Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Подгрупповое коррекционное занятие для детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития)

Дата публикации: 2024-04-01 18:26:07
Статью разместил(а):
Травина Людмила Валерьевна

Подгрупповое коррекционное занятие для детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) "Дикие животные наших лесов. Закрепление звука и буквы В"

Автор: Травина Людмила Валерьевна

ГБДОУ Детский сад № 5 Калининского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: Это комплексное коррекционное занятие предназначено для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений. Занятие проводится с подгруппой детей в возрасте 6-7 лет с речевым нарушением: общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Занятие направлено на развитие всех структур речи: артикуляционной моторики, просодических компонентов речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи, языкового анализа и синтеза.

 

Цели занятия:

Образовательные: 

- Развитие артикуляционного  аппарата , путём  выполнения артикуляционной гимнастики;

- Работа над  развитием фонационного  дыхания, модуляции  голоса;

- Расширение и активизация  словаря  по  теме «Дикие животные  наших  лесов»;

- Согласование числительных с существительными;

- Образование названий  детёнышей  диких животных;

- Образование  предложных  конструкций;

- Образование притяжательных  прилагательных;

- Составление описательного рассказа с  опорой на зрительное  восприятие;

- Закрепление понятий  «звук» и «буква»;

- Развитие фонематического  восприятия , анализа, синтеза  и  представлений;

- Развитие слогового  анализа  слова;

- Профилактика  оптической  дисграфии.

Коррекционные:

- Инновационная технология: развитие слухового внимания и элементарных математических способностей; 

- Инновационная технология: психогимнастика; пластические этюды.

Педагогические:

- Развитие познавательной  активности;

- Воспитывать умение слушать товарищей и отвечать полным ответом.

Оборудование:

- Маски «Дикие животные наших лесов»;

- Наглядные пособия к сказке «Колобок»: колобок, зайцы, лиса, волк;

- Наглядные  пособия: ёлочки, домик, снег, дорожка;

- «Волшебная палочка»;

- Картинки «Животные  наших лесов»;

- Сюжетная  картинка «Зима»;

- Цифры, «волшебный мешочек»;

- Мяч;

- Картинки к  игре «Чья морда, чей хвост?»;

- Дидактическая игрушка «белочка»;

- Наглядное пособие «синий замок, буква В»;

- Элементы для конструирования буквы В;

- Кружки – синего, красного, зелёного  цвета – обозначающие  звуки, буквы: В,О,Л,К,И.

1. Организационный  момент:

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться вместе с Колобком в зимний лес.

Сейчас мы подготовимся к прогулке и сделаем артикуляционную гимнастику: «Улыбка», «Качели», «Лошадка», «Маляр».

2. Ход занятия:

Для того, чтобы попасть в сказочный лес, вы должны превратиться в детёнышей животных. Маша, два раза повернись и в лисёнка превратись. (Все дети «превращаются»  в детёнышей животных, надевают маски .)

Лисёнок, зайчонок, волчонок, бельчонок, оленёнок – это детеныши каких животных ? (Ответы детей: «Диких (лесных) животных»).

Каких ещё детёнышей лесных животных вы знаете?

(Ответы детей: «Я знаю: ежонка, медвежонка, лосёнка, барсучонка, бобрёнка …»)

Покатился  Колобок в лес, а в лесу настоящая зима. Какая погода зимой?

(Ответы детей: «Холодная, снежная, ветреная, морозная, сказочная …»)

У                                

Послушайте, как воет ветер в лесу: А  АОИ

Повторите песенку ветра за мной. (Дети пропевают гласные с разной модуляцией голоса.)

Катится Колобок по заснеженной дорожке, а навстречу ему зайки-попрыгайки. Они говорят ему: «Мы тебя съедим, если не выполнишь наше задание». Ребята, помогите Колобку выполнить задание правильно.

(Дети выполняют задание.)

Задание: «Будь внимателен и посчитай – сколько заек пришло на чай».

Подарили зайке чайник,

Пригласила она девять заек.

Приходите все на чай!

Сколько заек? Отвечай!  

Катится Колобок дальше, а навстречу ему лисичка-сестричка и говорит: «Я тебя съем, Колобок». «Не ешь меня, лисичка», - отвечает ей Колобок. «Тогда выполни моё задание», - говорит лисичка. (Дети выполняют  задание.)

Задание: «Посчитай - сколько животных живет в этом лесу».

У вас на столе лежат картинки с изображением диких животных. Возьмите из волшебного мешочка цифру, соотнесите цифру с картинкой и скажите, сколько получилось животных.

(Ответы детей: «5 лисиц, 7 медведей, 3 белки, 8 барсуков …»)

Катится Колобок дальше и видит холм .Что за странный холм, ходит ходуном. Кто-то спит, наверное, в нём?

Ребята, что это за холм? (Ответ детей: «Берлога»)

Кто спит в берлоге? (Ответ детей: «Медведь»)

Какие животные ещё впадают в зимнюю спячку?

(Ответы детей: «Ёжик, барсук, полевая мышь»)

Что происходит с другими животными зимой?   

(Ответы  детей: «Заяц меняет серую шубку на белую. Другие животные меняют шерсть на более густую и теплую».)

Логопед предлагает детям согреться в «зимнем лесу» и поиграть в мяч.

Дети встают в круг.

Игра в мяч «Где живут животные?»

Логопед  задаёт вопрос: «Где живёт белка (рысь, лиса, волк, заяц, бобёр)?» и кидает мяч одному из детей. Мяч кидает по кругу.

(Ответы детей: «Белка живет в дупле. Рысь живет на дереве. Лиса живет в норе. Волк  живет в логове. Рысь спит на дереве. Заяц  живет под кустом. Бобёр живёт в хатке».)

Физ. минутка – психогимнастика, пластические этюды:

Встанем и прогуляемся по лесу:

Я иду лесной тропой    (Дети  идут  друг  за  другом.)

Волк крадется вслед за мной.   (Дети  изображают    волка.)

Вдруг ко мне из-за куста вышла рыжая лиса.  (Дети  изображают  лисицу.)

Заяц белый тут как тут – грызет с дерева кору.  (Дети   изображают  зайца.)

Белка скачет по ветвям – виден хвост и тут, и там.  (Дети  изображают  белку.)

Где же бурый мишка бродит ?

Мишка спит в своей берлоге.    (Дети   ложатся  на  ковёр.)

Игра «Чей хвост?»

Ребята, посмотрите чьи-то хвосты разбросаны  на «полянке». Возьмите картинку, назовите чей хвост на ней нарисован и поставьте её рядом с  правильным животным».

(Ответы детей: «Лисий хвост, волчий хвост, медвежий хвост, беличий хвост, заячий  хвост».)

У меня есть и другие картинки. Назовём их. Повторяем все вместе:

«У барсука хвост … барсучий. У ежа иголки … ежовые.

У лося рога … лосиные. У рыси кисточки … рысьи».

Посмотрите, белочка прискакала. Кто может мне составить рассказ-описание про белочку?

(Можно использовать схемы для составления описательных рассказов)

Описательный рассказ. Белочка – это дикое животное. Зимой у белочки рыжая, пушистая шкурка, большой рыжий хвост, передние лапки маленькие, а задние большие и сильные. Глаза у белочки чёрные, а на ушах кисточки. Зубки у белочки большие и острые , потому что белочка грызёт орешки. На зиму белочка делает запасы в дупле: орехи, жёлуди, грибы. Детёнышей белочки называют бельчата. Белочка и бельчата скачут по веткам деревьев и спасаются от хищных зверей. 

Выкатился Колобок на лесную полянку и увидел синюю дорожку к синему замку. Кто же живет в этом замке? Чтобы узнать, вы должны назвать лишнее слово в цепочке и объяснить почему оно лишнее.

Задание «Назови лишнее слово».

МАК – МАМА – МУКА – ВАЗА

(Ответ детей: «Слово «ВАЗА» лишнее, оно  начинается на звук В, а остальные слова на звук М».)

Дайте характеристику звуку В. (Ответы детей: «Звук В - согласный, твердый, звонкий, по цвету синий».)

Напомню вам, что звуки мы говорим и слышим, а буквы мы читаем и пишем  .

Составьте букву В из элементов. (Дети составляют букву из элементов.)

Рядом с замком звука и буквы В живут лесные звери. Угадайте, кто они ?

Для этого будьте внимательными. Определите общие звуки в словах, запомните их и соедините в новое слово.

Ваза – Вол = В

мОх – стеклО = О

Лапа – поЛ = Л

Кино – Кедр = Кь

кИт – Ива = И

(Дети составляют слово: «ВОЛКИ».)

Игра «Живые звуки и буквы».

Ребята, представьте, что вы стали звуками и буквами. Ты, Маша, будешь звуком и буквой  В … Постройтесь по порядку (Дети встают так, чтобы из букв получилось слово «ВОЛКИ»).

Придумайте предложения со словом «ВОЛКИ». (Дети выполняют задание)

Ребята, нам пора возвращаться домой. Для этого вы опять должны стать детьми :

«Вокруг себя три раза повернись и в девочку Машу, … превратись».

(Все «превращаются» в деток и «возвращаются» в группу.)

3. Итог  занятия.

Ребята, где мы сегодня  побывали? (Ответы детей: «Мы побывали в сказочном лесу с Колобком».)

Каких животных мы встретили в лесу? (Ответы детей: «Мы встретили  зайцев, …»)

С каким звуком и буквой  встретился Колобок? (Ответы детей: «Со звуком и буквой В».).

 

. . . . .