Технологическая карта занятия "Ах, ты прялица, кокорица моя"
Технологическая карта занятия "Ах, ты прялица, кокорица моя"
Авторы: Дрягина О.А., Гридчина Л.Ю., Задорина Т.В.
МАДОУ ЦРР "Детский сад № 103 "Родники", Екатеринбург
Аннотация: В рамках занятия детям рассказывается о знакомстве с прялкой, веретеном, процессом изготовления ниток из пряжи, процессом прядения. Детей знакомят с традициями народного быта, рукоделием, фольклором.
Ключевые слова: прялка, веретено, пряжа, прядение, фольклор, традиции.
Материал и оборудование: прялка, веретено, самодельная печь, самовар, шерстяные нитки, кудель.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта (печь, самовар, веретено), обычаями и традициями, рассматривание картинок с предметами русского быта; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («В клубочек»).
Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами крестьянского быта.
Задачи образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Отвечать на вопросы полным ответом. |
Этапы (последовательность) деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
1 этап. Мотивация проблемная ситуация. |
Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю. И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку. Отгадывание загадки: Кто за печкою живет, Дом хранит от бед, невзгод, Но бывает злым порой? - Существо то ... (домовой). Это домовенок Кузя и он пришел к вам в гости. Здравствуй домовёнок Кузя, а что это у тебя носочки порванные, не красиво так ходить. (Кукла отвечает на ушко воспитателю) Ребята, носочки у Кузи порвались, а новые связать он не умеет. Да и ниток у него нет. Что же будем делать? Как помочь домовому? Ответы детей. Ребята, а где можно взять нитки для носков. Ответы детей. Я знаю кто нам сможет помочь, у меня есть знакомая, которая нам поможет. Ребята я вам предлагаю сходить со мной к ней в гости, и Кузю с собой возьмем, ведь не прилично ходить в порванных носках. (воспитатель и дети идут в гости к хозяйке русской избы) |
Задает загадку, вовлекает детей в совместную деятельность. Обращает внимание детей на проблему. Вовлекает детей в совместную деятельность. |
Слушают, отвечают на вопросы. Делают выводы. Отвечают на вопросы. |
Развивают внимание, мышление. Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности. |
2 этап. Основная часть занятия |
Пока дети заходят в избу и рассаживаются, звучат русские народные мелодии. - Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая Да красивая какая! Проходите, хорошо всё обглядите. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. С чем ко мне пожаловали? Ответы детей. Я вам помогу, ну и вы меня не обижайте, пообщайтесь со мной и поиграйте. Ребята, я Вам предлагаю отгадать мои загадки и найти в моей горнице то, что я вам загадаю В избе — Изба, На избе —Труба. Я лучинку зажег, Положил на порог, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идет. (печь) Ответы детей Правильно ребята, это печь. Ребята, а вы знаете для чего нужна печь? (ответы детей) Печь - это сердце дома. Раньше в старые времена Печь кормила семью, готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка — деревенская кормилица. Она обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, люди сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. И сейчас в некоторых деревнях есть печки. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? (ответы детей) Молодцы ребята. Следующая загадка: И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. (Самовар) Правильно это самовар. Ребята для чего служил самовар? (ответы детей - чтоб варить в нём чай). (Рассматривание самовара.) |
Ведет диалог с детьми Загадывает загадки. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания, выявляет знания детей. Рассказывает, обсуждает с детьми. |
Слушают, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Отвечают на вопросы, рассуждают. Рассматривают предметы быта. |
Обогащение словаря |
3 этап. Введение новых знаний. |
Ребята, а вы не забыли, зачем ко мне пришли? Ответы детей. Помогу я вам ребята. А вы знаете, где можно взять нитки для шерстяных носков? На фабрике. А на фабрику они как попадают? Ответы детей. Для того чтоб нитки попали в магазин, их нужно спрясть. Придутся нитки на фабриках. А раньше в старые времена, нитки пряли вот на таких прялках (показывает прялку). Раньше в каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской женщины на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором. (Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его). Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». А нитка шерстяная сама делается из шерсти. (Дает детям потрогать шерсть). После того как все нитки спрядут и намотают на веретено, делают из этих ниток клубок. |
Вовлекает детей в беседу, объясняет. Использует наглядные средства. |
Рассуждают, отвечают на вопросы. Рассматривают, выполняют по образцу по инструкции педагога. |
|
Физминутка. |
Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Клубочек». Подвижная игра «Клубочек» Дети сидят в кругу и поют: Я по горенке шла, Клубок ниток нашла. Клубок маленький, Нитки аленькие. Клубок катится, Нитка тянется. У кого клубок остался, тот называет любой предмет, который его окружает. |
Мотивирует детей на двигательную деятельность. |
Двигательная активность. |
|
4 этап |
Прясть учили с детства. Пряденье - это тяжелый труд. В одном доме прясть собиралось несколько женщин. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей, и работа спорилась, пряха пела песни: Позолочена прялица, Я пряду, а нитка тянется, Я пряду, а нитка тянется, Мне работа эта нравится. Мне работа эта нравится. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные. Чтоб получились такие клубки нужно смотать пряжу, у меня уже есть пряжа её нужно смотать. Поможете мне ребята? (В корзине лежат нитки разных цветов, дети выбирают себе пару и цвет ниток которые они будут мотать в клубок. Хозяйка сначала показывает как это делается.) |
Вовлекает детей в совместную деятельность. Даёт право выбора. |
Выполняют задание в соответствии с поставленной задачей. |
|
5 этап. Рефлексия. |
Хозяйка: Молодцы, хорошо поработали. Ребята вам понравилось у меня в гостях? Как называется предмет, на котором прядут пряжу? На что пряжу наматывают? Посмотрите сколько у меня много клубочков пряжи. Я с этих ниток связала носки и варежки. Эти носочки передадим домовому, пусть не мёрзнет. А когда придёте домой спросите у своих бабушек пряли ли они пряжу в детстве. Попросите их рассказать, получалось ли у них эта тяжёлая работа. |