Индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
Автор: Покшеватова Елена Викторовна
МКДОУ Тогучинского района «Горновский д/с №1», Новосибирская область
Аннотация: В этой статье предоставлен индивидуальный маршрут по физическому развитию ребёнка с расстройством аутистического спектра, воспитанника старшей группы.
Ключевые слова: индивидуальный маршрут, физическое развитие, расстройство аутистического спектра.
Одни из часто встречающихся в наши дни дети, это дети с ранним детским аутизмом. В качестве наиболее характерных особенностей аутичного ребёнка можно выделить следующие:
1. Нарушение контакта, погруженность в свой мир.
2. Стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах (в сопротивлении переменам в режиме, в стереотипных действиях).
3. Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития.
Для каждого ребёнка в ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут, на основании ФАОП ДО (с корректировкой в течение года), цель которого – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными психологическими особенностями ребёнка, проблемами здоровья и спецификой задержки в психическом развитии. Главными условиями эффективности маршрута являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.
Можно выделить несколько этапов в составлении индивидуально образовательного маршрута:
I этап – определение целей и задач индивидуального маршрута и его составление (с учётом задач образовательной деятельности ФАОП ДО и индивидуальных особенностей развития ребёнка).
II этап – реализация образовательной деятельности.
III этап – диагностика функционального развития. На этом этапе мы опираемся на диагностику, разработанную на основе задач образовательной деятельности ФАОП ДО.
IV этап – контрольная диагностика (результативность физического развития ребёнка).
Основная форма работы – индивидуальные занятия.
Продолжительность занятия от 10 до 20 минут (в зависимости от возраста ребёнка и имеющегося у него нарушения), 2 раза в неделю.
Основная форма работы – индивидуальные занятия с ребёнком.
I этап |
|||||||||
Цель ИОМ: |
помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию. |
||||||||
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития на учебный год: |
- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи); - учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера; - учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу; - учить обучающихся метать в цель мешочек с песком; - учить обучающихся ползать по гимнастической скамейке на четвереньках; - учить обучающихся подлезать и подползать через скамейки, ворота, различные конструкции; - формировать у обучающихся умение удерживаться и лазить вверх и вниз по гимнастической стенке; - учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; - учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки; - учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»; - формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры; - учить обучающихся бегать змейкой, прыгать «лягушкой»; - учить обучающихся передвигаться прыжками вперед; - учить обучающихся выполнять скрестные движения руками; - учить обучающихся выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; - учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров; - учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу; - учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; - учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; - продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами; - учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; - учить обучающихся лазить вверх и вниз по шведской стенке, перелазить на соседний пролет стенки; - учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; - закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге; - формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх. |
||||||||
II этап |
|||||||||
Реализация образовательной деятельности (с корректировкой в течение года) |
|||||||||
Задачи |
Содержание работы |
Результативность |
|||||||
СЕНТЯБРЬ |
|||||||||
1. Ходьба, бег |
|||||||||
1 неделя |
- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; - учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; - учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки; |
||||||||
2 неделя |
- учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; - учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; |
||||||||
3 неделя |
- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»; - учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; |
||||||||
4 неделя |
- учить обучающихся бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; - учить обучающихся бегать змейкой, прыгать «лягушкой». |
||||||||
ОКТЯБРЬ |
|||||||||
2. Прыжки |
|||||||||
1 неделя |
- учить обучающихся прыгать «лягушкой»; |
||||||||
2 неделя |
- учить обучающихся передвигаться прыжками вперед; |
||||||||
3 неделя |
- закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге. |
||||||||
4 неделя |
- закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге. |
||||||||
НОЯБРЬ |
|||||||||
3. Перестроение |
|||||||||
1 неделя |
- учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу; - учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; |
||||||||
2 неделя |
- продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами; - учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; |
||||||||
3 неделя |
- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»; - учить прокатывать мяч большого размера по прямой. |
||||||||
4 неделя |
- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»; - учить прокатывать мяч большого размера по прямой. |
||||||||
ДЕКАБРЬ |
|||||||||
4. Упражнения по показу |
|||||||||
1 неделя |
- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи); |
||||||||
2 неделя |
- учить обучающихся выполнять скрестные движения руками; |
||||||||
3 неделя |
- учить обучающихся выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; |
||||||||
4 неделя |
- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи); |
||||||||
ЯНВАРЬ |
|||||||||
5. Задания с мячом |
|||||||||
1 неделя |
- учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера; - учить бросать маленький мяч; |
||||||||
2 неделя |
- учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу; |
||||||||
3 неделя |
- учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера; - учить бросать маленький мяч; |
||||||||
4 неделя |
- учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу; |
||||||||
ФЕВРАЛЬ |
|||||||||
6. Метание |
|||||||||
1 неделя |
- учить обучающихся метать в цель мешочек с песком; |
||||||||
2 неделя |
- учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров; |
||||||||
3 неделя |
- учить обучающихся метать в цель мешочек с песком; |
||||||||
4 неделя |
- учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров; |
||||||||
МАРТ |
|||||||||
7. Ползанье, лазанье |
|||||||||
1 неделя |
- учить обучающихся ползать по гимнастической скамейке на четвереньках; |
||||||||
2 неделя |
- учить обучающихся подлезать и подползать через скамейки, ворота, различные конструкции; |
||||||||
3 неделя |
- формировать у обучающихся умение удерживаться и лазить вверх и вниз по гимнастической стенке; |
||||||||
4 неделя |
- учить обучающихся лазить вверх и вниз по шведской стенке, перелазить на соседний пролет стенки; |
||||||||
АПРЕЛЬ |
|||||||||
8. Подвижные игры |
|||||||||
1 неделя |
- формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры; |
||||||||
2 неделя |
- формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх; |
||||||||
3 неделя |
- формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры; |
||||||||
4 неделя |
- формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх; |
||||||||
МАЙ |
|||||||||
Закрепление |
|||||||||
1 неделя |
- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи); |
||||||||
2 неделя |
- учить обучающихся метать в цель мешочек с песком; |
||||||||
3 неделя |
- учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера; - учить бросать маленький мяч; |
||||||||
4 неделя |
- формировать у обучающихся умение удерживаться и лазать вверх и вниз по гимнастической стенке. |
||||||||
III этап |
|||||||||
Диагностика функционального развития |
1. Ходьба, бег. 2. Прыжки. 3. Перестроение. 4. Упражнения по показу. 5. Задания с мячом. 6. Метание. 7. Ползанье, лазанье. 8. Подвижные игры. |
||||||||
IV этап |
|||||||||
Контрольная диагностика |
|||||||||
Виды деятельности |
Задачи образовательной деятельности |
НГ* |
ПД* |
КГ* |
|||||
1. Ходьба |
- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; |
- |
- |
|
|||||
- учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; |
- |
- |
|
||||||
- учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; |
- |
- |
|
||||||
- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; |
- |
- |
|
||||||
- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»; |
+ |
+ |
|
||||||
- учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; |
- |
- |
|
||||||
- учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки; |
- |
- |
|
||||||
бег |
- учить обучающихся бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; |
- |
- |
|
|||||
- учить обучающихся бегать змейкой, прыгать «лягушкой». |
- |
- |
|
||||||
2. Прыжки |
- учить обучающихся прыгать «лягушкой»; |
- |
- |
|
|||||
- учить обучающихся передвигаться прыжками вперед; |
- |
- |
|
||||||
- закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге. |
- |
- |
|
||||||
3. Перестроение |
- учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу; |
- |
- |
|
|||||
- продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами; |
- |
- |
|
||||||
4. Упражнения по показу |
- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи); |
- |
+ |
|
|||||
- учить обучающихся выполнять скрестные движения руками; |
- |
- |
|
||||||
- учить обучающихся выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; |
- |
- |
|
||||||
5. Задания с мячом |
- учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера; |
- |
+ |
|
|||||
- учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу; |
- |
- |
|
||||||
6. Метание |
- учить обучающихся метать в цель мешочек с песком; |
- |
+ |
|
|||||
- учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров; |
- |
- |
|
||||||
7. Ползанье, лазанье |
- учить обучающихся ползать по гимнастической скамейке на четвереньках; |
+ |
+ |
|
|||||
- учить обучающихся подлезать и подползать через скамейки, ворота, различные конструкции; |
+ |
+ |
|
||||||
- формировать у обучающихся умение удерживаться и лазить вверх и вниз по гимнастической стенке; |
- |
+ |
|
||||||
- учить обучающихся лазить вверх и вниз по шведской стенке, перелазить на соседний пролет стенки; |
- |
- |
|
||||||
8. Подвижные игры |
- формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры; |
- |
- |
|
|||||
- формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх. |
- |
- |
|
Ежедневное планирование
Задачи |
Содержание работы |
Результативность |
|
СЕНТЯБРЬ |
|||
1. Ходьба, бег |
|||
05.09.2023 |
- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; - учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; - учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки; |
Марширование на месте с подниманием колен под бубен (по показу). |
Старался повторять. |
07.09.2023 |
- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; - учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; - учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки; |
Марширование на месте с подниманием колен под бубен (по показу). |
Старался повторять. |
12.09.2023 |
- учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; - учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; |
Хождение по гимнастической лавке. Хождение по гимнастической досточке (низкой). Хождение по гимнастической досточке (высокой). |
Прошёл по лавке, держась за стену, 2 раза, больше не захотел. По доскам шел с поддержкой, нога падала. |
14.09.2023 |
- учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; - учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; |
Хождение по гимнастической лавке. Хождение по гимнастической досточке (низкой). Хождение по гимнастической досточке (высокой). |
Прошёл по лавке, почти не держась, 2 раза. По доскам шёл более уверенно, но с поддержкой, 2 раза. |
19.09.2023 |
- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»; - учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; |
Хождение по «таблеткам», со словом «шагай», 5 таблеток в ряд (расстояние между ними 10-15 см). |
Повторяет «шагай», наступает на таблетки через раз. |
21.09.2023 |
- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»; - учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; |
Хождение по «таблеткам», со словом «шагай» |
Повторяет «шагай», наступает на таблетки осознанно. |
ОКТЯБРЬ |
|||
2. Прыжки |
|||
03.10.2023 |
- учить обучающихся прыгать «лягушкой»; - учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; |
Прыжки по «таблеткам», по команде «Прыг». Хождение по гимнастической лавке. Хождение по гимнастической досточке (низкой). Хождение по гимнастической досточке (высокой). |
Не понимает, что нужно делать.
Прошёл по лавке, почти без поддержки, 2 раза. По доскам шёл уверенно, когда был внимателен, нога не соскальзывала на пол, 3 раза. |
05.10.2023 |
- учить обучающихся передвигаться прыжками вперед; |
Прыгать «как зайка», по показу. |
Не понимает, что нужно делать. |
10.10.2023 |
- закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге; |
Прыгать «как зайка», по показу. |
Не понимает, что нужно делать.
|
12.10.2023 |
- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; |
Хождение по гимнастической лавке. Хождение по гимнастической досточке (низкой). Хождение по гимнастической досточке (высокой). |
Прошёл по лавке, почти без поддержки, 3 раза. По доскам шёл почти уверенно, 3 раза. Руки не держит. |
17.10.2023 |
- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; - учить обучающихся бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; |
Хождение по диагонали (по ленте), от конуса к конусу, со словами «иди» и «иди ко мне». |
Сначала задание выполняли вместе, потом один, прошёл 5 раз, отказ. Повторял слово «ко мне». |
19.10.2023 |
- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; - учить обучающихся бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; |
Хождение под удары бубна. Хождение по диагонали, от конуса к конусу, со словами «иди». |
Реакции на задание нет. Ходил вяло. В паре шел и повторял слово «иди», один не выполнял задание. |
НОЯБРЬ |
|||
3. Перестроение |
|||
7.11.2023 |
- учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу; - учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; |
Хождение по лавке самостоятельно. |
Шёл сам, не держась. |
9.11.2023 |
- учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу; - учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; |
Хождение по лавке самостоятельно. |
Шёл сам, не держась. |
14.11.2023 |
- продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами; - учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; |
Хождение по прямой от кегли к кегле, по команде «иди» (3 метра). Марширование на месте с подниманием колен под бубен (по показу). |
Не идёт на контакт.
Не идёт на контакт. |
16.11.2023 |
- продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами; - учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; |
Хождение по прямой от кегли к кегле, по команде «иди» (3 метра). Марширование на месте с подниманием колен под бубен (по показу). |
Не идёт на контакт.
Не идёт на контакт. |
21.11.2023 |
- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»; - учить прокатывать мяч большого размера; |
Хождение по «таблеткам», со словом «шагай». Прокатывание большого мяча прямо («кати»). |
Повторяет «шагай», наступает на таблетки осознанно. Плохой контакт, не понимание того, что нужно катить мяч. |
23.11.2023 |
- учить обучающихся кидать большой мяч вперёд и бежать за ним; - учить обучающихся залазить на гимнастическую лестницу и спускаться с неё. |
Кидание большого мяча вперёд по команде «кидай», затем бег за мячом по команде «беги». Залезание на 3 ступеньки на гимнастическую стенку по команде «залезай» и спускание с неё по команде «спускайся». |
По команде «возьми» берёт мяч, по команде «кидай» бросает мяч вперёд, вместе с ним бежим за мячом по команде «беги». По команде «залезай» залезает по ступенькам, по команде «спускайся» - спускается. Выполнение не чёткое. |
30.11.2023 |
- учить обучающихся кидать большой мяч вперёд напарнику и ловить его; - учить обучающихся залазить на гимнастическую лестницу и спускаться с неё. |
Кидание большого мяча вперёд напарнику по команде «кидай», затем ловля мяча по команде «лови». Залезание на 3 ступеньки на гимнастическую стенку по команде «залазь» и спускание с неё по команде «спускайся». |
По команде «возьми» берёт мяч, по команде «кидай» бросает вниз, в руки не бросает, по команде «лови» ловит. По команде «залезай» залезает по ступенькам, по команде «спускайся» - спускается. Выполнение очень не чёткое. |
Примечание: Мониторинговые цели и задачи соответствуют ФАОП ДОУ.
НГ* - контрольная диагностика проведённая на начало учебного года.
ПД* - промежуточная диагностика, мониторинг проведённый в середине учебного года (январь).
КГ* - контрольная диагностика проведённая на конец учебного года.
- - не справляется с поставленной задачей.
+ - выполняет поставленную задачу или близок к норме выполнения.
Литература:
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – М.:ТЦ Сфера, 2023.