Мастерская как форма организации учебной деятельности при изучении литературы
Мастерская как форма организации учебной деятельности при изучении литературы
Автор: Шкарбутко Людмила Николаевна
МОУ «СОШ № 4», г. Коряжма
Аннотация: В данной работе приведено теоретическое обоснование педагогической технологии мастерских, также рассматриваются алгоритм, содержание и принципы отбора заданий. Мастерская как форма организации учебной деятельности используется при изучении как прозаических произведений, так и поэзии. В приложениях представлены две разработки уроков литературы в форме мастерской.
Ключевые слова: технология мастерских, работа с текстом.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Список ИПМ:
ИПМ - 1 Теоретическая интерпретация опыта.
ИПМ - 2 Педагогическая мастерская.
ИПМ - 3 Алгоритм процесса в мастерской.
ИПМ - 4 Содержание и принципы подбора заданий.
ИПМ - 5 Процесс взаимодействия учителя и учащихся.
ИПМ - 6 Диалоговое взаимодействие в мастерской.
ИПМ - 7 Диагностика «Фиксация положительной динамики по освоению навыков работы в диалоге».
ИПМ - 1 Теоретическая интерпретация опыта.
Традиционный урок представляет собой процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику. Пассивная позиция обучающегося не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им как своим приобретением. Последствия такого обучения:
• Страх, скованность детей перед ответом;
• стандартность мышления, слепое следование образцам;
• конформизм, отсутствие инициативы;
• неумение детей высказать свою точку зрения;
• безграмотность речевого развития.
На ваш взгляд, частично решить эти проблемы позволяет новая форма обучения - педагогическая мастерская, мастерская - это занятие, на котором учитель через систему заданий организует исследовательскую работу детей и в результате каждый сам строит свой путь познания. Получение знаний в мастерской происходит в процессе развития себя, своего отношения к себе и к другим. Знания добываются в процессе выполнения творческих заданий, которые предлагаются решить индивидуально в коллективе. Роль опыта автора заключается во внедрении педагогических мастерских в активную практику.
Цель: создание условий для формирования собственной позиции, развития речевой культуры.
Опыт проведения мастерских применим, наряду с традиционными формами, при обучении учащихся любых классов в условиях общеобразовательной школы. Начинающему мастеру необходимо познакомиться с теорией проведения мастерских, а также обязателен личный опыт участия, или «проживания» в них. Специальных учебников, методических рекомендаций по новой форме обучения нет. Педагог может использовать готовые мастерские в своей практике, а также создавать свои проекты.
Трудности, которые возникают в работе с мастерскими:
• создание достаточного количества раздаточного материала для обеспечения разных форм работы;
• подбор материалов, способных активизировать эмоциональную память учащихся, актуализировать их личный опыт;
• смена привычных профессиональных установок учителя;
• необходимость пребывания в условиях импровизации, непредсказуемости;
• создание мастерской в рамках одного академического часа.
Мастерская. в соответствии с требованиями современной дидактики, реализует такие подходы к обучению: личностный, деятельный, творческий, целостный, отвечает гуманистическим установкам современной школы.
Педагогические мастерские - это новая форма обучения, которую поначалу называли французской. Французская Группа Нового Образования (ЖФЕН), возникшая в 20-х годах прошлого века, представила новый взгляд на образование. Основные идеи ЖФЕН выражаются в следующих положениях:
1. Каждый ребенок обладает способностями.
2. Личность сама способна строить свои знания, активно и творчески пользоваться им в жизни.
3. Гражданин понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально ответственная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающего мира». И в современной дидактике принцип воспитывающего и развивающего обучения является главным, а одна из задач - развитие всех сфер личности. развитие ребенка стимулирует эмоциональная стабильность его жизни, которая создается доброжелательным отношением, умением прощать, признанием прав: на ошибку. на тайну, на самовыражение. Мастерская как форма обучения по-новому организует жизнедеятельность ученика, направленную на самореализацию, развитие инициативы, сотрудничество с учителем и другими учениками.
Авторская разработка основывается на теоретических положениях Окунева А.А., Беловой Н.И., Ермолаевой М.Г., Беловой О.Д., Соколовой Э.С.
Новизна опыта - активное использование существующих и создание новых мастерских по литературе.
Педагогическое кредо: «Каждый ребенок по-своему талантлив и неповторим. Как развиться этому таланту в школе? Безусловно, школьники могут проявить свои способности, и лучший способ сделать это - урок литературы».
Мастерская реализует следующие принципы:
1. Равенства и способности всех.
2. Поиска, т.е. важности не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
3. Целостности, т.е. взаимодействие с учащимися как с целостным человеком, учет всего многообразия его проявлений в этом мире.
4. Бытийности.
5. Субъективности, т.е. опора на опыт учащихся, создание личностной мотивации.
6. Выбора (материала, вида деятельности).
7. Рефлексивности.
Мастерская не отрицает принципов традиционного образования, строится в соответствии с ними, дополняет их.
Результативность мастерской не столько в динамике познания учащимся окружающей действительности, сколько в динамике их самопознания. На сегодняшний день такая форма организации учебного процесса является лишь фрагментом, частью традиционно-классной системы.
Мастерская как форма обучения дает такие результаты:
• вдумчивое чтение, погружение в текст, в каждое предложение, в слово;
• возможность самовыражения;
• способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;
• новый взгляд на известные ранее явления;
• возможность выступать перед классом, вести публичную дискуссию;
• ощущение процесса творчества.
Повышается уровень учебной мотивации, благодаря непременному присутствию в мастерской моментов выбора, социализации, рефлексии. Мастерской не заканчивается процесс построения знаний: ученики задают вопросы, проявляют интерес к жизни и другим произведениям писателя, испытывают потребность в новых знаниях. Мастерская предоставляет детям возможность самостоятельной работы с научной, справочной литературой. Речь учащихся, работающих в мастерской, становится эмоциональной, выразительной, логичной. правильной. Они активно высказывают свое мнение, свое отношение к изучаемому явлению. В сочинениях детей ясно выражена их гражданская позиция. Высокий уровень успеваемости и качества знаний прослеживается в итоговых работах по литературе и русскому языку. Школьники заявляют о себе во всех поэтических театральных конкурсах, выставках творческих работ любых жанров.
ИПМ - 2 Педагогическая мастерская.
1. Алгоритм процесса мастерской.
2. Содержание и принципы отбора заданий.
3. Процесс взаимодействия учителя и учащихся.
4. Диалоговое взаимодействие в мастерской.
ИПМ - 3 Алгоритм процесса мастерской.
Мастерская рассматривается как педагогическая технология, поскольку она представляет собой целенаправленную последовательность шагов, отражающую объективный и сбалансированный путь достижения конкретной педагогической цели. Эта последовательность отрефлексирована и переведена в письменный текст в виде алгоритма.
1. Введение в тему - «Индуктор» -начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, задание неожиданное для учеников, загадочное, обязательно личностное.
2. Работа с материалом:
а) «Деконструкция» и «реконструкция» материала, смешение явлений, событий, слов и создание своего мира текста.
б) «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем какого-то промежуточного результата.
в) «Разрыв» - проживание ощущений, кульминация творческого процесса. Разрыв как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. Здесь и проявляется информационный запрос. У каждого - свой. Нужны словари, справочники, учебники, компьютер.
3. Построение собственных знаний в мастерской. Творческая работа.
4. «Афиширование» -вывешивание своих работ.
5. Рефлексия - самоанализ, выход из мастерской, ответ на вопрос: «Что для вас состоялось? Что хочется предпринять после мастерской?».
Учащиеся приобретают опыт разных видов рефлексивной деятельности (интеллектуальной, личностной, коммуникативной).
ИПМ - 4 Содержание и принципы подбора знаний.
Мастерская - это цепь творческих заданий, которые предлагается решить сначала одному и от которых каждый не сможет уйти.
Подобрать задания в определенной логике - самый сложный момент в подготовке мастерской.
Принципы, лежащие в основе подбора заданий:
1. Постепенность (вхождение в проблему).
2. Непрерывность (нить рассуждений не должна рваться).
3. Преодоление пассивных трудностей.
4. Единство индивидуальной, парной, групповой работы, их разумного сочетания.
5. Незавершенность (проблема решена, но как бы в черновике).
6. Зеркальное отражение (рефлексия в заключение мастерской).
7. Замкнутость (круг участников не должен меняться до конца). Требования к содержанию мастерской:
• неожиданность материала для данного предмета;
• неадаптированность текстов (художественные и научные, газетные и журнальные статьи), разобраться с которыми учащимся предстоит самостоятельно в рамках групповой и индивидуальной работы;
• избыточность материала (ощущение новых горизонтов, к которым предстоит идти);
• предъявление любых фактов, событий как явлений жизни в их цельности, а не фрагментарно;
• обращение к личному опыту учащихся, к их эмоциональной памяти;
• активизация всех каналов восприятия, побуждения к работе не только логики, но и эмоций, интуиции участников.
ИПМ - 5 Процесс взаимодействия в мастерской.
Новизна мастерской проявляется в новом отношении педагога к образовательному процессу, им осуществляемом, в новом понимании его компонентов. Случайность, импровизация, непредсказуемость, спонтанность учебного процесса становится на мастерской ожидаемыми элементами, непременными условиями действия. Меняются значимые характеристики деятельности учителя, проявляется спрос на инициативу и творчество педагога. В рамках мастерской происходит смена ролевого репертуара учителя по сравнению с традиционным уроком.
На мастерской ученик становится скорее учащимися в результате актуализации многочисленных процессов само: -развития, -познания, -предъявления, -выражения, -коррекции, -оценки, -мотивации.
Мастерская подходит к обучению с гуманистических позиций: отношение к ученику как активному субъекту учения, создание условий для его творческой самореализации, учет его внутренних мотивов.
ИПМ - 6 Диалоговое взаимодействие в мастерской.
Одной из существенных характеристик мастерской как формы обучения является диалоговое взаимодействие. «Диалог - это процесс взаимодействия качественно различных позиций, выраженных в слове, предполагающих два различных взгляда на одну предметность» (Бахтин М.) Следует различать два варианта диалога: внутренний и внешний.
Во внутреннем диалоге разнообразие позиций и отношений представлено в одном человеке, в его сознании. Задания и действия для запуска внутреннего диалога:
• предоставление учащимся возможности выбора;
• выполнение действий, не сопровожденных четкой инструкцией;
• разрешение проблемных ситуаций;
• рефлексия.
Внешний диалог - это межличностный, межгрупповой и диалог разных культур. Приемы внешнего диалога:
• обмен позициями, мнениями, идеями;
• организация дискуссии;
• использование вопросов на уточнение, пояснение. критику;
• выход на обобщение, систематизацию;
• индивидуальная, групповая. коллективная интерпретация фактов, явлений. Условия для возникновения и поддержания диалога:
• наличие доброжелательной и открытой атмосферы на уроке;
• готовность учащихся слушать и слышать иные позиции, точки зрения;
• наличие достаточного объема информации по обсуждаемому вопросу;
• возможность предъявить свою позицию на решаемую проблему.
ИПМ - 7 Диагностика «Фиксация положительной динамики по освоению навыков работы в диалоге» Андреева Ж.О., Николаева Т.А.
Виды искусств для ведения диалога |
Умения |
До участия в мастерских |
Послелет участия в мастерских |
1. Искусство владения словом. |
Ясно и точно формулировать свою мысль |
|
|
2. Искусство порождать, формулировать, задавать вопросы. |
ставить вопросы по существу; вопросы на понимание чужой точки зрения |
|
|
3. Искусство слушать и слышать. |
обладать терпением, сдерживать себя, выслушивать выступление других до конца; понимать суть высказывания, уметь уловить детали, фиксировать чужую точку зрения. |
|
|
4. Искусство аргументации. |
выбирать доказательства, предлагать контраргументы, делать следствия из своих утверждений, замечать противоречия в высказанных суждениях |
|
|
5. Знание предмета диалога |
информированность в области, по которой идет обмен мнениями |
|
|
6. Искусство создания творческой атмосферы, владение невербальными средствами общения |
способность переживать, понимать чувства другого; проявлять согласие, несогласие в мягкой форме; использовать жесты, мимику |
|
|
7. Искусство компромисса |
находить приемлемые варианты для разных сторон, гибкость в принятии решений |
|
|
Библиография:
1. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд. Рос. Открытого ун-та, - 1995.
2. Бедная О.Д. Приглашение к сотрудничеству. - СПб.: СПГУПМ, - 1995.
3. Белова Н.И. Мастерская: приглашение к поиску / Н.И. Белова/ «на путях к новой школе» №1, - 1994.
4. Белова Н.И. «Я знания построю в мастерской» Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении биологии, - СПб.: СПГУПМ, - 1994.
5. Васильева Е.Ю. Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательной программы. - Архангельск: АО ИППК, 1999, - 55с.
6. «Дорога к согласию» /Под ред. Беловой Н.И./ - СПб.: Изд-во «Корифей», 1999, - 22с.
7. Ермолаева М.Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже. - СПб.: СПГУПМ, - 1998. - 170с.
8. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М: Просвещение, - 1994.
9. Мухина И.А. Педагогические мастерские: постановка проблемы. - СПб.: СПГУПМ, - 1995.
10. Нелькин А., Фураева Л. Шаг за шагом. Рабочие тетради по литературе - М.: Открытый мир, 1998.