План-конспект урока истории "Результаты и последствия опричнины"
План-конспект урока истории "Результаты и последствия опричнины"
Автор: Калинина Елизавета Александровна
МБОУ г. Мурманска «СОШ № 18»
Цель урока |
В результате урока ученики будут понимать, чего добился Иван Грозный своими преобразованиями |
Образовательные задачи (предметные результаты) |
В результате урока ученики будут знать и понимать: · Результаты и последствия опричнины · Дату окончания опричнины Существование различных точек зрения на итоги правления Ивана Грозного |
Развивающие задачи (предметные результаты) |
В результате урока ученик научится: · Объяснять, в чем состояли результаты и последствия опричнины · Придерживаться своей точки зрения по вопросу об итогах правления Ивана Грозного, аргументировать ее · Объяснять, в чем состояла противоречивость проводимых Иваном IV преобразований |
Воспитательные задачи (личностные результаты) |
Расширение кругозора школьников через знакомство с дискуссиями, которые возникают по вопросу об итогах правления Ивана IV |
Планируемые метапредметные результаты |
Познавательные: · Формулирование и обоснование выводов · Определяют и аргументируют личную позицию Коммуникативные: · Изложение суждений, обмен мнениями, умение выслушать друг друга Регулятивные: · Определяют и формулируют цель изучения материала · Оценивают результаты своей деятельности · Соотносят свои действия с планируемыми результатами. |
Образовательные ресурсы |
· Учебник А.В. Торкунова, 7 класс, 1 часть, 2017 г. §10. С. 84-89 · Рабочие листы · Электронная презентация. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала (первичного предъявления новых знаний) |
План изучения нового материала |
1. Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом Итоги царствования Ивана Грозного |
План оформления доски |
2. Тема (в левом верхнем углу), план изучения материала (в левом нижнем углу), понятия (в середине), домашнее задание (в правом верхнем углу), |
Оборудование |
Доска, экран, проектор |
Методы и формы обучения |
Метод работы с печатными текстами, наглядный метод обучения. Форма обучения – фронтальная. |
Основные понятия |
Опричнина Земщина Заповедные лета Крепостное право |
Этапы урока |
Деятельность учителя и организация деятельности учащихся |
Примечания |
1.Организационный момент |
Приветствие, отметить отсутствующих, собрать домашнее задание |
|
2. Актуализация знаний. |
Вспомните: · Дайте определение понятию опричнина, земщина (2 человека – к доске) · Когда была введена? Пока 2 человека пишут – остальные работают с причинами · Что из перечисленного не может быть отнесено к причинам введения опричнины? Почему? - смерть Анастасии Романовны - неудачи в Ливонской войне - болезнь Ивана Грозного после Казанского похода - желание царя править единолично - изменение в характере царя: он стал подозрительным и жестоким - массовые расправы царя с приближенными - разделение страны на две части: опричнину и земщину - хозяйственный упадок страны - желание царя ликвидировать удельные княжества. Какую причину, на ваш взгляд, можно назвать самой главной? Свой ответ объясните. · Какие территории вошли в состав опричнины? · Покажите их на карте · Покажите столицу опричнины. |
Опр_чн_на – это … З_мщ_на – это … Не являются причиной – разделение страны (суть опричнины), хозяйственный упадок (последствие) |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Посмотрите на тему урока (озвучить). Рассмотрите изображения. Как бы вы описали Ивана 4 на правом изображении и на левом? Какие черты характера изображены на его лице? Как вы думаете, что в конце урока мы должны будем понять? Какая цель стоит перед нами сегодня? Прочитайте (кто-то вслух) высказывание историка об итогах правления Ивана Грозного. В конце урока мы вернемся к нему, и вы скажете, разделяете ли вы эту точку зрения, и почему. Царь больше задумал, чем сделал. Все преобразования, все политические вопросы смогли бы разрешиться и без участия в них царя. Одно отличие состоит в том, что без Ивана Грозного народ не знал бы тех ужасов, которые царь устраивал в период своего правления. (В.О. Ключевский) |
Цель – понять, каких результатов добился Иван Грозный своими преобразованиями |
4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) |
1. Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом Рассмотрите картину «Опричники в Новгороде» С. 84 · Опишите, что вы видите? · Как вы думаете, какое событие изображено на картине? · К чему относится это событие? (политическая история, военная, повседневная жизнь?) · Можно ли понять место действия изображенного события? · Кто изображен на картине? · Кто такие опричники? · Легко ли узнать реальные исторические лица? · Легко определить, что на картине изображены опричники? · По каким признакам можно это понять? · Какие художественные средства использовал автор? (цвета, символы, движение..) · Какую мысль они помогают выразить? (как ведут себя опричники, как можно охарактеризовать опричное войско?) · Как вы думаете, в чем главное художественное достоинство картины? Прочитайте п.4 на с. 84-85 и ответьте на вопросы в РЛ: · Почему царь начал поход на Новгород? · В чем, на ваш взгляд, главная причина похода? · Чем поход на Новгород отличался от похода на Псков? · В чем причина того, что в Пскове не было массовых казней? · Как вы думаете, почему опричное войско не смогло дать отпор крымскому хану Девлет-Гирею? (почему царь был вынужден объединить войска опричнины и земщины?) · Как вы думаете, почему царь был вынужден отменить опричнину? · В каком году опричнина была отменена? · К чему привела политика опричнины? ВЫВОД: чего добился Иван Грозный политикой опричнины? Смог ли он добиться того, что задумывал в начале введения опричнины? 2. Итоги царствования Ивана Грозного Читают п. 5 с. 85, вспоминают ранее изученный материал (с. 45-47,58-64;65-67), заполняют таблицу. ВЫВОД: к какому периоду правления Ивана Грозного относятся положительные результаты, а к какому – отрицательные? · Можно ли назвать период правления царя противоречивым (то есть одно решение царя отрицает его другое решение, несовместимо с ним)? Почему? |
|
5. Первичное закрепление. |
Презентация: 1. Соотнесите даты на ленте времени с перечисленными событиями: А) битва при Молодях, спасение России от набегов крымских татар (1572) Б) указ о заповедных летах (1581). Что такое заповедные лета? В) захват и сожжение Москвы Девлет-Гиреем (1571) Г) Разделение страны на опричнину и земщину (1565) 2. Как вы думаете, кто мог поддерживать политику опричнины? Почему? |
1582 – Ям-Запольский мир с Речью Посполитой, окончание Ливонской войны |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Прочитайте высказывание. Разделяете ли вы эту точку зрения, почему? Царь больше задумал, чем сделал. Все преобразования, все политические вопросы смогли бы разрешиться и без участия в них царя. Одно отличие состоит в том, что без Ивана Грозного народ не знал бы тех ужасов, которые царь устраивал в период своего правления. (В.О. Ключевский) |
|
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Составить 10 вопросов одноклассникам по содержанию изученного материала (с.81-89) |
|
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Конкретным ученикам задать вопросы: - что тебе понравилось на уроке? - за что бы ты себя похвалил(а)? - что было трудно усвоить для тебя? - что нового ты узнал(а)? - как ты считаешь, удалось ли нам достичь цели урока? Какие выводы можно сделать? (несколько учеников говорят по предложению) |
|
Рабочий лист
Тема: ...
1. Прочитайте п. 4 на с.84-85 и ответьте на вопросы:
· Почему царь начал поход на Новгород?
· В чем, на ваш взгляд, главная причина похода?
· Чем поход на Новгород отличался от похода на Псков?
· Как вы думаете, почему опричное войско не смогло дать отпор крымскому хану Девлет-Гирею?
· Как вы думаете, почему царь был вынужден отменить опричнину?
· В каком году опричнина была отменена?
· К чему привела политика опричнины?
2. Прочитайте п. 5 на с. 85. На основании прочитанного и ранее изученного материала заполните таблицу.
Итоги правления Ивана IV Грозного:
Положительные итоги |
Отрицательные итоги |
|
|
ВЫВОД: к какому периоду правления Ивана Грозного относятся положительные результаты, а к какому – отрицательные?
3. Домашнее задание: составить 10 вопросов одноклассникам по содержанию изученного материала (с.81-89).