Урок литературы в 6 классе "Бунт крестьян в романе Пушкина "Дубровский"
Урок литературы в 6 классе "Бунт крестьян в романе Пушкина "Дубровский"
Автор: Мешкова Валентина Николаевна
Цели: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.
Планируемые результаты:
- Предметные: Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.
- Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.
- Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
- Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
- Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Ход урока
1. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Организационный момент. Приветствие учителя.
Расскажи — и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму!
Обучающие компоненты |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Эмоциональная подготовка обучающихся к повторению учебного материала. |
Участвуют в диалоге |
Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности совершенствуют имеющиеся знания. |
Проверка домашнего задания.
Беседа.
Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома.
Почему пожар в Кистенёвке тесно связан с драматическими событиями в суде? Дети отвечают на вопрос, приводят примеры из текста, но им сложно понять, почему Владимир Дубровский стал разбойником и объединился с крестьянами, противопоставил себя своему сословию.
Работа по теме урока. Тема нашего урока «Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский».
Каковы цели нашего урока? (выяснить, почему произошел бунт; что означает это слово; проанализировать эпизод «Пожар в Кистеневке», помочь понять какую роль он играет в произведении)
Работа с текстом.
Тема нашего урока: «Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский».
А что означает слово «бунт»? (Бунт — массовое несогласие и неприемлемость народом существующего режима правления, выражающееся в физической и, как правило, кровавой форме. Лицо в нём участвующее называется — бунтовщик.)
Что произошло в Кистенёвке и как отнеслись к решению уездного суда приказные, духовенство, Владимир Дубровский и его крестьяне? (работа с текстом глав 5,6 и 7, чтение фрагментов, где говорится о приказных, приехавших в Кистенёвку).
Задача данного разбора заключается в том, чтобы проследить, как ведут себя приказные до возмущения крестьян и во время бунта. В этом сравнении особенно ярко раскрывается отношение Пушкина к приказным. (Обращается внимание учащихся на то, как дерзко и самоуверенно держится Шабашкин, как груб он с крестьянами и Владимиром:«Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя.». На Владимира он посмотрел дерзким взором, обращаясь к нему на ты: «А ты кто такой?».
Узнал ли Шабашкин Владимира? (Да, он сразу догадался, что Владимир – сын Андрея Гавриловича Дубровского, но он стремится унизить его, показать свою власть, нарочно оскорбляет Владимира: «... бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею божию помре – мы вас не знаем, да и знать не хотим».
Примерно такой же разговор произошёл у Владимира с «замысловатым чиновником», который также не хотел признавать в нём Дубровского. Он нагло и грубо предлагает «убираться подобру-поздорову».
Как ведут себя крестьяне в такой ситуации? (Упоение властью продолжается недолго. Когда толпа возмущённых крестьян двинулась на них, они перетрусили и стали униженно просить Дубровского приютить их на ночь. От наглости и высокомерия не осталось и следа. Владимир для них теперь – единственный защитник от ярости и гнева крестьян. «... Наконец Шабашкин тихонько отпер двери и вышел на крыльцо и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление.
Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал
Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать; а то уж темно, и ваши мужики могут напасть на нас по дороге. Сделайте такую милость: прикажите постелить нам хоть сена в гостиной; чем свет, мы отправимся восвояси».
Вывод: перед Владимиром стояли жалкие люди, потерявшие совесть, стыд, честь. Поведение и внешность приказных вызывают у читателя гнев и презрение. Шабашкин, когда впервые зашла речь о Кистенёвке, говорил Троекурову: «Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! Чего ж вам лучше – в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие». Т.е., стремясь угодить богатому и знатному помещику, приказные совершили преступление. Поэтому так и перепугались они, когда почувствовали, что час расплаты настал.
Как относятся к решению суда Владимир Дубровский и его крестьяне? (учащиеся коллективно оформляют таблицу, отображая в ней свои наблюдения. Данный вид работы поможет сосредоточить внимание на характере протеста крестьян и Владимира, даст возможность увидеть, как по-разному поступали они в одинаковых условиях, понять, кто из них оказался смелее, последовательнее и решительнее. Сравниваются факты, следовательно, это поможет учащимся лучше понять замысел автора, его отношение к мятежному дворянину и бунтующим крестьянам).
Владимир Дубровский |
Крестьяне Дубровского |
Мысли о будущем «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами» |
Мысли о будущем «Во владение Кириле Петровичу! Господь упаси и избави: - у него там и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт» |
Негодование Владимира «Владимир кипел от негодования» |
Возмущение несправедливостью «... с судом мы управимся, умрём, а не выдадим ...» |
Владимир спасает приказных «Стойте, - крикнул Дубровский, - дураки! Что вы это? Вы губите и себя и меня. Ступайте по дворам ...» |
Бунт крестьян «... ребята! долой их! И вся толпа двинулась». |
Мысль о мщении «... пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» |
Грозные намерения Архипа «... всех бы разом, так и концы в воду». |
Поджог дома «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось ...» |
Пожар в Кистенёвке «…Чай, из Покровского славно смотреть!» |
Гибель приказных «Постой, - сказал он Архипу, - кажется второпях я запер двери в переднюю, поди скорее отопри их». |
Гибель приказных «Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так отопри! Как не так, - сказал Архип. С злобной улыбкой взирающий на пожар» |
Атаман разбойников «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием» |
Разбойники «Останавливали путешественников и почту, приезжали в сёла, грабили помещичьи дома и предавали их огню» |
Вывод: крестьяне полны гнева и решительности. Их возмутило наглое поведение чиновников, руководит ими и страх перед Троекуровым, у которого «и своим плохо». Глубоко возмутил их неправый суд, в котором не последнюю роль играли приказные. В бунте крестьян отразилась вековая ненависть к царским чиновникам и господам. И если бы не Владимир, с приказными расправились бы гораздо раньше и не менее решительно. Владимир охвачен горем, но мысль о сопротивлении властям ему не приходит в голову. Он негодовал, был потрясён случившимся, но не разделял чувств своих крепостных. Мысль о поджоге – это стремление спасти свою семью от глумления.
Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные? (Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)
Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).
Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским.
Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Сравнительная работа.
– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.
– Актеры исполнили свои роли замечательно.
– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев
- Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.
– Сюжет фильма снят строго по тексту
Замечание учителя: антитеза во втором абзаце главы: «мир семейного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой герой видит поруганную честь отца и хамство подьячих.
Чтение в лицах …Владимир узнал Архипа-кузнеца
Что затевал кузнец Архип? (Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)
Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)
Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).
Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку» …
Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь …» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)
Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
«Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит. Как не так, – отвечал кузнец».
Где мы уже слышали эти слова?
Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.
Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.
В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца …
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».
– С каким героем хотел бы встретиться?
– Какие вопросы по тексту остались?
– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?
Задавание домашнего задания. Прочитать главы 7-18. Ответить на вопросы к этим главам.