Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок русского языка в 10 классе "Причастие. Правописание суффиксов причастий настоящего времени"

Дата публикации: 2024-03-29 14:20:21
Статью разместил(а):
Максименко Лариса Михайловна

Урок русского языка в 10 классе "Причастие. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени"

Автор: Максименко Лариса Михайловна

МБОУ «СОШ № 3» г. Бийск, Алтайский край

 

Аннотация: Урок включает в себя повторение основных признаков причастия и закрепление правописания суффиксов причастия настоящего времени, что необходимо для выполнения задания 12 ЕГЭ по русскому языку. Урок построен с использованием интерактивной технологии БиС (биоинфоматика и синергетика).

Ключевые слова: действительные и страдательные причастие, правописание суффиксов, урок русского языка, адъективация.

 

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цели:

- Деятельностная: структуризация полученных знаний, повторение изученного способа действий в рамках изучаемой темы.

- Содержательная: обобщение теоретических предположений о дальнейшем развитии темы, связь новых знаний с уже приобретенным опытом.

Задачи урока:

·  систематизировать специфику общего грамматического значения причастия;

·  повторить правила правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени;

·  воспитывать уважение к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры;

·  формировать умение написания текстов, демонстрирующих творческие способности обучающихся.

Реализация проекта урока: интерактивная технология БиС (Биоинформатика и синергетика)  

Форма реализации предполагаемой темы: учебное занятие.

Планируемые результаты:

- Личностные: формирование системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

- Метапредметные: определение темы урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательности действий, оценивание достигнутых результатов.

- Предметные: знать правило написания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями, составлять тексты по картине.

Оборудование: компьютер, проектор, документ-камера, мобильный класс, тестовые задания, материал для домашней работы, словари, репродукция картины И.К.Айвазовского «Девятый вал».

 

Ход урока

I. Оргмомент.

Добрый день. Рада приветствовать вас сегодня в нашем классе, на нашем уроке. (Показываю на доске). Запишите в тетрадь.  

Техника безопасности:  

Не загромождать проходы сумками и портфелями.

Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.

Нельзя без разрешения учителя передвигаться по кабинету.

Работу организуем следующим образом:

1. Перед вами Матрица Посадочных Мест (МПМ).

1 ряд

2 ряд

3 ряд

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

ФИ ученика/ ФИ учен.

 

Напоминаю, что это своеобразный дневник как всего класса, так и каждого из вас в отдельности. Все ответы будут фиксироваться знаками +, а в конце урока – результат

Четыре плюса и более – 5.

Три плюса - 4.

Два плюса - 3.

В классе 24 человека (Это 100%). Надеюсь, что сегодня оценку 4 и 5 получат не менее 16 человек!  (нормативный показатель качества обучения – не ниже 63%). Желаю вам успеха.

Комментарий-пояснение: При помощи МПМ удается достичь высоких скоростей включения всех обучающихся в работу и добиться показателя в 90 ответов на одном уроке. Важно, что самим ученикам это нравится, для них это игра, которая развивает скорость мышления, внимания и логику. Не возникает никаких вопросов по поводу оценок. Заполнение МПМ происходит у всех на глазах, и каждый ученик получает и принимает спокойно то, что заслужил на уроке. Видя в течение урока свой результат, ребёнок имеет возможность «подтянуть» его, т.е. работать активнее, чтобы получить балл выше.

Итак, I этап. «Погружение» в тему.

Среди лингвистов бытует такое поверье.
Старый учёный-языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов.

Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного? – размышлял как-то учёный.

Но: сказано - сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их как? (причастием).

Как вы думаете, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?

«ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь. Причастие причастно к каким частям речи?

Даже В.И.Даль говорил: «Причастие - часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

Перекрестный опрос:

Вспомните, что вам уже известно о причастии. (По ходу заполняется МПМ)

Ответы детей.

Подведем итог I этапа. (Посчитать +, должно быть не менее 16).

 (Если высокий результат, мы хорошо усвоили теоретические сведения о причастии, но)

Что для нас важно? (Правописание суффиксов причастий). А зачем? (Грамотная речь + сдача ЕГЭ).

огда сформулируем цели и задачи нашего урока. Исходя из целей, определим ТЕМУ.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени

Записать.  

II этап. Слово учителя.

Давайте вспомним, от каких условий зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. Проговорить алгоритм (если нужно, записать на доске) определения выбора гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. (Заполняем МПМ).

Переходим к III этапу.

Теперь предлагаю выполнить онлайн-тест. (Работа с мобильным классом). Сайт «Решу ЕГЭ, зад.12».  

·Комментарий- пояснение: если школьный кабинет не оборудован мобильным классом, учитель может сам составить необходимый тест и распечатать его на каждого ученика. Примерное задание для теста: 

1.    Быстро скач...щий конь

2.    бор...щийся с ленью

3.    стел...щийся туман

4.    завис...щие от него обстоятельства

5.    мел...щий муку агрегат

6.    стро...щееся здание

7.    ре...щие знамена

8.    слыш…мый голос

9.    приобрета…мый товар.

Время фиксируется: Норматив 5+30.

Комментарий-пояснение: Перед началом выполнения задания учитель предупреждает обучающихся, что после того, как первые 5 учеников выполнят задание, всему классу останется всего 30 секунд для окончания работы. Это позволяет ориентироваться на лучших и стандартизировать время выполнения заданий.

Проверка онлайн.  Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок. Смотрим на % усвоения, если не менее 63% (16 чел.) – ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

С 1 ошибкой? Надо повторить материал и выполнить подобное задание ещё раз. (Заполняется МПМ).

Переходим к III этапу.

Знаете, в русском языке нужно отличать причастия от отглагольных прилагательных.

ходящий-ходячий, горящий-горячий, ползущий-ползучий.

Прилагательные обозначают постоянный признак, присущий предмету, а причастия – непостоянный, тот, который может динамически изменяться во времени.

В русском языке есть ещё один термин, связанный с темой «Причастие». Это Адъективация.

Работа со словарями. Выясните значение этого слова. С данным термином можно встретиться и на уроке английского языка.

Причастия могут переходить в имена прилагательные. Адъективация проявляется в утрате причастиями глагольных категорий вида, времени. Но большая часть современных причастий переходит в разряд прилагательных временно, т.е. в одних случаях реализует себя как причастие, в других – как прилагательное.

Жареный картофель, жаренный в масле картофель.

Условия и признаки  адъективации: 

- отсутствие зависимых слов;

- возможность употребления в переносном значении;

- наличие синонимов, антонимов среди прилагательных;

- способность образовывать степени сравнения или возможность сочетаться с наречием очень.

Работа в паре. Докажите, что слово зрелый перешло в разряд прилагательных.

Желающие выступають перед классом. (Заполняется МПМ)

 IV этап. Синтаксический разбор предложения.

Работа у доски и в тетради.

Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движУщихся по блестящей лазури.

(Заполняется МПМ)

 V этап. Самостоятельная работа (задания во выбору обучающегося).

НПС – Упражнение 265.

ППС – Внесите стилистические изменения в текст, заменив, где это уместно, предложения со словом который причастным оборотом (постарайтесь избегать нагромождения причастиями) и запишите его. 

Охотское море 

В водах Охотского моря и на его берегах происходят природные явления, которые поражают своей силой. Гирлянды Курильских островов, которые окаймляют море с юго-востока, состоят из ряда потухших и действующих вулканов. Некоторые вулканы находятся под водой, их вершины никогда поднимаются над поверхностью моря. При извержении подводных вулканов возникают моретрясения, которые вызывают огромные волны, которые обрушиваются на соседние берега. Эти волны, которые достигают нескольких десятков метров высоты, носят наименование “цунами”. 

ВПС – Составить 5 предложений по картине И. К. Айвазовского «Девятый вал», используя причастия.

Комментарий-пояснение:  

Механизм измерения и контроля дифференциации содержания по уровню усвоения обучающимися учебного материала состоит из трех единиц измерения:

НПС (нижний порог сложности)

ППС (промежуточный порог сложности)

ВПС (верхний порог сложности)

Вам предстоит выполнить такое задание по нормативу 5+30.

ПРОВЕРКА на документ-камере. Выходят с тетрадями и демонстрируют классу.

(Заполняется МПМ)

VI этап. Итог урока. Выставление отметок.

Четыре плюса и более – 5.

Три плюса  - 4.

Два плюса  - 3.

Магниты красные на пятерки, желтые на четверки, зеленые на тройки.

Посмотрите на МПМ (наш классный дневник), в котором у каждого есть своя ячейка, и оцените свою работу.

VII этап. Рефлексия. Сегодня на уроке  я задумался ...  я понял... я осознал...  я пересмотрел...

VIII этап. Домашнее задание.  

1) § 49-50, повтор. тему «Причастие».

2) Упр. 266.

ИЛИ 3) Составить собственный тест по теме урока и предложить его для выполнения одноклассникам.

Выводы: К концу урока заполнена МПМ. После урока по количеству плюсов ставится отметка в журнал.

Таким образом, технология легка, проста и эффективна в применении. БиС помогает учителю чувствовать себя свободно на уроке, есть достаточно времени, чтобы анализировать работу детей сразу в ходе урока, не тратя для этого много времени после него, ребята работают с большим желанием, у них высокая мотивация, результат получается даже больше, чем 63%.

 

. . . . .