Методическая разработка "Использование нетрадиционной техники рисования "Эбру"
Методическая разработка "Использование нетрадиционной техники рисования "Эбру"
Автор: Головнина Алина Федоровна
ГБОУ города Москвы "Школа № 64"
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка посвящена для представления нового подхода к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Основным направлением работы является использование нетрадиционной техники рисования «Эбру». Эта техника позволяет детям развивать свою фантазию, творческое мышление, тактильные навыки и координацию движений.
Методика «Эбру» основана на создании уникальных абстрактных рисунков с использованием красоты и магического характера жидкости. Дети с увлечением наблюдают, как капельки краски распространяются по поверхности воды, создавая удивительные фигуры и узоры. Это помогает детям развивать свое художественное восприятие и воображение.
Работа с техникой «Эбру» требует от детей концентрации внимания и точности движений, что стимулирует развитие их мелкой моторики. Дети учатся контролировать силу и направление движений кисти, а также осознавать взаимосвязь между их действиями и результатом на холсте.
Одной из особенностей методики «Эбру» является ее способность развивать у детей самостоятельность и уверенность в своих возможностях. Каждый рисунок в этой технике уникален и неповторим, что позволяет детям раскрыть свои творческие способности и научиться ценить уникальность своих работ.
В рамках этой методической разработки предлагается проведение различных творческих занятий с использованием техники «Эбру». Дети будут иметь возможность самостоятельно экспериментировать с красками и водой, создавать свои собственные произведения и рассказывать о своих творческих идеях.
Таким образом, методика «Эбру» способствует развитию художественного и эстетического восприятия детей дошкольного возраста, а также развивает их творческие и когнитивные способности. Эта техника рисования станет отличной основой для формирования художественного вкуса и развития творческого потенциала каждого ребенка.
Цель работы:
- Создать методическую разработку, которая позволит педагогам организовать занятия по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием техники «Эбру».
Задачи работы:
1. Изучить принципы и особенности техники рисования «Эбру».
2. Разработать методические рекомендации для педагогов по внедрению техники «Эбру» в работу с детьми дошкольного возраста.
4. Составить планы занятий, включающие технику «Эбру» и другие художественные приемы и материалы.
Краткое содержание методической разработки:
1. Теоретические основы методической работы:
- Особенности техники «Эбру»;
- Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
2. Методические рекомендации по внедрению техники «Эбру» в работу с детьми дошкольного возраста:
- Подготовка материалов и рабочего места;
- Планирование занятий с использованием техники «Эбру»;
- Способы оценивания учеников.
3. Планы занятий:
- Занятие 1: Знакомство с техникой «Эбру»;
- Занятие 2-12: Рисование с использованием техники «Эбру»;
- Занятие 13: Самостоятельная работа;
- Занятие 14-20: Рисование с использованием техники «Эбру»;
- Занятие 21: Итоговое оценивание.
Применение техники Эрбу в образовательном процессе с дошкольниками имеет ряд преимуществ. Во-первых, эта техника позволяет учащимся самостоятельно исследовать окружающую среду и строить собственное понимание и знание. Такой подход развивает их наблюдательность, аналитическое мышление и способность анализировать информацию.
Во-вторых, обучение по технике Эрбу помогает воспитать у детей любознательность и желание узнать больше о мире. Они активно задают вопросы, ищут ответы и учатся участвовать в научных дискуссиях. Все это способствует развитию их коммуникативных и социальных навыков.
В-третьих, техника Эрбу создает условия для интеграции различных предметных областей. Дети изучают окружающую среду, природу, технику, социальные вопросы и многое другое через призму научного исследования. Такой подход позволяет им учитывать взаимосвязь между различными аспектами окружающего мира и понять, какие процессы лежат в его основе.
Конечно, применение техники Эрбу в образовательном процессе с дошкольниками требует от педагогов грамотной организации и поддержки. Необходимо создать условия для проведения исследований, предоставить детям доступ к ресурсам и оборудованию, а также научить их применять научный метод в исследовательском процессе.
Однако, учет всех трудностей применение техники Эрбу помогает сделать образовательный процесс более интересным и запоминающимся для дошкольников. Они становятся активными участниками своего обучения и приобретают навыки, которые помогут им успешно преодолеть дальнейшие образовательные вызовы.
Цели, задачи, планируемые результаты и способы проверки
Цели и задачи методики Эбру в образовательном процессе с дошкольниками могут быть следующими:
1. Развитие творческого потенциала: эта методика способствует развитию творческих навыков у детей. Участвуя в процессе создания узоров и абстрактных картин, дети развивают свою фантазию и способность выражать свои мысли и эмоции через искусство.
2. Развитие мелкой моторики: при выполнении эбру дети используют кисточки и специальные инструменты для создания узоров на воде. Это требует точности и усилий мелкой моторики, что способствует ее развитию.
3. Развитие координации движений: дети, занимающиеся Эбру, учатся контролировать движения своих рук, чтобы создавать желаемые узоры на водной поверхности. Это тренирует координацию глаз и рук.
4. Развитие внимания и концентрации: Эбру требует от детей сосредоточения и внимательности при создании узоров на воде. Это помогает развитию внимания и способности к концентрации.
5. Развитие эстетического восприятия: занятия Эбру позволяют детям ощутить и понять красоту и гармонию форм и цветов. Они учатся анализировать и оценивать произведения искусства, развивая свое эстетическое восприятие.
6. Развитие самовыражения и самореализации: занимаясь Эбру, дети могут выразить свои мысли и чувства, создавая уникальные и оригинальные узоры и картинки. Это помогает им развивать свою индивидуальность и самовыражение.
7. Постепенное развитие техники: методика Эбру предусматривает постепенное обучение и освоение различных техник и способов создания узоров. Это помогает детям развивать свои навыки в области искусства и творчества.
8. Развитие самооценки и уверенности: занимаясь Эбру и создавая красивые произведения искусства, дети приобретают уверенность в своих способностях и развивают положительную самооценку.
Таким образом, методика Эбру в образовательном процессе с дошкольниками способствует развитию творческого потенциала, мелкой моторики, координации движений, внимания и концентрации, эстетического восприятия, самовыражения и самореализации, технических навыков, самооценки и уверенности.
Планируемые результаты во время и после внедрения методики Эбру в образовательном процессе с дошкольниками могут быть следующими:
Во время внедрения методики Эбру:
1. Развитие творческого мышления. Дети будут учиться создавать собственные уникальные узоры и изображения на воде, что способствует развитию их творческого мышления и фантазии.
2. Развитие моторики рук. При работе с инструментами для создания рисунков на воде, дети будут развивать мелкую моторику рук и пальцев, что положительно скажется на их письменных навыках и умении управлять предметами.
3. Улучшение координации движений. В процессе создания рисунков и узоров на воде, дети будут улучшать свою координацию движений, так как им необходимо будет контролировать силу и направление своих движений, чтобы достичь нужного эффекта.
После внедрения методики Эбру:
1. Развитие художественного вкуса: Дети научатся ценить и оценивать эстетическую красоту рисунка на воде, развивая свой художественный вкус и умение видеть и создавать красоту.
2. Улучшение концентрации и внимания: Работа с методикой Эбру требует от детей сосредоточенности и внимания, поскольку они должны контролировать каждое движение, чтобы достичь желаемого результата. Это помогает улучшить их концентрацию и внимание.
3. Развитие саморегуляции эмоций: Создание рисунков на воде может быть процессом, требующим терпения и сосредоточенности. В результате дети будут развивать навыки саморегуляции эмоций, таких как терпение, выдержка и способность сохранять спокойствие во время исполнения творческих задач.
4. Повышение самооценки: Успех в создании красивых узоров и рисунков на воде поможет детям повысить свою самооценку и самоуважение. Они увидят, что способны творить и достигать результатов, что будет способствовать их личностному развитию.
Оценка полученных результатов на занятиях с использованием техники «Эбру» зависит от ряда факторов, таких как собственное восприятие и предпочтения студента, уровень совершенства техники, качество используемых материалов и др.
Оценка результатов может быть выставлена на основе следующих критериев:
- Техническое исполнение: Оценивается навык работы с красками и водой, точность и четкость линий, пропорции и детали.
- Творческий подход: Оценивается оригинальность и креативность в работе, использование нестандартных приемов и идей.
- Цветовое решение: Оценивается гармония и баланс цветов в работе, использование разных оттенков и переходов.
- Видение и композиция: Оценивается способность студента видеть и создавать гармоничные композиции, работать с пространством.
Оценка может быть выставлена в числах, баллах или словесной форме, в зависимости от системы оценивания, принятой в учебном заведении или группе занятий.
Важно отметить, что оценка результатов должна быть объективной и справедливой, а также учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Кроме того, результаты могут варьироваться в зависимости от уровня продвинутости студентов и их индивидуального потенциала, поэтому важно учитывать контекст и внешние факторы при оценке результатов.
Актуальность методических рекомендаций занятий с использованием техники «Эбру».
Работа по созданию методических рекомендаций занятий с использованием техники «Эбру» имеет несколько важных и актуальных аспектов:
1) Сохранение и продвижение культурного наследия: Эбру – это древняя традиционная техника рисования на воде, которая развивалась и использовалась в разных культурах на протяжении многих веков. Создание методических рекомендаций помогает сохранить и передать это искусство следующим поколениям.
2) Социализация и развитие навыков: Занятия по технике «Эбру» способствуют развитию творческих и ручных навыков, моторики, координации движений и концентрации внимания. Они также могут способствовать социализации и коммуникации, поскольку включают в себя групповую работу и сотрудничество.
3) Применение в различных сферах: Техника «Эбру» имеет широкий спектр применения, включая искусство, дизайн, рекламу, рукоделие и т.д. Создание методических рекомендаций помогает участникам и преподавателям адаптировать эту технику для различных целей и контекстов, таких как школы, художественные студии, курсы и мастер-классы.
4) Популяризация и коммерческое применение: Эбру становится все более популярной техникой в различных странах, и создание методических рекомендаций поможет еще большему числу людей познакомиться с этой техникой и насладиться ее красотой. Кроме того, создание методических рекомендаций может способствовать коммерческому использованию техники в виде проведения платных занятий, продажи работ и прочего.
5. Развитие творческого мышления: Занятия по технике «Эбру» способствуют развитию творческого мышления и воображения. Создание методических рекомендаций помогает предложить разнообразные и интересные задания и упражнения, которые стимулируют участников к творческому процессу и самовыражению.
Таким образом, создание методических рекомендаций занятий с использованием техники «Эбру» имеет важность и актуальность в плане сохранения культурного наследия, развития навыков и творческого мышления, а также вариативного использования техники в различных сферах и контекстах.
Основная цель данной методической разработки заключается в помощи обучающимся в развитии их творческих способностей через овладение техникой рисования на воде «Эбру».
Ожидаемые результаты и способы проверки
Ожидаемые результаты программы включают в себя усвоение специальной терминологии, понимание различных видов древнего искусства, умение работать с основными художественными материалами и инструментами.
Способы проверки результатов включают три вида:
- Текущая проверка, осуществляемая в процессе обучения для выявления ошибок и успехов в работах обучающихся.
- Промежуточная проверка за полугодие для оценки уровня освоения программы детьми.
- Итоговая проверка в конце учебного года, которая определяет уровень знаний, умений и навыков детей по программе.
Выявление достигнутых результатов осуществляется через тестирование, где проводится устный фронтальный опрос по пройденному материалу и через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется через наблюдение и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Для проведения итогового контрольного опроса обучающихся по теме: «Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования «Эбру» можно использовать следующие материалы:
1. Вопросы с выбором одного ответа: Что такое технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста?
а) Игровые методы развития художественных навыков;
b) Набор различных приемов и методов, позволяющих развивать художественный вкус и способности детей;
c) Процессы развития художественного восприятия и выразительности.
Что такое нетрадиционная техника рисования «Эбру»?
a) Техника рисования, при которой используются обычные кисти и краски;
b) Техника рисования, при которой используются ножи и специальная краска;
c) Техника рисования, при которой использование воды и краски создает уникальные узоры и рисунки на поверхности воды.
2. Вопросы с развернутым ответом:
- Какие преимущества имеет использование нетрадиционной техники рисования «Эбру»?
- Какие элементы можно использовать для создания рисунка «Эбру»?
3. Задачи и упражнения:
Распределите следующие утверждения по категориям «Неверно» и «Верно»:
- «Эбру»- традиционная техника рисования;
- «Эбру» - позволяет создавать рисунки на водной поверхности;
- «Эбру» - помогает создавать разные картины;
Завершите предложение: «Эбру» - это техника рисования, основанная на использовании...
4. Практическая часть.
Предложить обучающимся выполнить небольшое задание по созданию рисунка «Эбру» с использованием доступных им материалов. Объяснить технику и попросите их описать процесс работы.
Практические умения и навыки, которыми обучающиеся овладели во время итоговых просмотров на конец учебного года.
1. Понимание базовых принципов техники эбру:
- Обучающийся демонстрирует понимание основных техник создания орнаментов в технике эбру.
- Понимает принципы подбора и смешивания красок для достижения желаемого эффекта.
2. Навыки работы с красками и инструментами:
- Обучающийся умело использует основные инструменты для нанесения красок при работе в технике эбру.
- Демонстрирует умение контролировать количество краски, используемой при работе.
- Умеет смешивать краски для получения различных оттенков и эффектов.
3. Точность и аккуратность работы:
- Размер и форма создаваемых орнаментов соответствуют задаче и требованиям техники эбру.
- Обучающийся умеет работать аккуратно и точно, избегая необходимости исправления ошибок и повреждения бумаги.
4. Художественное восприятие и творческое мышление:
- Обучающийся способен самостоятельно создавать оригинальные орнаменты в технике эбру, проявляя художественное восприятие и творческое мышление.
- Демонстрирует умение применять различные элементы дизайна и композиции при создании орнаментов.
5. Умение работать в команде и соблюдение правил безопасности:
- Обучающийся эффективно сотрудничает с другими учениками при выполнении заданий в технике эбру.
- Всегда соблюдает правила безопасности при работе с красками и инструментами.
6. Креативность и инновационность:
- Обучающийся проявляет креативные подходы к использованию техники эбру, пробует новые идеи и экспериментирует с различными стилями и материалами.
Общая оценка (процент выполнения оценочного листа):
- Уровень отлично (90-100% выполнения)
- Уровень хорошо (75-89% выполнения)
- Уровень удовлетворительно (50-74% выполнения)
- Уровень неудовлетворительно (менее 50% выполнения)
Тематический план по технике «Эбру»:
№ |
Тема |
Задачи |
Содержание урока |
Часы |
Необходимый материал |
1 |
Представление о технике «Эбру» |
Знакомство с основами техники рисования «Эбру»
|
Изучение материалов и инструментов, необходимых для работы в этой технике |
1 |
Наглядное пособие (готовые картины, необходимый материал для их создания), короткое видео презентация |
2 |
Подготовка рабочего места |
Распределение материалов и инструментов |
Организация рабочих мест для каждого ребенка |
1 |
Холсты, вода, краски, шприцы/пипетки |
3 |
Морской пейзаж |
Работа с основами техники «Эбру» для создания волн и рисунков в стиле «мрамора» |
Использование специальных красителей и инструментов для создания эффекта морской волны |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
4 |
Абстракция |
Разработка собственного рисунка и композиции |
Применение техники «Эбру» для создания абстрактных форм и линий |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
5 |
Цветы и растения
|
Применение техники «Эбру» для создания цветочных мотивов |
Работа с различными цветами и формами растений |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
6 |
Фантастические существа |
Рисование фантастических существ с использованием техники «Эбру» |
Использование ярких цветов и необычных форм |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
7 |
В мире животных |
Рисование животных в технике «Эбру» |
Подбор соответствующих цветов и форм для каждого животного |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты, короткое видео презентация |
8 |
Наши птицы |
Ознакомление с разными видами птиц и их особенностями |
Работа с техникой «Эбру» для создания разнообразных птиц |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты, короткое видео презентация |
9 |
Круг, квадрат, овал, треугольник |
Изучение разных видов геометрических фигур |
Использование техники «Эбру» для создания геометрических фигур |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
10 |
Солнце, облака, тучи и гроза |
Изучение разных природных явлений |
Рисование различных природных явлений с помощью техники «Эбру» (например, гроза, солнце, облака) |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного материала, краски, вода, хосты |
11 |
Создание абстрактных фонов |
Использование разных цветов и текстур |
Работа с различными способами создания абстрактных фонов в технике «Эбру» |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного материала, краски, вода, хосты |
12 |
Работа с фигурами людей |
Создание разных поз и движений |
Рисование фигур людей в технике «Эбру» |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного материала, краски, вода, хосты |
13 |
В мире сказок «Колобок» |
Подбор соответствующих цветов и форм для каждого персонажа |
Работа с техникой «Эбру» для изображения различных сказочных персонажей |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
14 |
Создание авторского рисунка |
Самостоятельное выражение своих идей и идей |
Разработка собственного рисунка с использованием техники «Эбру» |
2 |
Краски, вода, хосты |
15 |
Мир теней |
Использование различных цветов и форм для создания контраста |
Работа с техникой «Эбру» для создания силуэтов и контуров разных предметов и существ |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
16 |
Дома и здания |
Использование разных форм и линий |
Рисование архитектурных сооружений, таких как дома, пирамиды и мосты, с использованием техники «Эбру» |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
17 |
Предметы вокруг нас |
Использование разных цветов и форм |
Рисование различных предметов, таких как фрукты, игрушки и мебель, с помощью техники «Эбру» |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
18 |
На лугу |
Применение различных цветов и текстур для создания эффекта пейзажа |
Рисование различных пейзажей, таких как горы, леса и океаны, в технике «Эбру» |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
19 |
Волшебные цвета |
Ознакомление с разными цветами и их сочетаниями |
Использование фантазийных цветов для создания абстрактных рисунков техникой «Эбру» |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
20 |
В гостях у сказки |
Создание необычных форм и цветов |
Рисование сказочных ландшафтов, таких как дома на деревьях, волшебные сады и волшебные реки, с использованием техники «Эбру» |
2 |
Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты |
21 |
Подведение итогов |
Обсуждение и оценка выполненного задания |
Выполнение рисунка на свободную тему |
2 |
Краски, вода, хосты |
Методические рекомендации.
Для организации образовательного процесса по технике рисования на воде «Эбру» можно использовать следующие шаги:
1. Подготовка: Определите свойства и особенности техники рисования на воде «Эбру» и изучите материалы, необходимые для работы. Важно также определить цели и задачи образовательного процесса.
2. Развитие теоретических знаний: Проведите вводные лекции или презентации о истории, технике и методах работы с «Эбру». Объясните основные принципы работы с красками на воде и предоставьте учащимся информацию о необходимом оборудовании и материалах.
3. Практические занятия: Организуйте занятия по рисованию на воде «Эбру», где учащиеся будут иметь возможность на практике освоить технику. Начните с демонстрации базовых движений и приемов рисования на воде, затем дайте учащимся возможность самостоятельно попробовать их применить. Предложите различные упражнения и задания с постепенным увеличением сложности.
4. Индивидуальный подход: Учитывайте индивидуальные особенности каждого учащегося и поощряйте их творческие решения. Оказывайте помощь и поддержку при необходимости.
5. Организация практических заданий: Предложите учащимся выполнить практические задания, которые помогут им применить полученные знания и навыки в творческом процессе. Это могут быть создание собственных картин на воде, декоративных предметов и т. д.
6. Обратная связь: Проводите обсуждения и критику работ учащихся, предлагайте рекомендации по улучшению. Отмечайте прогресс каждого учащегося и поощряйте их достижения.
7. Выставка работ: Организуйте выставку работ учащихся, чтобы продемонстрировать результаты их труда и мотивировать их на дальнейшее развитие в технике рисования на воде «Эбру». Пригласите родителей и других учащихся на выставку.
8. Дополнительные возможности: Предложите учащимся посмотреть дополнительные обучающие материалы и видеоуроки, участвовать в мастер-классах или художественных конкурсах по технике рисования на воде «Эбру».
Важно также учесть возрастные особенности учащихся при планировании и проведении занятий и предоставить им возможность саморазвития и самовыражения в творческом процессе.
При выполнении рисунка с использованием техники эбру могут возникнуть следующие сложности:
1. Непредсказуемость расплывчатых форм. Техника эбру предполагает случайное распределение красок на поверхности, что может привести к непредсказуемым и неуправляемым формам и текстурам.
Путь решения: Для более контролируемого результата можно использовать маскирующую ленту или другие материалы для ограничения области расплывчатости
2. Неравномерная интенсивность цвета. Из-за случайного природного распределения красок, некоторые участки могут быть более яркими или более бледными, чем другие.
Путь решения: Для получения равномерной интенсивности цвета можно использовать плотно связанную бумагу или другие подложки, которые будут поглощать и равномерно распределять краску.
3. Сложность контроля над формой и текстурой. Техника эбру предполагает случайное распределение красок, что может затруднить создание определенной формы или текстуры.
Путь решения: Чтобы иметь более точный контроль над формой и текстурой, можно использовать инструменты, такие как кисти, распылители или другие материалы, чтобы создать нужные эффекты
4. Сложность манипуляции с красками. Эбру включает в себя работу с жидкими красками, которые могут протекать и размазываться.
Путь решения: Для более точного контроля над красками можно использовать медиумы, которые позволяют уплотнить или разбавить краску в зависимости от нужд. Также можно экспериментировать с разными консистенциями краски, чтобы достичь нужного эффекта.
5. Высыхание краски. Краски эбру могут долго сохнуть, и это может исключать возможность вносить корректировки или изменения в работу после ее выполнения.
Путь решения: Перед началом работы стоит продумать план и предварительно определить желаемый результат. Если нужно внести корректировки или изменения, можно попробовать использовать новый лист бумаги или другую поверхность для экспериментов перед переносом их на основной рисунок.
Заключение.
В процессе разработки методических рекомендаций для 21 занятий с детьми в технике эбру были сделаны следующие выводы:
Методические рекомендации являются неотъемлемой частью успешного обучения детей в технике эбру. Они содержат пошаговые инструкции, которые помогают детям освоить основы техники и достичь качественных результатов.
Занятия в технике эбру должны быть структурированными и последовательными. Рекомендации должны предлагать детям определенные задачи и упражнения, которые помогут им прогрессировать от простого к более сложному.
Методические рекомендации должны быть доступными и понятными для детей разных возрастов и уровней подготовки. Они должны содержать примеры, объяснения и иллюстрации, которые помогут детям понять и визуализировать каждый шаг процесса.
Рекомендуется включать в методические рекомендации различные техники и творческие задания, которые помогут детям разнообразить свои проекты. Это может быть использование разных инструментов, комбинирование различных цветов и текстур, эксперименты с разными поверхностями и материалами.
Методические рекомендации должны поощрять детей к самостоятельности и экспериментированию. Необходимо давать детям возможность проявить свою фантазию и творческий потенциал, стимулировать их находить собственные решения и подходы.
Важно не забывать о безопасности детей во время занятий. Методические рекомендации должны содержать указания по правильному использованию материалов и инструментов, а также предупреждать о возможных опасностях и способах их предотвращения.
Итак, разработка методических рекомендаций для занятий с детьми в технике эбру позволяет создать структурированную и целенаправленную программу обучения, которая поможет детям освоить эту технику и развить свои творческие навыки.
Литература:
1. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 62-65.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб.: КАРО, 2010.
3. Башкирова Е.Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 85-90.
4. Исханов С.В. Система диагностико-корррекционной работы с аутичными дошкольниками. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС». 208 с.
5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозайка-Синтез, 2006. 64 с.
6. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.:ТЦ Сфера, 2011. 128 с.
7. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. М. Академия, 2001.