Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование активных методов обучения на уроках биологии для развития познавательной деятельности

Дата публикации: 2024-02-17 19:20:54
Статью разместил(а):
Чернявская Анастасия Борисовна

Использование активных методов обучения на уроках биологии в 6 классе для развития познавательной деятельности учащихся

Автор: Чернявская Анастасия Борисовна

ГУО «Средняя школа № 3 г. Житковичи имени И.Н. Банова»

 

Аннотация: Изложенный в статье опыт работы рекомендуется для ознакомления и применения в практике педагогам на учебных занятиях по биологии и внеклассных занятиях. 

Ключевые слова: активные методы обучения, повышенное внимание учащихся, личностное становление учащихся, уроки биологии.

 

Важным аспектом изучения предмета «Биология» является организация и стимулирование учителем активной познавательной деятельности учащихся. Впервые к изучению биологии, учащиеся приступают в VI классе. Здесь происходит становление первичного фундамента биологических знаний [1], а значит, приобретаются изначальные познавательные и практические умения, необходимые для работы в старших классах.

В свою очередь отмечено, что шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательных интересов, которые никаким образом не связаны со школой и обучением. Ведь ни зря психологи говорят, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу. В это время школьные интересы уступают своё место вне учебным. И здесь передо мной стал вопрос: как не потерять интерес у шестиклассников к своему предмету. Зная, что познавательная активность – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации учащегося; с другой стороны – результат усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося [2], я решила, что именно активные формы обучения помогут мне достичь желаемого результата. Поэтому ведущей идеей моей работы явилась возможность использования активных методов обучения, как основы для развития познавательной деятельности учащихся.

Для привлечения интереса к новому материалу я часто использую проблемные вопросы, которые можно ставить и решать ставить на любом этапе изучения темы. При объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу. По опыту знаю, что   для многих шестиклассников микроскоп – это то, ради чего они идут на урок. Знакомство с увеличительными приборами я провожу в следующей форме: в начале урока на презентации появляется текст с крупным шрифтом, мелким и очень мелким. Я задаю детям вопрос: «Как же мы с вами сможем прочить тест на доске? Что для этого нужно?».

Путем беседы с наводящими вопросами, мы приходим к цели нашего урока: знакомство с увеличительными приборами, с их устройством и с правилами работы с ними. Далее я сообщаю, что каждый прибор имеет свои правила работы, и мы с вами познакомимся с этими правилами. Работу я организовываю следующим образом: «В учебнике вы будете читать правила работы с микроскопом. Один из вас читает правила, другой ученик сразу делает так, как это правило советует. Затем меняетесь». На этапе закрепления знаний демонстрирую фрагмент видеофильма Устройство светового микроскопа без звука, и один из учащихся пробует его прокомментировать. В конце урока предлагаю детям порассуждать над вопросом: Какой предмет когда-то называли "блошиным стеклом" и почему?

На своих уроках я регулярно применяю следующие дидактические игры:

«Стикеры» - на самом первом уроке, после организационного момента, я раздаю детям в парах стикеры и предлагаю за две минуты ответить на вопрос: «Что называется природой», затем стикер крепится на дополнительную доску. Далее дети комментируют свои ответы, и мы вместе приходим к понятиям живой и неживой природы, явлениям природы.

«Свиток» - класс делится по рядам. На первую парту кладу лист бумаги и даю задание, например, написать на листе по одному признаку животной и растительной клетки (или любые другие) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются признаки, написанные командой, оказавшейся самой быстрой.  

«Третий лишний» - на доске или слайде написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись и прокомментировать свой ответ.

«Продолжи ряд» - дана последовательность слов или картинки, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать. Данную игру я активно использую при изучении главы «Клеточное строение живых организмов»

«Цепочка» - хорошо применять при изучении темы «Сообщества живых организмов». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим (растительноядный), следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала.  

«Фоторобот» - группа школьников – это отделение милиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение милиции за помощью отыскать пропавший организм. Надо описать объект или составить его фоторобот учитывая особенности внешнего строения или физиологии. Данную игру я применяю при изучении многообразия организмов по темам «Грибы», «Протисты», «Животные», «Растения».

В шестом классе учащимся уже под силу решать биологические задачи. Их решение   в процессе обучения повышает активность учащихся. Учащиеся исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации познавательной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию интереса к биологии. 

Большой популярностью у шестиклассников пользуется домашний эксперимент. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Для меня главными условиями являются безопасность и использование простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов.

 

Список литературы: 

1. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания  Биология VІ-IX
класcы / Мн.: «Аверсэв», 2017. - 56.с.

2. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопр. теории и практики) / Урал. Гос. пед. ун-т, 1995. – 83с.

 

. . . . .