ООД по рисованию в старшей группе
ООД по рисованию в старшей группе "Снегири и синицы"
Автор: Тихоненко Елена Ивановна
МКОУ "Бычковская СОШ", Петропавловский район, Воронежская область
Программное содержание:
- Углублять знания об окружающем мире; продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей; учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
- Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
- Поощрять творческую инициативу.
- Воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением снегиря, воробья, вороны и др., простой карандаш, акварельные краски, баночка с водой, кисти, салфетки, тонированная бумага голубого цвета, рисунок, выполненный педагогом.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, выяснение строения птиц, чтение рассказов В.Сухомлинского «Красногрудые снегири», «Снегирь – резчик»; коллективная лепка «Птицы у кормушки»; дидактическая игра: «Узнай по описанию».
Словарная работа: Добиваться от воспитанников полных развернутых ответов, введение в активный словарь детей красногрудый, стая.
Ход занятия
Организационный момент "Подари улыбку".
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Влево - вправо повернемся
И еще раз улыбнемся.
Сегодня ребята я предлагаю вам разгадать загадки, а отгадки будут появляться на экране, если вы правильно отгадаете загадку.
1. Не дровосек, не плотник
А первый в лесу "работник" … (Дятел)
2. Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червяков
В теплый край я не улетаю
Здесь под крышей обитают
Чик чирик! Не робей
Я бывалый … (Воробей)
3. Зимой на ветках яблочки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблочки,
Ведь это … (Снегири)
Ребята, эти загадки, о ком? (о птицах)
Вывешиваю плакат «Зимующие птицы» и задаю вопросы:
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Зимой к кормушкам и ближе к человеческому жилью прилетают птицы, но не все, а только те, которые остались с нами зимовать, они так и называются «зимующие птицы».
- А зачем птицы зимой прилетает к кормушкам? (чтобы мы их накормили).
- Каких зимующих птиц вы знаете? Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (клест, дятел, воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь).
- Вы запомнили, как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
- Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?)
- Есть такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать, это снегири и синички:
1. Посмотрите детки,
Вон сидят на ветке
Птички невелички
Жёлтые синички.
2. Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри!-
Как розовые яблочки,
На ветках снегири.
Сегодня мы с вами будем рисовать снегиря и синичку.
Показываю иллюстрацию с изображением этой птицы и проводит беседу для уточнения и обогащения представления детей о внешнем виде снегирей, синиц (части тела, форма тела, перьевой окрас).
Объясняю способ выполнения работы, проговаривая с детьми характеристику птиц.
Беру простой карандаш и делаю набросок. Далее начинаю рисовать птицу краской, широкими линиями. Сначала рисую красной краской овальное туловище. С одной стороны, где грудка, - шире, а где будет хвост, - уже (похоже на яйцо).
Над грудью черной краской рисую овальную головку так, чтобы она немного перекрывала туловище, так как шея у снегиря короткая.
Теперь нарисую хвост средней величины двумя широкими линиями и крылышки. Они подняты вверх, если птичка вспорхнула, и прижаты к спине, если сидит.
А какой клюв у снегиря? Правильно он короткий и толстый. Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (что бы доставать семена из шишек). Глаза - выше клюва, лапы короткие, расположены ближе к хвосту. Клюв нарисую короткими мазками, если он открыт – двумя мазками. Снегирь уже нарисован.
С помощью вопросов закрепляю последовательность способа изображения снегиря и синицы.
Перед самостоятельной работой проводится
Гимнастика для пальчиков
На деревья во дворе
Налетели снегири!
(Дети показывают движениями, как летит птичка.)
Будто яблочек немножко,
Так и взял бы их в ладошки!
(Ладошки с согнутыми пальчиками.)
А яблочки посидели ….
(Движения, которые имитируют срывание яблок.)
Пурх! И дальше полетели!
(Дети показывают движениями, как летят птицы.)
А теперь можно и преступить к работе. Дети самостоятельно рисуют. Педагог наблюдает за последовательностью выполнения работы, с помощью вопросов уточняет название формы, пропорциональное соотношение. Хвалит тех, кто внес в свои работы дополнительные элементы, например, нарисовал снегиря в другой позе, изменил положение головы.
Итог НОД.
В конце продуктивной деятельности воспитанники выкладывают свои рисунки для просушки.
Какую птицу мы рисовали сегодня? (Снегиря, синицу).
Что делают снегирь и синица на рисунке? (Сидит на ветке, летит, клюет семена).
Молодцы! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей и синиц. Какие они красивые и совсем разные!
Воспитанники рассматривают кто, как нарисовал птиц: крылья расправленные – хочет взлететь; сидит на веточке, что-то клюет.
Дети выбирают наиболее интересные работы.