие.

Май

 

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (2-й год обучения):

Тема

Контролируемые знания, умения, навыки

Формы контроля

Сроки (дата)

Вводное занятие.

ОБЖ. Правила поведение при ЧС. Правила поведения на занятиях.

Опрос.

Сентябрь- декабрь

Партерная гимнастика

Князевский станок,

исполнение усложненных движений, работа на ковриках. 

Вопросник

Контрольное занятие

Декабрь - май

Ритмика

Умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение в ответ на звучание каждой части музыкального произведения;

Карточки-задания контрольное занятие

Декабрь- май

Основы народно - сценического танца

Выполнение движений  выученных в течение года

Карточки – задания, контрольное занятие

Декабрь - май

Итоговое занятие

Умения, полученные обучающимися за учебный год.

Итоговое занятие.

Май

 

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (3-й год обучения):

Тема

Контролируемые знания, умения, навыки

Формы контроля

Сроки (дата)

Вводное занятие.

ОБЖ. Правила поведение при ЧС. Правила поведения на занятиях.

Опрос.

Сентябрь- декабрь

Основы классического танца. Партерная гимнастика

Позиция ног и рук; постановка корпуса и головы; князевский станок.

Исполнение сложных  движений, работа на ковриках. 

Вопросник

Контрольное занятие

Декабрь - май

Основы народно-сценического танца

Четкое музыкальное исполнение  танцевальных комбинаций

Карточки – задания, контрольное занятие

Декабрь - май

Репетиционная работа

Исполнение концертных номеров.  Артистичное и выразительное исполнение. Профессиональный подход к исполнению. 

Контрольное занятие,  открытое занятие, концерт 

Декабрь - май

Итоговое занятие

Умения, полученные обучающимися за учебный год.

Итоговое занятие.

Май

 

Список литературы:

1. Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. Первое три года обучения: Учеоное пособие. 4-е изд., испр. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008. — 344с.

2. Богданов Г. Урок русского народного танца,— М.: Изд-во МГИК, 1995. — 243 с.

3. Борзов А. Народно-сценический танец / Методические рекомендации и примерная программа для детских хореографических коллективов <'-М.: ВНМЦ НТ и КПР. 1985. — 25с.

4. Боттомер П. Уроки танца. — М.: Эксмо, 2004г. — 380 с.

5. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 1999, - 198с.

6. Васильева Е. Танец. — М.: Искусство,1968. — 286с.

7. Вербицкая А. Основы сценического движения. — М.: Искусство. 1983. — 186 с.

8. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. - М.: Гном и Д, 2002. — 96 с.

9. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М,: ВАКО, 2004, 56с.

10. Захаров В. Образы русского танца. — М.: Искусство 1986. — 236с.

 

. . . . .