Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект музыкального занятия с детьми дошкольного (младшего школьного) возраста

Дата публикации: 2024-04-02 11:33:43
Статью разместил(а):
Кузнецова Надежда Викторовна

Конспект музыкального занятия с детьми дошкольного (младшего школьного) возраста

Автор: Кузнецова Надежда Викторовна

МБУДО ДШИ город Саров, Нижегородская область

 

В начальный период обучения детей на музыкальном инструменте, в возрасте шести – семи лет, наиболее привлекательными выглядят методы работы, использующие элементы детской игры. Именно игра является ведущей деятельностью дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Ведущая деятельность та, что ведёт вперёд, способствует развитию психических процессов, образованию новых качеств личности и готовит ребёнка к переходу на новую ступень.

Методика проведения уроков с детьми в возрасте шести-семи лет должна быть направлена на то, чтобы музыкальные навыки усваивались детьми незаметно для них – через игру, творчество, занимательность заданий.

Разнообразие форм работы: музыкальные игры, совместное музицирование, работа с наглядными пособиями, быстрая смена различных заданий позволит начинающему музыканту поддержать интерес к занятиям на протяжении всего урока.

Цель занятия: Формирование умения ориентироваться в клавишном пространстве аккордеона.

Образовательные задачи:

· Изучение строения правой и левой клавиатуры аккордеона;

· Овладение элементарными приёмами исполнительской техники;

· Формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности;

Развивающие задачи:

· Развитие интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;

· Развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности;

· Создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели.

Воспитательные задачи:

· Воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству;

· Формирование художественно-эстетического чувства.

Методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости; метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; словесный; наглядно – слуховой; музыкально – творческий.

Обеспечение урока: Аккордеон, соответствующий возрасту учащегося, аккордеон для преподавателя, демонстрационный материал, мозаика, шумовые инструменты.

Структура занятия:

I. Вводная часть.

II. Основная часть.

III. Игровая пауза.

IV.  Слуховой анализ.

I. Ритмический диктант. Графическое моделирование мелодии.

II. Закрепление изученного материала. Диагностика

III. Заключительная этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

I. Вводная часть.

1.1. Приветствие преподавателя.

Вступительное слово: Предлагаю на нашем занятии отправиться на встречу со сказочными героями, интересными музыкальными играми и загадочными звуками. Многие дети любят отгадывать загадки! Верно? Думаю, и ты легко справишься с этим заданием.

II. Основная часть.

Преподаватель: Вот дорожная загадка.

Как зовётся та лошадка,

Что легла на переходы,

Где шагают пешеходы?

Ученик: Зебра.

Преподаватель: Посмотри на правую клавиатуру аккордеона, на что она похожа?

Ученик: На зебру!

Преподаватель: На правой клавиатуре аккордеона тоже есть белые и чёрные полоски – это клавиши.

Видишь клавиш чёрный ряд?

Их то две, то три подряд.

Лишь две чёрненьких нажмёшь,

Между ними Ре найдёшь!

Сверху До, а снизу Ми,

По порядку повтори До, Ре, Ми

А теперь тихонечко играй и за мною повторяй

До, Ре, Ми (преподаватель играет на аккордеоне)

До, Ре, Ми (ученик повторяет за преподавателем)

Ты за мною (ноты - до, ре, ми, ми)

Повтори! (ноты - до, ре, ми)

(Ученик играет на аккордеоне и пропевает третью и четвертую строчку стихотворения).

Преподаватель: Видишь клавиш ровно три?!

Их все вместе ты нажми!

Раз, … Два, Три. (ученик выполняет задание)

Преподаватель: С помощью трёх чёрных клавиш можно исполнить песенку «Калинка». На ударный слог тихонечко нажимай все три клавиши. Я буду играть мелодию, а ты – аккомпанемент. После вступления, начинай игру.

(Звучит песня «Калинка». Если ученик затрудняется исполнить задание на аккордеоне, можно попробовать исполнить аккомпанемент на ударном инструменте или прохлопать в ладоши.).

Преподаватель: Сверху от трёх чёрных клавиш – Фа,

Снизу – Си.

Между ними Соль и Ля,

Распевают Тра – ля –ля.

Покажи, где находятся клавиши Фа, Соль, Ля, Си на твоём аккордеоне.

(Ученик выполняет задание)

Преподаватель: Соль, Ля, Соль, Ля,

Как прекрасна Земля! (ноты соль, соль, ля, соль, соль, ля)

(Преподаватель играет пьесу на аккордеоне)

Повтори слова песенки и простучи ритм (прохлопай в ладошки).

(Ученик выполняет задание. Если ученик затрудняется исполнить ритм данной песенки, можно попросить его поднести тыльную сторону ладошки к подбородку, проговорить слова и посчитать, сколько раз ладошка опустится вниз – столько и ударов должно быть. Обратить внимание ученика как ладошка опускается - медленно, быстро. Если медленно – длинные хлопки, быстро – короткие.).

Преподаватель: Возьми мозаику и выложи короткие звуки (хлопочки) синими фишками, длинные – жёлтыми.

(Ученик выполняет задание. Следует обратить внимание ученика, на звуковысотное расположение нот. Послушать звучание клавиш соль и ля. Определить, какая нотка звучит выше, а какая ниже. Чем выше звучит нотка, тем ниже она находится на клавиатуре аккордеона. Выложить нотки фишками мозаики согласно звучанию (графическое изображение мелодии)).

Преподаватель: Исполни свою песенку на инструменте.

(Ученик выполняет задание).

Преподаватель: Первое – нота, второе – тоже,

А целое – на боб похоже.

Какое растение вырастает из двух нот?

Ученик: Фасоль!

Преподаватель: Покажи, где живут нотки Фа, Соль у нас на аккордеоне!

(Ученик выполняет задание).

Преподаватель: Нотки Фа и Соль живут и на левой клавиатуре аккордеона, посмотри! Фа и соль окружают нотку До. Она помечена «ямочкой». Послушай, как звучат Фа, Соль и До.

(Преподаватель играет ноты Фа, Соль, До на левой клавиатуре аккордеона).

Преподаватель: Назови –ка мне сейчас,

Самый низкий голос….

Ученик: Бас.

Преподаватель: Посмотри на картинки и скажи, у кого самый низкий голос, у кого – самый высокий и кого голосок звучит и не высоко и не низко?

(Ученик рассматривает картинки с изображением Дедушки, Бабушки и Внучки).

Ученик: Низким голосом, басом, разговаривает Дедушка,

у Внучки высокий голосок, а у Бабушки – не высокий, не низкий голос – средний.

Преподаватель: Расставь картинки в любом порядке и исполни песенку со словами:

Фасоль, фасоль

В саду выросла фасоль.

(Ученик исполняет песню «Фасоль» в разных регистрах, согласно расставленным картинкам. Сначала это может быть картинка с изображением дедушки, затем внучки и бабушки. Согласно расположению данных картинок ученик начнёт игру с низкого регистра – на левой клавиатуре аккордеона, затем исполнит песенку внучки в высоком регистре на правой клавиатуре аккордеона и песенку бабушки – в среднем регистре).

Преподаватель: На дорогах с давних пор

Есть хозяин….

Ученик: Светофор

Преподаватель: Он не зря горит над нами разноцветными….

Ученик: Огнями

Преподаватель: Какие огоньки у светофора?

Ученик: Красный, жёлтый, зелёный.

Преподаватель: Зажги огоньки светофора. Выложи их фишками мозаики. Какой огонёк у тебя загорится первым, вторым, третьим?

(Ученик выполняет задание. Выкладывает фишки мозаики в произвольном порядке. Следует обратить внимание ученика на выкладывание «огоньков» светофора  - слева направо

и расположение огоньков по высоте: красный – высоко, зелёный – низко, жёлтый – в серединке. Например, как в приложении №2)

Преподаватель: На обозначенных клавишах (Приложение №3) исполни свою песенку со словом Светофор. Но сначала определи, на какой клавише у тебя загорится красный, жёлтый и зелёный цвет.

(Ученик нажимает клавиши, на слух определяет высоту звука.)

Ученик: Красный на нотке – Соль,

Жёлтый – на Ми,

Зелёный – на До.

(Ученик исполняет песенку со словом Светофор по выложенным фишкам мозаики).

Преподаватель: Давай попробуем поиграть в художника. Что делает художник?

Ученик: Рисует.

(Преподаватель выкладывает на столе перед учеником бумагу, краски, кисточку, баночку с водой.)

Преподаватель: Вот и мы сейчас немножечко порисуем. Но сначала соединим краски Зелёную и Жёлтую. Посмотри, какой цвет у нас получился.

Ученик: Голубой цвет.

Преподаватель: Подумай! Какую клавишу мы закрасим голубым цветом?

Ученик: Голубым цветом мы раскрасим кружок на клавише Ре.

Преподаватель: Соедини Жёлтую и Красную краски. Какой цвет получился?

Ученик: Оранжевый цвет.

Преподаватель: Как ты думаешь, на какой клавише нужно раскрасить кружок этим цветом?

Ученик: На клавише Фа.

Преподаватель: При смешивании Красной и Белой красок мы получим Розовый цвет. Этим цветом мы раскрасим кружок на клавише Ля. Клавиша Си это – белая Сирень.

III. Игровая пауза.

Преподаватель: Наши пальчики играли,

Наши пальчики устали,

И настало время

Отдохнуть.

Но сначала отгадай загадку

Меж коряг устроил домик

Шар колючий – добрый …

Ученик: Ёжик.

Массаж пальчиков

(Для работы потребуется массажный колючий мяч)

Преподаватель: Ходит Ёжик без дорожек

По лесу, по лесу.

И колючками своими

Колется, колется

А я ёжику – ежу

Ту тропинку покажу

Где катают мышки,

Маленькие шишки.

(Ученик катает массажный мячик между ладошек).

IV. Слуховой анализ.

Преподаватель: Послушай ещё одно стихотворение про Ёжика:

Хитрый ёжик - чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Сто иголок впереди,

 Сто булавок позади.

На аккордеоне исполни песенку «Про Ёжика». Начни с клавиши До и двигайся вверх. Каждый звук повторяй по два раза. Последний звук – длинный. На какой клавише остановилась песенка? Повтори мелодию два раза. Подумай, с какого пальчика ты начнёшь игру? (Ученик выполняет задание).

Преподаватель: Назови нотки, на которых звучала мелодия.

Ученик: До, Ре, Ми, Фа.

Преподаватель: Подбери созвучные к этой мелодии басы. Для игры тебе понадобятся ноты Фа, До, Соль.

(Преподаватель играет мелодию, ученик подбирает гармонию).

III. Ритмический диктант. Графическое моделирование мелодии.

Преподаватель: Ещё одна загадка:

По железной, по дороге,

Вдоль холмов и рек глубоких,

Мимо леса, через поле,

Мчится, мчится скорый ….

Ученик: Поезд.

Преподаватель: Правильно, поезд.

Слышно даже за версту

Из трубы его …

Ученик: Ту-Ту!

Преподаватель: Посмотри на картинки и определи, какой поезд едет далеко и какой поезд едет близко. (Приложение №4)

Преподаватель: На правой клавиатуре аккордеона найди звуки, похожие на гудок поезда. Изобрази, как звучит поезд, который едет Далеко и Близко.

(Ученик выполняет задание. Преподаватель обращает внимание ученика как движется мех при сильном и слабом гудке поезда. При сильном звуке мех движется быстро, при слабом – медленно.)

Преподаватель: В музыке громкие и тихие звуки называют Форте и Пиано.

Если этот знак встречаем – P (пиано)

Тихо музыку играем.

Это знак нам говорит – F (форте)

«Громко музыка звучит!»

(Приложение №5 Знаки P (пиано) F (форте))

Преподаватель: Посмотри на картинку, расскажи, как движется паровозик?

(Приложение №6) 

Ученик: Паровоз поднялся в горку и осторожно спускается вниз.

Преподаватель: Фишками мозаики выложи путь паровозика.

Едет, едет паровоз, (паровозик поднимается в горку)

Две трубы и сто колёс (повторение движения мелодии).

Две трубы, сто колёс, (паровозик осторожно спускается вниз)

Машинистом Рыжий пёс.

(Преподаватель проигрывает мелодию. Обращает внимание ученика на строение мелодии и повторении звуков. Мелодия поднимается на пять ступенек вверх, последняя нотка повторяется три раза, последний звук – длинный. Затем мелодия повторяется сначала, а затем спускается вниз, каждый звук повторяется три раза, последний -длинный, на второй ступеньке – четыре коротких звука, на первой – три, последний из трёх звуков – длинный. Ученик выкладывает фишками мозаики движение мелодии (графическое моделирование мелодии). Короткие звуки – синие (тёмные) фишки, длинные – жёлтые (светлые)).

Преподаватель: Исполни «Песенку Паровозика» от клавиши соль. (Ученик выполняет задание).

Преподаватель: К какому звуку поднимается мелодия? Назови звуки мелодии по порядку.

Только Си ты назовёшь,

Рядом снова До найдёшь.

Ученик: Соль, Ля, Си, До, Ре.

Преподаватель: Исполни эту песенку от клавиши ДО.

(Ученик выполняет задание. Преподаватель аккомпанирует на аккордеоне).

III. Закрепление изученного материала. Диагностика.

Преподаватель: В заключении урока отгадай ещё загадки:

Сидит на окошке кошка.

Лапы, как у кошки,

Уши, как у кошки,

Но не кошка.

Кто это?

Ученик: Кот.

Преподаватель: Скажи, как звучит голос Кота.

Ученик: Низко

Преподаватель: Выбери подходящую лесенку и размести на ней слоги: Мя – у! (Ученик выполняет задание).

Преподаватель: Одна ступенька у лесенки До, другая Ми. Какая ступенька Ми? Верхняя или нижняя?

Ученик: Ми это верхняя ступенька.

Преподаватель: Ещё одна загадка. Панцирь прочный на спине,

Твёрдая рубаха.

Медленно ползёт ко мне,

Это ….

Ученик: Черепаха.

Преподаватель: Правильно. А какая нотка спряталась в слове Черепаха?

Ученик: Ре.

Преподаватель: Покажи, где живёт нотка Ре на клавиатуре аккордеона? (Ученик выполняет задание).

Преподаватель: Ква – ква – ква – какая песня!

Что быть может интересней,

Что быть может веселей?

А поёт нам ….

Ученик: Лягушка.

Преподаватель: Какая нотка спряталась в слове Лягушка? Покажи, где живёт эта нотка на клавиатуре. (Ученик выполняет задание).

Преподаватель: Жили были две матрёшки. Одну звали До, другую Ми. Какую из них звали Ми?

(Приложение №8. Преподаватель показывает две матрёшки. Большую и маленькую).

Ученик: Маленькую зовут МИ.

IV. Заключительная этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Преподаватель: Ты верно отгадал(а) все загадки и хорошо потрудился на уроке. Молодец! Дома выполни такое задание:

1. Палочки – выручалочки.

2. Мои соседи.

 

. . . . .