Конспект занятия в старшей логопедической группе "К нам идёт Весна"
Конспект занятия в старшей логопедической группе "К нам идёт Весна"
Автор: Литвинова Марина Львовна
МБОУ "Володарская СОШ", Ленинский городской округ, Московская область
Цель: уточнить и расширить знания детей по темам «Весна», «Перелётные птицы», расширить и активизировать словарь детей по данным темам.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить согласование существительных с существительными в Р.П.; образование прилагательных от существительных;
- закрепить образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
- закрепить образование прилагательных от существительных;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь, речевой слух; совершенствовать звуковой анализ и синтез; развивать умение деление слов на слоги; память, внимание, мышление;
- развивать оптико-пространственные представления;
- профилактика дисграфии.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Оздоровительные задачи: развивать координацию речи с движением.
Оборудование: слайды с изображением времён года, признаков весны, лист бумаги, контейнер с карандашами, мультимедийная доска, компьютер, проектор, звуковые схемы и фишки, аудиозапись Чайковский «Времена года», Штраус «Весенние голоса».
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивания двигательного упражнения, заучивание заклички «Весна».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Я рада видеть вас таких красивых, здоровых, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! Этот день мы проведем вместе. Пусть наше занятие принесет радость и много новых интересных впечатлений. А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На занятии наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё … (слышат).
Голова хорошо … (думает).
(Стук в дверь. Входит Почтальон).
Почтальон: Доброе утро! Правильно я попал? Это группа «Солнышко»? Меня просили передать вам посылку.
Логопед: От кого эта посылка? Не знаю, обратного адреса нет!
(Уходит)
Логопед: Дети, вам интересно узнать, что в ней? Давайте вместе посмотрим, что в посылке. (Достаёт диск). Садитесь поудобнее и всё внимание на экран. (Показ презентации с зарисовками весны в сопровождении муз. Чайковского «Времена года»).
Вы сейчас посмотрели картины знаменитых художников, которые писали времена года. Дети, какое время года вы сейчас увидели? (Весна). А почему вы решили, что это время года весна? Вспомните и назовите признаки весны. (Дети называют признаки весны). Весна так прекрасна, что будоражит чувства всех людей. Многим хочется весной петь, смеяться, сочинять стихи, танцевать, совершать хорошие дела. Многих тянет на природу - погреться на теплом солнце, почувствовать запах оттаявшей земли, послушать капель и журчание ручьев, полюбоваться вылетевшей бабочкой, первым нежным цветком. Поэтому художники посвятили весне много картин, поэты сочиняли много стихов, композиторы написали прекрасную музыку. Да, Весна сказочная волшебная пора, а поэтому и бывает она разная.
Логопед: А вы хотели бы встретиться с Весной? Давайте позовём её.
(Дети зовут весну).
Дети: Ау, ау, аукаем. Весну приаукиваем.
Март, март, принеси нам тепло! Апрель, апрель, воспевай на лугу! Май, май! Сколько хочешь - гуляй! Ау, ау, аукаем…
(Под вальс Штрауса «Весенние голоса» входит Зима).
Зима: Здравствуйте, гости! Здравствуйте, девочки! Поднимите и помашите руками. Здравствуйте, мальчики! Поднимите свои руки!
Логопед: Дети, разве это Весна? А кто это пожаловал к нам в гости, мы же звали весну?
Зима: Нет, я не весна, а Зимушка-зима! Не ждали меня? И любила я вас, и развлекала я вас! Щёки и уши, и нос ущипнула не раз. Так ответьте мне - уходить мне от вас? (Дети отвечают - «да»). А я не желаю уходить! (топает ногой). Я заставлю любого себя уважать, и Весны вам не видать!
Логопед: Зимушка-зима! Не будь такой суровой! Подскажи нам, что нашим детям надо сделать, чтобы пришла Весна-красна?
Зима: А вот дети должны выполнить все мои задания, которые я приготовила для них. Задания все на моих волшебных снежинках. Но я думаю, что они не справятся с ними!
Логопед: Дети, вы готовы выполнить задания Зимы? Если мы постараемся, то к нам наконец-то придёт Весна. Зима, отдай нам свои волшебные снежинки, и мы все задания выполним. А ты пока посиди и посмотри на наших детей, как они будут справляться с твоими трудными заданиями. (Зима садится).
1 задание. Игра «Поймай слово».
Будьте внимательны. Я назову слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите слова, которые относятся к весне.
(Тает, листопад, журчит, тёплое, снежинки, прилетают, метель, снеговик, капель, грачи, набухают).
Логопед: Молодцы, справились с этим заданием!
2 задание. «Раздели слова на слоги».
Мы общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как они называются? (Слоги). Я буду говорить слова, а вы должны разделить эти слова на слоги и выложить столько палочек, сколько слогов в слове.
(Капель, весна, подснежник, ледоход).
Дети повторяют слова и делят слова на слоги.
3 задание. «Выполните звуко-буквенный разбор слова».
Но сначала мы должны отгадать загадку и тогда мы узнаем, какое слово будем разбирать.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - … (лиса).
Выполните звуковой разбор слова лиса. (По картинке разбирают на звуки слово. Один ребёнок у доски). А теперь мы соберём слово ЛИСА из букв.
Логопед: Зимушка-зима, справляются наши дети с твоими заданиями?
Зима: Какие молодцы! Всё у них получается.
4 задание. «Назовите зимующих и перелётных птиц».
Дети, посмотрите - на доске два дерева. В какое время года мы можем увидеть такое дерево? (Весной). Значит это какое дерево? (Весеннее). А это дерево в какое время года мы можем увидеть? (Зимой). Значит, как мы назовём это дерево? (Зимнее). На нашем столе лежат карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Вам нужно правильно расставить птиц на доске. На зимнее дерево прикрепить зимующих птиц, а на весеннее – перелётных. (Мольберт).
Физминутка.
(Дети садятся на корточки. Выполняются движения по тексту).
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Два-изящно покружились.
Три-нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
И на место тихо сели.
5 задание. «Нарисуй».
Перед вами пустой лист бумаги. Мы должны с вами нарисовать солнце, тучку, дерево и кустик. Но в определённом месте на листе бумаги. Нарисуйте солнце в правом верхнем углу, а тучку в левом верхнем. Дерево в правом нижнем углу, а кустик в левом нижнем углу.
Логопед: Зимушка-зима, справились ли дети с твоими заданиями. Уступишь ли ты место Весне-Красне?
Зима: Молодцы, дети. Со всеми моими заданиями справились. Уступаю место Весне. А мне пора уходить (под музыку уходит).
Логопед: Дети, давайте позовём её! (дети зовут Весну. Под музыку входит Весна).
Весна (родитель):
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, гости дорогие!
Землю солнышко согрело,
Ручейки в лесу поют,
Птицы с юга прилетели,
И подснежники цветут!
Проснулось все ото сна.
Это к вам пришла Весна!
Логопед: Как мы рады тебе, волшебница Весна.
Весна: Дети, без чего не может быть весны. Например, весна не может быть без луж.
…………………без ручейков.
………………..без грозы.
………………...без проталин.
………………...без капели.
………………. без подснежников.
Логопед: Дети, расскажем Весне, что интересного было на занятии. Какие задания были трудными?
Весна: Молодцы! Вы со всеми заданиями Зимы справились, но мне пора уходить. До свидания!