Урок русского языка с применением технологии учебного сотрудничества в начальной школе
Урок русского языка с применением технологии учебного сотрудничества в начальной школе
Авторы: Кочетова Алина Михайловна
и Москвина Надежда Алексеевна
ПИ ИГУ «Начальное образование – Дополнительное образование»
2 класс.
Предмет: Русский язык.
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Цель: Сформулировать определение понятия «имя существительное», формировать умения выделять основные признаки имен существительных, формировать у учащихся умение формулировать алгоритм распознавания понятия «имя существительное» и пользоваться им посредством технологии учебного сотрудничества.
Ход урока
Этап. Организационный этап.
ОДЗ: Организовать психологический настрой учащихся на работу.
Учебная задача для учителя: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Этап. Подготовка к восприятию знания о признаках имени существительного.
Повторение написания соединений букв и словарных слов.
Вид работы: словарная работа.
УЗ 1. Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с новым словарным словом. Формировать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Учебная задача для учащихся: Ребята, сейчас мы узнаем новое словарное слово.
Практическая задача: Для этого отгадаем загадку.
Организация деятельности: Работать будем так: вы отгадываете загадки и узнаете новые словарные слова, затем запишите их в словарик. Выделите ударение и орфограммы в словах карандашом.
Организация контроля:
У: Проверять будем так: после того, как вы запишите слово, проверьте, правильно ли записали и выделены ли орфограммы. Давайте выделим критерии, которые нужно соблюдать при записи словарных слов.
Д:
- Слова должны быть написаны правильно.
- В слове должны быть выделены орфограммы.
- В слове должно быть поставлено ударение.
- Соблюдать требования к написанию букв.
Содержание:
Загадка 1:
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
У: Все готовы?
Д: Да!
У: Тогда отгадаем загадку.
Д: это слово сапоги.
У: Хорошо. Но мы возьмём слово «сапог». Давайте определим ударный слог.
Д: ударение падает на второй слог.
У: Хорошо. Какую орфограмму мы можем выделить в этом слове?
Д: Безударная гласная, непроверяемая ударением.
У: Как подчеркнем эту орфограмму?
Д: Подчеркнем одной чертой.
У: Еще есть орфограммы в этом слове?
Д: Парный согласный на конце слова.
У: Итак, теперь проверим себя по орфографическому словарю. Откройте словарь и проверьте, правильно ли мы выделили орфограммы?
Д: Мы правильно выделили орфограммы.
У: Молодцы. Так как это слово мы не можем проверить, его написание нужно запомнить. Давайте составим предложение с новым словом. Какое предложение с этим словом мы можем записать?
Д: придумывают предложения.
У: Очень хорошо, давайте запишем такое предложение. Подчеркните орфограммы в слове и поставьте ударение. Запишите слово в словарик.
У: Следующая загадка:
Загадка 2:
Он не летчик, не пилот.
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это?
Д: это слово космонавт.
У: Хорошо. Давайте определим ударный слог.
Д: Ударение падает на третий слог.
У: Хорошо.Какую орфограмму мы можем выделить в этом слове?
Д: Безударные гласные.
У: Как подчеркнем эту орфограмму?
Д: Подчеркнем одной чертой.
У: Еще есть орфограммы в этом слове?
Д: Парный согласный на конце слова.
У: Итак, теперь проверим себя по орфографическому словарю. Откройте словарь и проверьте, правильно ли мы выделили орфограммы?
Д: Мы правильно выделили орфограммы.
У: Молодцы. Так как это слово мы не можем проверить, его написание нужно запомнить. Давайте составим предложение с новым словом. Какое предложение с этим словом мы можем записать?
Д: придумывают предложения.
У: Очень хорошо, давайте запишем такое предложение. Подчеркните орфограммы в слове и поставьте ударение. Запишите слово в словарик.
У: Следующая загадка:
У: Молодцы. Так как это слово мы не можем проверить, его написание нужно запомнить. Давайте составим предложение с новым словом. Какое предложение с этим словом мы можем записать?
Д: придумывают предложения.
У: Очень хорошо, давайте запишем такое предложение. Подчеркните орфограммы в слове и поставьте ударение. Запишите слово в словарик.
Контрольно-регулировочный компонент:
Контроль со стороны учителя: следит за самостоятельностью выполнения работы.
Контроль со стороны учащихся: проверяют написанное словарное слово по критериям.
Оценочно-результативный компонент:
У: Вы хорошо справились с этим заданием.
Итог этапа.
У: Итак, ребята, что мы делали?
Д: Мы писали словарное слово, узнали новые слова.
У: Зачем нам это надо?
Д: Нам это надо, чтобы правильно писать.
Этап урока: Восприятие и осмысление понятие имени существительного
ОДЗ: Продолжим учиться определять признаки изучаемого нами понятия «имя существительное», на основе наблюдения развивать у учащихся умение определять признаки имени существительного, сформулировать понятие «имя существительное».
Вид работы: беседа.
Учебная задача для учителя: наблюдение за признаками понятия «имя существительное», на основе наблюдения развивать у учащихся умение определять признаки имени существительного.
Учебная задача для учащихся: Определим признаки имени существительного.
Практическая задача: для этого побеседуем.
Организация деятельности:
Учитель: Работать будем следующим образом, вам необходимо поработать в группах, я буду задавать вопросы, спрашивать одного из представителей группы, остальные внимательно слушать.
Организация контроля:
Учитель: Какие же критерии мы будем использовать для контроля индивидуальной и групповой работы?
Ученик: Мы уже знаем критерии контроля за ответом ученика: ответ должен соответствовать вопросу, ответ на вопрос не должен повторять ранее озвученный ответ, также ответ на вопрос должен быть грамотно сформулирован.
Учитель: Верно, ребята! А какие критерии мы будем использовать при выполнении групповой работы?
Ученик: В работе должны участвовать вся группа.
Учитель: Тогда первый критерий, который я запишу – участие каждого в группе.
(Учитель записывает на доске первый критерий)
Учитель: Какой будет следующий критерий?
Ученик: При работе в группе нужно соблюдать дисциплину
Учитель: Молодцы, давайте его сформулируем, как соблюдение дисциплины.
(Учитель записывает на доске второй критерий)
Учитель: Это все критерии, которые мы можем с вами выделить?
Ученик: Нет, ещё один критерий. Разработанный группой ответ должен соответствовать заданию, которое было предложено учителем.
(Учитель записывает на доске третий критерий)
Учитель: Мы вспомнили с вами все критерии. Приступаем к выполнению.
Содержание:
Учитель: У меня в руках находится предмет. Как он называется?
Ученики: Мяч.
Учитель: Как вы думаете, что мы можем с ним сделать?
Ученики: Убрать мяч
Ученики: Мы можем его кинуть
Ученики: Мы можем с ним поиграть.
Учитель: А теперь я вам скажу слово мяч. Что мы можем с ним сделать?
Ученики: Мы можем его услышать.
(Ученики показывают зелёную карточку)
Ученики: Также мы можем его произнести.
(Ученики показывают зелёную карточку)
Ученики: Ещё мы можем его записать.
(Ученики показывают зелёную карточку)
Учитель: А сам предмет мяч мы можем записать?
Ученики: Нет!
Учитель: А зачем нам нужно это слово?
Ученики: Это слово необходимо, чтобы называть предмет.
Учитель: А теперь давайте поиграем с вами в игру, задай вопрос такой, чтобы ответом на вопрос было слово мяч.
Ученики: Что? мяч.
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я буду показывать вам предмет, а вы называете его словом.
Учитель: А что это?
Ученики: Яблоко.
Учитель: А это что?
Ученики: Машина.
Учитель: А теперь, попробуйте Вы назвать вопрос. И ответить на него.
Ученики: А кто это?
Ученики: Девочка.
Ученики: А кто это?
Ученики: Обезьяна.
Ученики: А что это?
Ученики: Карандаш.
Ученики: А то кто?
Ученики: Снегирь.
Учитель: Молодцы, ребята! Какой вывод мы можем с вами сделать?
Ученики: Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
Контрольно-регулировочный компонент.
Оценочно-результативный компонент:
Учитель: Ребята, скажите, какая задача перед нами сегодня стояла?
Ученик: Определить признаки имени существительного.
Учитель: Назовите эти признаки.
Ученики: Имя существительное называет предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Учитель: Как вы думаете, справились ли вы с ней?
Ученик: Да, у нас получилось.
Вид работы: работа в группах.
Учебная задача для учителя: сформировать у учащихся умение формулировать алгоритм распознавания понятия «имя существительное», основываясь на выделенных критериях. Формировать умение работать совместно с учителем и в группе.
Учебная задача для учащихся: Составим алгоритм, который поможет нам определить имя существительное.
Практическая задача: Для этого составим алгоритм и поработаем в группах.
Организация деятельности:
Учитель: Сейчас мы с вами поработаем в группах, на выполнение задания вам 5 минут. Вам необходимо сформулировать шаги алгоритма, а затем один человек от группы представляет всему классу. Время выполнения задания: 10 минут. Время на представление результатов работы в группе: 2-3 минуты.
Организация контроля:
Учитель: Ребята, какие критерии мы будем использовать при выполнении групповой работы?
Ученик: В работе должны участвовать вся группа.
Учитель: Тогда первый критерий, который я запишу – участие каждого в группе.
(Учитель записывает на доске первый критерий)
Учитель: Какой будет следующий критерий?
Ученик: При работе в группе нужно соблюдать дисциплину
Учитель: Молодцы, давайте его сформулируем, как соблюдение дисциплины.
(Учитель записывает на доске второй критерий)
Учитель: Это все критерии, которые мы можем с вами выделить?
Ученик: Нет, ещё один критерий. Разработанный группой ответ должен соответствовать заданию, которое было предложено учителем.
(Учитель записывает на доске третий критерий)
Учитель: Хорошо!
Учитель: Давайте вспомним критерии, которые необходимо соблюдать при разработке алгоритма.
Ученик: В алгоритме должны быть все шаги.
Учитель: Правильно, первый критерий - наличие всех необходимых шагов.
(Учитель записывает первый критерий)
Учитель: Какое критерий будет следующим?
Ученик: Правильная последовательность шагов.
Учитель: Верно.
(Учитель записывает второй критерий)
Ученик: Грамотная формулировка шагов.
Учитель: Верно, ребята!
(Учитель записывает третий критерий)
Учитель: Молодцы, давайте приступим к выполнению.
Содержание:
(Ученики составляют алгоритм в группах)
Учитель: Время закончилось, давайте озвучим ваши алгоритмы. Ребята из первой группы, представьте свою работу.
Первая группа:
1. Читаю слово, определяю лексическое значение;
2. Выясняю, на какой вопрос отвечает;
3. Если называет предмет и отвечает на вопросы кто? / что?, то это имя существительное.
4. Определяю, что называет слово.
(Учащиеся показывают красную карточку)
Учитель: Почему подняли красную карточку?
Ученики: Ребята из первой группы нарушили последовательность алгоритма.
Вторая группа:
1. Выясняю, что называет слово
2. Выясняю, на какой вопрос отвечает
3. Если слово называет предмет и отвечает на вопросы кто? / что?, то это имя существительное.
(Учащиеся показывают красную карточку)
Учитель: Где заметили ошибку?
Ученики: Отсутствует первый пункт алгоритма «читаю слово».
Учитель: Я согласна с вами, давайте послушаем алгоритм третьей группы.
Ск:
1. Читаю слово, определяю лексическое значение;
2. Определяю, что называет слово;
3. Выясняю, на какой вопрос отвечает;
4. Если называет предмет и отвечает на вопросы кто? / что?, то это имя существительное.
Учитель: Посмотрите внимательно. Правильно ли записан алгоритм, который мы с вами составили?
Ученик: Да.
Учитель: Мы с вами смогли составить алгоритм определения имени существительного, который поможет нам в дальнейшем выполнении заданий.
Контрольно-регулировочный компонент:
Контроль со стороны учителя
Контроль со стороны учащихся
Оценочно-результативный компонент:
Учитель: Какие трудности у вас возникли?
Ученик: Нам было трудно правильно сформулировать шаги алгоритма.
Учитель: Смогли ли мы реализовать поставленную задачу?
Ученик: Да.
Учитель: Молодцы, вы отлично справились с данной работой. Алгоритм, который мы с вами составили, поможет вам определять имя существительное. Я приятно удивлена, как Вы справились с заданием, молодцы. Оцените работу в группах, на листах, которые вы видите у себя на партах, (Приложение 2) после чего положите карточки на край стола.
Этап Итог урока
ОДЗ – Придать уроку логическую завершенность
Содержание:
Учитель: Что мы сегодня узнали на уроке?
Ученики: Признаки имени существительного, определение понятия имени существительного
Учитель: Какие цели мы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?
Ученики: Научиться определять имена существительные, выделить основные признаки имени существительного, а также продолжать учиться работать в группах.
Учитель: Достигли ли мы их?
Ученики: Да.
Учитель: Молодцы! Спасибо за урок!
Учитель: Выберите наклейку, которая соответствует описанию вашей работы на уроке и оцените свою работу этим знаком:
«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу»
«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их»
«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится
Ученики: Оценивают свою работу наклейками на полях тетради.
Учитель: Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Хочу отметить Вашу работу в группах. Все группы активно работали над заданиями, никто не сидел сложа руки, слышала ваши бурные обсуждения - это похвально. Также стоит заметить, то как вы оценивали ответы своих товарищей, с помощью сигнальных карточек и то как вы воспринимали оценку на свой счет, пытались исправить свой ответ или помочь своему однокласснику.