Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Знакомство со стихотворением Э. Успенского "Если был бы я девчонкой"

Дата публикации: 2023-06-27 15:23:11
Статью разместил(а):
Кузнецова Алина Алексеевна

Знакомство со стихотворением Э. Успенского "Если был бы я девчонкой"

Автор: Кузнецова Алина Алексеевна

МБОУ "Лицей № 2 имени В.В. Разуваева", г. Астрахань

 

Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Алексеевна, и сегодня урок чтения у вас проведу я. Присаживайтесь.

Проверим всё ли готово к уроку: букварь, тетрадь, ручка и карандаш.

Вижу все готовы, молодцы.

Актуализация знаний

Этап мотивации и формулирования темы и цели учащимися.

Начнем с речевой разминки.

1. Прочитаем скороговорку.

Мыла ножки многоножка,
Призадумалась немножко:
Кто бы мне считать помог,
Сколько я помыла ног.

Прочитайте с ускорением, с замедлением, громко, шёпотом

2. Восстановите текст.

Пошла  Муха  на ба__
И купи__ само__:
Приходи__ тарака__
Я вас чаем уго__ !

3. Учись отчётливо произносить звуки. Договори словечко.

ва – ва – ва – во дворе растет (трава);

но – но – но – завтра мы пойдем в (кино);

ан – ан – ан – собери свой (чемодан);

ин – ин – ин – вы ходили в (магазин)?

Вспомните, ребята: как называется раздел, который вы изучаете? (И в шутку и всерьёз)

Вы прочитали уже некоторые произведения этого раздела, скажите, чему они вас научили? (стихотворение Б. Заходера «Товарищам детям» напомнило нам о том, как важно читать книги, а стихотворение «Что красивей всего» научило видеть то, что весь мир прекрасен)

А какие прочитанные произведения заставили вас посмеяться, улыбнуться ( сказка Э. Успенского «Чебурашка») 

Дети пересказывают отрывок из сказки Э.Успенского «Чебурашка» (2-3 человека) 

Сегодня мы продолжим чтение произведений  этого раздела.

Э. Успенский создал не только произведения о Чебурашке. Он автор замечательных стихов. С одним из них мы сегодня познакомимся. 

На с. 142 прочитайте название стихотворения. («Если был бы я девчонкой»)

Выберите из предложенных задач урока задачи, которые  мы поставим на этом уроке:

1. Вспомнить биографию Э.Успенского.

2. Вспомнить биографию Л.Н. Толстого.

3. Прочитать стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой ...».

4. Ответить на вопросы к стихотворению.

5. Учиться выразительно читать стихотворение.

Подготовка к первичному восприятию

Показываю Портрет Э.Успенского

Это кто? (Эдуард Николаевич Успенский)

Что вы о нем можете рассказать? (22 декабря 1937 г-  14 августа 2018 г) писатель, сценарист, автор детских книг. Его популярные персонажи — Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин, пес Шарик. 

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного детского поэта 20 века Эдуарда Николаевича Успенского.

Нам он оставил прекрасные стихи для детей. Он сценарист.

Кто знает, кого называют сценаристом? (На слайде кадры из мультфильмов)

Знакомы ли вам эти мультфильмы? Как они называются?

Э. Успенский  написал сценарий для них. (Выставка книг)

Молодцы!

Прочитайте название стихотворения.

Как вы думаете, о чем мечтал герой этого стихотворения? А зачем ему это было нужно? Сейчас узнаем. 

Рассмотрите иллюстрацию на с. 143

Кто изображен на картинке? (мальчик)

Чем занимается мальчик? (убирается)

Какое настроение у мальчика? (радостное и веселое)

Ребята, прежде чем мы познакомимся со стихотворением, давайте немножко отдохнём!

Физкультминутка

ВИДЕО

Первичное восприятие

Ребята, давайте прослушаем аудиозапись стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой».

Выявление уровня первичного восприятия

 

Понравилось ли вам стихотворение?(ответы учащихся)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? (ответы учащихся) 

Этап постановки учебной задачи

Ребята, а теперь прочитаем стихотворение и подумаем, что в этом стихотворении в шутку, а что всерьез.

 

Этап перечитывания и анализа

Ребята, прочитайте про себя стихотворение.

Стихотворение.

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
"Молодчина ты, сынок!"

Догадались, от имени кого написано стихотворение? (автор описывает рассуждения мальчика)

Перечислите, что сделал бы мальчик, если бы был девчонкой?(Он зря время не терял бы, а помогал маме: не стал бы прыгать на улице, постирал бы рубашки, вымыл в кухне пол, подмёл бы в комнате, перемыл чашки, ложки, сам начистил бы картошки, расставил бы свои игрушки по местам) 

Согласны ли вы с мальчиком, что помогать маме можно только девчонкам? (нет) 

Почему он мечтает стать девчонкой? (хочет помочь маме, чтобы услышать потом от нее «Молодчина ты, сынок!) 

Что из того, о чем мечтает мальчик, он может сделать? (постирать рубашки, вымыть пол, подмести в комнате, перемыть чашки, ложки, начистить картошки, расставить по местам игрушки)

Откройте рабочую тетрадь на стр. 82. Определите, какой мальчик. Подчеркните нужные слова.

Объясните. Почему вы так решили? (лентяй, веселый, любящий маму)

Как автор относится к своему герою? (с насмешкой)

Вот ещё одно стихотворение Э. Успенского прочитано. Можно ли сказать, что оно было шутливым? (да)

А можно ли сказать, что в нём заключён серьёзный смысл? (да)

Что важное хотел сказать автор? (что нужно помогать маме, не важно девочка ты или мальчик) 

Сейчас мы начнем работу над выразительным чтением.

Что значит читать выразительно? Прочитайте памятку. Она вам поможет прочитать выразительно и оценить чтение своих товарищей.
1. Читать целым словом и без ошибок.
2. Выбрать нужный тон и темп чтения.
3. Выделить голосом главные слова.
4. Передать своё отношение к тому, что читаешь. 

Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье? Объясните. (веселье)

Как надо читать это стихотворение: быстро или медленно? Почему? (медленно, тк это рассуждения мальчика)

А сейчас мы проведем конкурс чтецов. (Выразительное чтение и оценивание)

Физкультминутка для  глаз

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазкам видеть всё дано - 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.

Вторичный синтез.

Составьте рассказ о том, как вы помогаете маме. 

Какое домашнее дело является вашей обязанностью? (помыть посуду, убраться дома, убрать свои игрушки, помогать маме) 

Ребята, давайте проверим ваш рассказ.

Молодцы!

Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 81-82.

Ребята, какие же дела можно делать вместе? (Можно вместе убираться в комнате, распределить поровну тяжёлые сумки, вместе собирать урожай или покрасить и отремонтировать старую скамейку во дворе)Работа в группах. 

А теперь откройте рабочие тетради на странице 82.

Каждая группа работает с одной картинкой и составляет один на всех рассказ.

Отчет групп. Оценивание работы в группе. 

Итоги урока.

Рефлексия. 

Продолжите предложение:

мы сегодня прочитали …

стихотворение Успенского научило меня …

я на уроке с удовольствием …

мне было трудно …

У вас на партах лежат смайлики, нарисуйте весёлую улыбку – если вы довольны своей работай на уроке. Грустная улыбка – если вам было трудно на уроке.

. . . . .