Методические рекомендации по выполнению работы над ошибками по русскому языку
Методические рекомендации по выполнению работы над ошибками по русскому языку
Автор: Сараева Светлана Евгегьевна
Цель:
- проанализировать и исправить допущенные недочёты в работе;
- отработать ошибки.
Задача: систематизировать и укрепить знания учащегося.
Требования к выполнению и оценивание работы над ошибками в начальной школе.
Учителя ежедневно проверяют каждую письменную работу учащихся.
В ходе проверки ученических работ учитель указывает на типичные ошибки, вынося их на поля тетради, и пути их исправления (использование памятки для работы над ошибками).
Систематическое выполнение работы над ошибками (РНО) учащимися является неотъемлемым требованием к выполнению письменных работ.
Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день. Работа над ошибками проводится ежедневно в тетрадях для текущих работ, а также в тетрадях для контрольных работ (не далее, чем через 1-2 дня после написания работы).
В работе над ошибками по математике учащиеся выполняют задания на вычисления, в которых были допущены ошибки, либо переделывают неверно решённые задачи и уравнения.
Исправление ошибок по русскому языку выполняется в соответствии с памяткой, где указаны все виды изученных орфограмм, способы их обозначения и проверки.
Оценивание работы над ошибками осуществляется систематически по факту её выполнения учащимся. За работу над ошибками учитель выставляет отдельную отметку, как и за остальные виды работы. Систематическое невыполнение учащимся работы над ошибками является причиной для установления индивидуального контроля за работой учащегося:
- дополнительные занятия в рамках школьного компонента ( выполнение РНО на дополнительных занятиях);
- систематический контроль за добросовестным выполнением всех видов работ ( классных и домашних),
- оповещение родителей о проблемах в обучении ребёнка, о несоблюдении требований к выполнению письменных работ;
- привлечение родителей к контролю за систематическим выполнением работы над ошибками.
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Большая буква в начале предложения. Первое слово предложения пишется с большой буквы. Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения. Придумай и напиши ещё 1 предложение.
2. Знаки препинания в конце предложения. Предложение, в котором о чём-либо сообщают, называется повествовательным: Хорошо быть сильным. Предложение, в котором о чём-либо спрашивают, называется вопросительным: Хочешь быть сильным? Предложение, в котором о чём-либо просят, побуждают к действию, называется побудительным: Давай заниматься спортом! Выпиши предложение правильно. Придумай предложение с таким же знаком.
3. Пропуск буквы, замена, искажение букв. Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги.
Например: ВОК|ЗÂЛ.
4. Слог. Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении. В словах столько слогов, сколько в нём гласных звуков: лес, ми-ну-та. Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой Ё: лес, ночь, огонёк, ёжик.
Выпиши слово, раздели на слоги правильно.
5. Перенос слов. Слова переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на новую строку. Буквы Й, Ъ, Ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Слова из одного слога не переносятся: шёл. Слог из одной буквы не переносится: иду, Азия. Раздели слово на слоги для переноса правильно. Например: оси-на, осен-ний, зай-ка, пись-мо, подъ-езд.
6. Имена собственные. К именам собственным относятся: имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия улиц, сёл, деревень, городов, рек, морей, океанов, материков, частей света. Все они пишутся с заглавной буквы. Екатерина Ивановна Веселова, котёнок Мурзик, улица Мира, деревня Иваньково, город Химки, река Руза, Чёрное море, Тихий океан, Африка. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7. Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: мальчик, букварь. Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
8. Мягкие согласные звуки. Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я и ь. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
· в начале слова: ягода [й’а], юла [й’у], ель [й’э], ёжик [й’о]
· после гласного звука: уедем [й’э], поёт [йо], знают [йу], пояс [йа].
· после согласного звука в словах с разделительными Ь и Ъ: вьёт [й’о], подъезд [й’э].
Согласные звуки [Й’ ], [Ч’ ], [Щ’ ] – это мягкие согласные звуки. Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкие согласные звуки.
9. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Например: шитьё, жизнь, чаща, чужой.
10. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, РЩ. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Например: дочка, солнечный, женщина, мощный, борщ.
11. Ударение. Выпиши слово. Поставь в нём правильно ударение.
12. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова, нужно проверить его ударением. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением: сосна – сóсны. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Обозначь орфограмму.
13. Непроверяемые написания в слове (словарные слова). Во многих словах правописание гласных или согласных нельзя проверить: вагон, вокзал. Правописание таких слов надо запомнить. Выпиши слово правильно. Раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни безударную гласную.
14. Парные согласные звуки в конце слова (б–п в–ф г–к д–т ж–ш з–с). Чтобы правильно обозначить парный согласный звук в конце или в середине слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: год – годы, связка – связать. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму.
15. Разделительный Ь. Разделительный Ь пишется в корне слова и показывает, что согласный звук и следующий за ним звук [Й’] произносятся раздельно. Разделительный Ь пишется после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я: (раздолье, шьёт, воробьи, вьюга, семья). Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму.
16. Разделительный Ъ. Разделительный Ъ показывает, что согласный звук и следующий за ним звук [Й’] произносятся раздельно. Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук перед буквами е, ё, я или ю: въезд, подъёмник, объявление, предъюбилейный. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму.
17. Гласные и согласные в приставках.
Во многих словах используются приставки с гласными О- или А-. эти приставки надо запомнить.
А-: на-, над-, за-, О-: о-, по-, под-, подо-, про-, до-, об-, обо-, во-, от-, ото-, со-(с-)
В словах прадедушка, прабабушка, правнук, правнучка, праматерь используется приставка ПРА. В словах пасынок, падчерица, паводок – приставка ПА-. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Напиши ещё 2 слова с такой же приставкой.
18. Двойные согласные. Слова с двойными согласными надо запомнить: ванна, аккуратный. Напиши слово 2 раза, раздели на слоги и для переноса, подчеркни удвоенную согласную.
19. Двойные согласные на стыке приставки и корня. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается с одной и той же согласной. Например: подделка, оттепель. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Напиши ещё 2 слова с такой же приставкой.
20. Непроизносимые согласные звуки. Чтобы правильно обозначить непроизносимый согласный звук в сочетаниях: -вст-, -стн-, -здн-, -рдц- , -лнц-, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: здравствуй – здравие, окрестный - окрестить. Важно использовать это правило, проверяя сочетание -СН-: тесный – тесен, ужасный – ужасы. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Обозначь орфограмму.
21. Сложные слова, соединительные гласные О и Е в сложных словах.
Сложными называются слова с двумя корнями. Соединительная гласная -О- пишется после корня, оканчивающегося на твёрдый согласный, например: пароход. Соединительная гласная -Е- пишется после корня, оканчивающегося на мягкий согласный или Ж, Ц, например: мореход, чужестранец, лицедей. Выпиши слово правильно. Выдели корни, подчеркни соединительную гласную.
22. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. У существительных 3 склонения с шипящим на конце пишется Ь. Выпиши слово, укажи род и склонение имени существительного, подчеркни Ь. Например: речь — ж. р., 3 скл.; обруч - м. р., 2 скл.
23. Имена существительные мн. ч., Р. п. Имена существительные во множественном числе в Родительном падеже с основой на шипящий пишутся без Ь. Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж.Например: много задач - мн. ч., Р. п.
24. Безударные падежные окончания имён существительных. Безударные окончания имён существительных проверяй по таблице:
Падеж |
Тип склонения |
||
1-е склонение |
2-е склонение |
3-е склонение |
|
И.п. |
-а, -я |
-□, -о, -е, -ё |
-□ |
Р.п. |
-ы, -и |
-а, -я |
-и |
Д.п. |
-е |
-у, -ю |
-и |
В.п. |
-у, -ю |
неодушевленные, как в Р.п одушевленные как в И.п |
-□ |
Т.п. |
-ой, -ою, -ей, -ею |
-ом, -ем |
-ю |
П.п |
-е |
-е |
-и |
Пользуйся также словами-помощниками:
1-е склонение |
2-е склонение |
2-е склонение |
земля луна |
стол конь |
степь печь |
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Например:
с ветки (ветка, 1 скл., Р.п., ед.ч., с земли, с луны)
в парке (парк, 2 скл., П.п, ед.ч., в столе, в коне)
к двери (дверь, 3 скл., Д.п., к степи, к печи)
Подбери и запиши ещё один пример.
25. Безударные падежные окончания имён прилагательных.
Имена прилагательные согласуются с именами существительными. Безударные окончания имён прилагательных проверяются по вопросу.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь вопрос, определи по вопросу окончание имени прилагательного.
Например: к лесу (как ому ?) соснов ому, ленту (как ую ?) син юю
26. Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений.
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать его спряжение. Для этого ставим глагол в неопределенную форму. Если неопределенная форма глагола оканчивается на –ИТЬ и глагол не является исключением, то глагол относится ко II спряжению, в окончании следует писать гласную И. Если неопределенная форма глагола оканчивается НЕ на -ИТЬ и глагол не является исключением, значит глагол I спряжения и в окончании следует писать гласную Е.
Помни о глаголах-исключениях:
I спряжение |
II спряжение |
2 глагола – исключения на -ить: брить, стелить |
7 глаголов – исключений на –еть: видеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть 4 глагола – исключения на –ать: гнать, держать, дышать, слышать |
Выпиши глагол. Поставь его в неопределенную форму. Выдели глагольный суффикс. Определи спряжение глагола: ЕСЛИ глагольный суффикс –И-, это глагол II спряжения – пиши в окончании И; ЕСЛИ глагольный суффикс не –И-, это глагол I спряжения - пиши в окончании Е. Например:
Клеит – непр.ф.: кле и ть, не исключение, 2 спр.
Держит – неопр.ф.: держ а ть, исключение, 2 спр.
Стелет - неопр.ф.: стел и ть, исключение, 1 спр.
27. Мягкий знак у глагола 2 лица единственного числа. Окончания глаголов 2 лица в единственном числе в настоящем и будущем времени пишутся с Ь: играешь-2 л., ед. ч., наст.вр.; соберёшься – 2 л., ед.ч., буд.вр. Выпиши слово, укажи лицо, число и время глагола, подчеркни Ь.
28. Написание –ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, надо задать вопросы что делать? или что делает?. Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.
Например: Грамоте (что делать?) учиться всегда (что сделает?) пригодится.
Выпиши глагол. Задай к нему вопрос. Подчеркни –тся или –ться.
29. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел). Предлог – это служебная ЧАСТЬ РЕЧИ. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Зашёл за _ (каким?) товарищем, пошёл по (широкой) дороге. Выпиши слово с предлогом правильно, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Выдели орфограмму-пробел.
30. Правописание предлогов с местоимениями.
Предлог с местоимением пишется раздельно. Между предлогом и местоимением можно вставить вопрос: у_меня - ( у_кого?) у_меня.
Выпиши местоимение вместе с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел.
31. Частица не с глаголом (орфограмма-пробел). Частица НЕ с глаголом пишется раздельно. Выпиши слово с частицей НЕ, напиши ещё 2 глагола с этой частицей.
32. Корень слова. Однокоренные слова. Общая часть родственных слов называется корнем. Ход, ходить, выход, переход, проход. Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными. Выпиши слово, выдели корень. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
33. Состав слова. Выпиши слово. Укажи его состав по алгоритму: окончание-основа-корень-приставка-суффикс.
34. Правописание приставки со словом. Приставка – это ЧАСТЬ СЛОВА. Приставка находится перед корнем, она пишется слитно. Зашёл за товарищем, пошёл по дороге. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с такой же приставкой.
35. Главные члены предложения.
Выясни, о ком или о чём говорится в предложении – это подлежащее, подчеркни его одной чертой (кто? что?). Выясни, что говорится о подлежащем – это сказуемое, подчеркни его двумя чертами (что делал? что сделал? что делает? и др.) Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют основу предложения. Например: Снегири клевали мёрзлую рябину. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены.
36. Разбор предложения.
Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные; по интонации – восклицательные и невосклицательные, по количеству грамматических основ – простые и сложные; по наличию главных и второстепенных членов – распространенные и нераспространённые.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи.
Найди и подчеркни: подлежащее (кто? что?; сказуемое (что делает? что делал?; дополнение (падежные вопросы;) определение (какой? чей?); обстоятельство (где? куда? когда? откуда? как?). Например: пр. сущ. нар. гл. прил. сущ.
По небу быстро бегут пушистые облака (повеств., невоскл., прост., распр., без однородных членов).
Выпиши слова парами: облака (какие?) пушистые. Бегут (как?) быстро. Бегут (по чему?) по небу.
37. Однородные члены предложения. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи. Бывают однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Запятая между однородными членами СТАВИТСЯ, если отсутствует союз И, если есть союзы А, НО. Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если есть одиночный союз И.
Например: Ласточки, стрижи, кукушки улетели. [ __ , __ , __ ].
Ласточки, стрижи и кукушки улетели. [ __ , __ и __ ].
Мы купались, загорали. [ __ , ].
Мы купались и загорали. [ __ и ].
Мы не купались, а загорали. [ __ , а ].
Мы купались, но не загорали. [ __ , но ].
Выпиши предложение. Правильно расставь запятые. Нарисуй схему предложения.
38. Сложное предложение. Сложным называется предложение, в котором две и более грамматические основы. Запятая между частями сложного предложения ставится ВСЕГДА. Например:
Поезд остановился, пассажиры вышли из вагона. [ ___ ] , [ ___ ].
Поезд остановился, а пассажиры вышли из вагона. [ ___ ] , а [ ___ ].
Поезд остановился, но пассажиры не вышли из вагона. [___ ], но [ ___ ].
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему.
39. Предложения с прямой речью. Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс.
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.
Предложение с прямой речью |
Схема предложения |
Я сказал ему: "Это письмо ждёт тебя уже три дня". |
А: "П". |
Вопрос застал нас врасплох: "А что, собственно, вы тут делаете?" |
А: "П?" |
С порога он радостно закричал: "Привет!" |
А: "П!" |
Я не знал, что сказать, поэтому растерянно протянул: "Да..." |
А: "П..." |
"Это письмо ждёт тебя уже три дня", – сказал я ему. |
"П", – а. |
"А что, собственно, вы тут делаете?" – спросил кладовщик. |
"П?" – а. |
"Привет!" – закричал он радостно прямо с порога. |
"П!" – а. |
"Да..." – протянул я растерянно, потому что не знал, что сказать. |
"П..." – а. |
Запиши предложение правильно. Составь схему.
40. Неизученные правила. Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся. Составь и запиши предложение с этим словом.
Список дитературы:
1. Иванов С. Работа над ошибками. Журнал «Начальная школа» № 15 (602), 1- 15.8.2006.
2. Вера Илюхина. «Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования». Журнал «Начальная школа» № 20(583), 16 - 31.10.2005.
3. Бунеева Е.В. Методические рекомендации. Русский язык, 1-2 класс. – М.: Баласс, 2010.
4. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Методические рекомендации. Русский язык, 3 класс. – М.: Баласс, 2011.
5. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации. Русский язык, 4 класс. – М.: Баласс, 2007.
6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, – 1990.
7. Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 2. – С. 26-30.
8. Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 4. – С. 30-34.
9. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности. // Нач. школа. – 1999. – № 7. – С. 35 – 48.