Дидактическая игра "Времена года"
Дидактическая игра "Времена года"
Автор: Кулеш Людмила Петровна
МКОУ Марьвская СОШ Ольховатского муниципального района Воронежской области
Аннотация: В ходе дидактической игры на основе простой и емкой наглядности дети 7-9 лет получают знания по основам общей фенологии, которая изучает сезонную периодичность как единый процесс, охватывающий природу во всем ее разнообразии и сложности.
В игровой набор входят:
1. Игровой держатель-подставка с карточками-феноиндикаторами «Весна» - 1 шт.
2. Игровой держатель-подставка с карточками-феноиндикаторами «Лето» - 1 шт.
3. Игровой держатель-подставка с карточками-феноиндикаторами «Осень-Зима» - 1 шт.
4. Таблицы с описанием феноиндикаторов по временам года – 4 шт.
5. Набор цветных маркеров 14 оттенков – по 10-15 шт.каждого оттенка.
6. Пояснение к дидактической игре – 1шт.
Цель: популяризация естественнонаучных знаний и развитие у школьников 7-9 лет интереса к фенологическим наблюдениям; формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в школьном возрасте.
Задачи:
- формирование у школьников научного представления о явлениях и процессах в живой природе;
- развитие умений по применению полученной информации в повседневной жизни;
- расширение у дошкольников биологического кругозора; повышение общего уровня образованности и культуры.
При использовании дидактической игры необходимо следовать определённым педагогическим принципам:
- опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путём непосредственного восприятия;
- следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям; усложнение дидактической задачи идёт по принципу "от простого к сложному;
- поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
- постепенно усложнять игровые действия;
- конкретно и чётко объяснять правила.
Основные понятия фенологии, с которыми знакомятся дети в процессе дидактической игры.
Фенология – наука о сезонном развитии природы, обусловленном сменой времен года. Она изучает и регистрирует сроки наступления сезонных изменений, зависящих от условий погоды: прилет и отлет птиц, пробуждение зимовавших насекомых, цветение растений и т.д.
Фенологические фазы - определенный этап, стадия или период в развитии объекта, четко проявляющиеся, легко и точно наблюдаемые, не требующие для регистрации специальной аппаратуры.
Примерами сезонных явлений в неживой природе служат:
· в атмосфере первые и последние заморозки, повредившие теплолюбивые растения; первые и последние снегопады;
· первый морозный день - лед на лужах в тени днем не оттаял; первая и последняя гроза;
· в гидросфере - озера и пруды: замерзание осенью и вскрытие весной; полное очищение реки ото льда;
· на поверхности почвы - установление и разрушение снежного покрова, отдельно - на открытых местах, в лесу, в оврагах; заморозки перед установлением снежного покрова и после.
Фенологические даты – календарные даты наступления сезонного явления в данном географическом пункте.
Установление фенодаты скачкообразно проявляющегося сезонного явления не представляет труда для наблюдений детей.
Фенологический индикатор - сезонное явление, наступление которого используется в качестве указателя вероятного срока наступления другого или других сезонных явлений. Обычно для индикационных целей отбираются явления, которые легко поддаются наблюдению, и срок наступления которых определяется с высокой точностью.
Подсезоны – характерные периоды, ограниченные рубежными явлениями живой природы.
Пояснение к дидактической игре «Времена года».
Детям предоставляется возможность регистрировать время наступления различных изменений в мире природы с помощью цветных маркеров разного оттенка, которые крепятся на липучке над изображением феноиндикатора.
Кроме того, использование цветных маркеров позволяет расширить спектр вариантов дидактической игры.
Соответствие цветных маркеров подсезонам года:
Весна |
||
1 подсезон |
снеготаяние |
бледно-зеленый |
2 подсезон |
оживление весны |
ярко-зеленый |
3 подсезон |
разгар весны |
Зеленый |
4 подсезон |
предлетье |
темно-зеленый |
Лето |
||
1 подсезон |
начало лето |
Розовый |
2 подсезон |
полное лето |
Красный |
3 подсезон |
спад лета |
коралловый |
Осень |
||
1 подсезон |
начало осени |
бледно-желтый |
2 подсезон |
золотая осень |
Желтый |
3 подсезон |
глубокая осень |
оранжевый |
4 подсезон |
предзимье |
коричневый |
Зима |
||
1 подсезон |
первозимье |
бледно-голубой |
2 подсезон |
коренная зима |
Голубой |
3 подсезон |
перелом зимы |
Синий |
Пример: Появление мать-и-мачехи соответствует 2 подсезону весны – соответственно, над феноиндикатором «мать-и мачеха» появится маркер ярко-зеленого цвета.
Не все явления, происходящие в природе, возможно примечать в городских условиях, поэтому некоторые маркеры появятся не в ходе непосредственных наблюдений детей, а на основе ранее полученных знаний. Так, в процессе занятий, бесед, чтения дети знают, что медведи, ежи залегают в спячку в конце осени, поэтому над феноиндикатором «медведь, барсук, еж» появится маркер оранжевого цвета, соответствующий глубокой осени.
Варианты дидактической игры:
«Найди, что назову»
Дидактическая задача: найти карточку по слову-названию.
Игровое действие: поиск названной карточки.
Правило: найти карточку, повторить слово-название.
Ход игры: педагог предлагает одному из детей найти карточку, соответствующую природному явлению одного из времен года, называет ее. Ребенок находит карточку по названию и выставляет ее на подставке-держателе. Озвучивает карточку.
Усложнение: дети могут играть самостоятельно после того, как запомнят условные обозначения феноиндикаторов.
«Найдите верно»
Дидактическая задача: найти карточку по слову-названию.
Игровое действие: поиск названной карточки.
Правило: найти карточку, повторить слово-название.
Ход игры: педагог предлагает детям найти карточки, соответствующие феноиндикатору одного из времен года, повторить ее название, выставить на подставку-держатель. После этого учитель уточняет, что дети могут рассказать о данном времени года. Дети составляют последовательный рассказ с опорой на карточки-подсказки.
Усложнение: дети могут играть самостоятельно после того, как запомнят условные обозначения феноиндикаторов.
«Четыре в ряд»
Дидактическая задача: найти несколько карточек-феноиндикаторов, относящихся к заданному сезону.
Игровая задача: подобрать карточки-феноиндикатора.
Правила игры: дать обоснование своему выбору.
Игровые действия: одному ребенку предлагается выставить на подставке-держателе несколько карточек – феноиндикаторов, относящихся к заданному сезону. Доказать, что карточки подобраны верно, рассказав о сезонных явлениях, происходящих в данное время года.
«Кто больше»
Дидактическая задача: найти карточки-феноиндикаторы подсезона.
Игровая задача: подобрать карточки-феноиндикаторы подсезона.
Правила игры: карточки-феноиндикаторы не должны повторяться.
Игровые действия: ребенку предлагается подобрать все варианты карточек-индикаторов подсезона, выставить из на подставке-держателе, рассказать об изменениях в природном и животном мире, происходящих в данный подсезон.
Усложнение: в игре могут принимать участие несколько детей. Правило: надо быть внимательным, чтобы не повторить ответ товарища.
«Найди, о чем расскажу», «Кто отгадает»
Дидактическая задача: найти карточки по заданному описанию.
Игровое действие: поиск карточек по описанию.
Правило: последовательно выставить найденные карточки на подставке-держателе.
Ход игры: учитель последовательно описывает феноиндикаторы разных подсезонов. Ребенок должен найти соответствующие карточки и выставить их на подставке-держателе.
Усложнение: дети могут играть в игру самостоятельно, в парах и микрогруппах, давая друг другу задания.
«Что сначала, что потом», «Когда это бывает»
Дидактическая задача: выставить карточки – феноиндикаторы подсезонов в соответствии с заданным фенологическим сезоном года; составить последовательный рассказ на основе выставленных карточек.
Игровое действие: поиск карточек – феноиндикаторов подсезонов.
Правило: правильно выстроить цепочку феноиндикаторов подсезонов.
Ход игры: ребенку предлагается выставить на подставка-держателе карточки-феноиндикаторы подсезонов в соответствии с заданным фенологическим сезоном года таким образом, чтобы первой шла карточка соответствующая первому подсезону заданного времени года, второй – карточка соответствующая второму подсезону заданного времени года и т.д. После того, как все карточки выставлены, ребенок на основе выставленных карточек должен составить последовательный рассказ об изменениях, происходящих в данное время года.
Усложнение:
1. Возможно выставлять карточки, относящиеся только к: растительному миру, к миру животных, к погодным изменениям.
2. Дети могут играть в игру самостоятельно, в парах и микрогруппах, придумывая задания друг другу.
«Найди ошибку»
Дидактическая задача: найти карточку-феноиндикатор, не соответствующий заданному условию.
Игровое действие: поиск лишней карточки.
Правило: обдумать свое решение прежде, чем дать ответ.
Ход игры: ребенку предлагается внимательно посмотреть на выставленные карточки-индикаторы; определить к какому подсезону они относятся и исключить ту, которая осталась в меньшинстве. Обосновать свой выбор.
Усложнение: дети могут самостоятельно играть в эту игру – парами, микрогруппами. Один ребенок берет на себя роль ведущего или дети выполняют эту роль по очереди.
Список литературы:
1. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2013.
2. Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., № 7.
3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., Просвещение, 1981г.
4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск, Асар, 1996г.
5. Николаева С.Н. Место игры а экологическом воспитании дошкольников / Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М., Новая школа, 1997г.
6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение 1982г.