Исследовательский проект "Роль портфеля в жизни школьника"
Исследовательский проект "Роль портфеля в жизни школьника"
Автор: Выжанова Наталья Фёдоровна
МОУ "Школа № 6", г. Черемхово
Введение.
У учеников нашей школы портфель такой тяжести, который подчас не унести и взрослому – учебники, тетради, спортивная форма, сменная обувь, папка по технологии. Чем старше класс – тем больше сумка у ученика. Тяжёлые ранцы могут стать причиной сколиоза, радикулита и множества других болезней. Наиболее часто встречается заболевание сколиоз – искривление позвоночника. Начальные явления сколиоза чаще всего обнаруживаются в школьном возрасте (10 – 15 лет). Это период роста детского организма. Важно, чтобы в это время все физиологические процессы проходили правильно. Когда мы собираемся в школу, родители часто вздыхают: «Бедные дети, какие тяжести таскают».
Мне захотелось побольше узнать о портфеле и исследовать портфели учеников своего класса и то, как влияет портфель на здоровье учеников. Выбор правильной сумки для школьника – это правильная осанка, залог его здоровья, поэтому тема моего исследования является актуальной. Ведь здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
Объект исследования: ученики 3 класса.
Цель исследования: выяснить – безопасен ли для здоровья вес портфеля и вес портфелей одноклассников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Задачи:
1. Анализ проблемы по источникам научной литературы.
2. Определить вес (с последующим анализом) учащихся, пустого портфеля, учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля со школьными принадлежностями.
3. Выявить, как влияют тяжёлые портфели на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
4. Обосновать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
5. Предложить свои способы решения проблемы.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, беседа, сбор информации из книг, других источников.
Ожидаемый результат: наши исследования помогут в правильном выборе портфеля и сохранят здоровье обучающихся.
История происхождения школьных сумок.
В настоящее время выпускают разные виды школьных сумок: портфели, ранцы, рюкзаки.
Оказывается портфель – французское слово. Оно состоит из корня порт (порте) – носить и второго слова «фель» - лист бумаги. Портфель – носить бумагу. Портфель появился во Франции в 19 веке. А вот ранцы носили немецкие солдаты ещё в 17 веке и назывались они «заплечные походные мешки». Через 150-200 лет ранцы в России стали использовать как ученическую сумку, носимую на спине. Рюкзаки появились гораздо позже – в 20 веке. Сначала они служили для переноски тяжёлых вещей и только потом их стали использовать как ученические сумки. Первые ранцы изготавливали из тюленьей кожи. Узнав о разновидностях школьных сумок, я решила пронаблюдать, какие из них носят ученики.
Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребёнка неправильную осанку. Ношение рюкзака признано менее вредным для здоровья. Вес школьных ранцев должен быть ограничен, а он часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Дети должны носить груз, не превышающий 10-15% веса тела школьника.
Хотя незначительные перегрузки сверх нормы и не приводят к серьёзным заболеваниям или травмам, но они являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы. Чтобы ограничить вес школьного ранца и сохранить здоровье школьника, Министерство образования приняло решение издавать комплекты учебников, состоящих из двух и более частей.
Мы провели исследование в форме анкетирования. В анкетировании принимали участие 17 человек из 3 класса.
Выяснилось следующее: в классе из 17 сумок:
Портфелей – 0 человек
Рюкзаков – 1
Ранцев – 16.
1. Кто выбирал для вас портфель?
А) я сам (сама) - 6 человек
Б) мама - 4человека
В) папа - 1 человек
Г) с родителями вместе - 4 человека
Д) родственники - 2 человека
2. Где покупали?
А) в магазине - 12 человек
Б) на рынке - 5 человек
3. Выбираете портфель, изготовленный в России или импортный
А) российский - 13 человек
Б) импортный - 4 человека
4. По каким критериям выбираете?
А) цвет – 2 человека
Б) цена – 4 человека
В) форма – 7 человек
Г) удобство – 4 человека
На вопрос: «По какой причине меняете портфель или поменяли бы»?
8 человек – маловат для их книг, 6 – порвался, надоел -3 человека.
Ну а портфель будущего они видят удобным, прочным, лёгким, компактным, красивым, полукруглым и не очень большим по размеру.
На вопрос: «Что вы предпочитаете?»:
Портфель – 0 человек.
Ранец – 14 человек
Рюкзак – 3 человека.
Дети считают, что портфель:
Тяжёлый – 9 человек
Лёгкий – 5 человек
Нормальный – 3 человека
Чтобы облегчить портфель: нужно не носить с собой ненужные вещи, выложить лишние учебники.
На вопрос: «Всегда ли вы носите все необходимые учебники»?
Да – 12 человек
Нет – 2 человека
Иногда – 3 человека.
А что у ребят в рюкзаках? Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Изучив Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученика (Приложение №3, таблица 1), я узнала, что существуют нормы допустимого веса ранца с принадлежностями: вес ранца не более 10% веса ученика. Для этого мы вес каждого ученика умножили на 10 и разделили на 100. Данные написаны в таблице 1:
Ученик |
Вес ученика (кг) |
Вес портфеля |
1 |
30 |
3.000 |
2 |
34 |
3.400 |
3 |
39 |
3.900 |
4 |
35 |
3.500 |
5 |
34 |
3.400 |
6 |
27 |
2.700 |
7 |
23 |
2.300 |
8 |
30 |
3.000 |
9 |
25 |
2.500 |
10 |
39 |
3.900 |
11 |
35 |
3.500 |
12 |
30 |
3.000 |
13 |
40 |
4.000 |
14 |
31 |
3.100 |
15 |
28 |
2.800 |
16 |
47 |
4.700 |
17 |
45 |
4.500 |
Для дальнейшего эксперимента мне было необходимо узнать, сколько весят наши портфели ежедневно? Эту работу мы выполняли в течение недели.
Выводы: понаблюдав в течение недели за весом портфелей, я выяснила, что только в пятницу масса портфеля не превышает 10% массы их тела. Это без учёта веса физкультурной формы и сменной обуви.
ЯФ решила выяснить: почему в один день при одинаковом расписании вес портфелей разный? Мы предположили, что масса пустых портфелей разная и решила проверить. Взвешивание показало, что действительно пустые портфели имеют разную массу. Мне стало интересно, а есть ли нормы для массы пустого портфеля? Я узнала, что пустой портфель ученика начальной школы доджен весить не более 600г. Мы сравнили массу наших портфелей с нормой. Результаты приведены в таблице № 2:
Ф.И. учащихся |
Вес пустого портфеля |
Вывод |
1 |
650 |
Выше нормы +50 |
2 |
600 |
норма |
3 |
500 |
норма |
4 |
500 |
норма |
5 |
630 |
Выше нормы + 30 |
6 |
650 |
Выше нормы +50 |
7 |
500 |
норма |
8 |
700 |
Тяжёлый + 100 |
9 |
500 |
норма |
10 |
400 |
норма |
11 |
500 |
норма |
12 |
600 |
норма |
13 |
500 |
норма |
14 |
500 |
норма |
15 |
400 |
норма |
16 |
700 |
Тяжёлый +100 |
17 |
550 |
норма |
Мы увидели, что у 12 человек нашего класса вес портфеля соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает 600г.
Портфели - тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы. Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными портфелями. побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка.
Потом я задумалась: "А может быть причина не только в портфелях, но и в учебниках?" Из Санитарных правил и норм "Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования", принятых в 2002 году мы узнали, что установлен вес учебника для каждой возрастной группы. Масса учебника для начальной школы не должен превышать 300г. Мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся и взвесили их. Результаты приведены в таблице № 3:
Название учебника |
Вес учебника |
Математика 2 часть |
240 |
Рабочая тетрадь по математике 2 часть |
50 |
Русский язык 2 часть |
300 |
Рабочая тетрадь по русскому языку 2 часть |
100 |
Литературное чтение 2 часть |
310 |
Окружающий мир 2 часть |
250 |
Рабочая тетраль по окружающему миру 2 часть |
150 |
Английский язык 2 часть |
200 |
Рабочая тетрадь по английскому языку |
100 |
Выводы: все книги соответствуют гигиеническим нормам.
После этого у нас возник вопрос "Может быть, мы носим в портфелях лишнее?" Мы рассчитали, сколько будет весить портфель каждый день, если не носить ничего лишнего. Учитывая вес каждого портфеля, комплект учебников и тетрадей, пенал, дневник. Если в портфеле не носить ничего лишнего, для технологии и рисования всё оставлять в классе, то масса портфеля не будет превышать норму. Только 2 человек масса портфеля превышает норму в любом случае.
Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
Проанализировав все полученные данные, решили дать рекомендации:
Ученикам:
. Не носите лишнего в портфелях
. Проверяйте портфель ежедневно и не забывайте убрать из него ненужные вещи
.Всё, что нужно на урок технологии и рисования можно оставлять в кабинете.
Родителям:
Не покупайте тяжёлые портфели.
Напоминаем, в норме пустой портфель ученика начальной школы должен весить не более 600г.
Учителям:
Использовать только те учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу.
Создать условия для хранения принадлежностей для уроков технологии и рисования в классе.
Всем:
У детей 6-9 лет осанка неустойчива.
Помните от тяжёлых нагрузок портится осанка.
Дети быстрее устают, таская за спиной тяжести.
Даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжёлым изменениям позвоночника и конечностей.
Осанка влияет и на эмоциональный статус ребёнка.
Сутулость способствует формированию мрачного настроения, развитию "комплекса неудачника".