Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с РАС "Музыкальная шкатулка"

Дата публикации: 2023-04-30 20:45:42
Статью разместил(а):
Бочарова Инесса Валерьевна

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с РАС "Музыкальная шкатулка"

Авторы: Бочарова Инесса Валерьевна,

Мантрова Ирина Юрьевна, к.п.н.

ГБОУ "Школа 210 Центрального района Санкт-Петербурга"

 

Возраст обучающихся – 7-9 лет. Срок реализации программы 1 год

Актуальность образовательной программы определяется потребностью детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и запросом их родителей в систематических занятиях музыкой, организованных в учреждениях дополнительного образования. Данная программа позволяет не только разнообразить досуг обучающихся, но в значительной мере реализовать развивающий и коррекционный потенциал музыкального искусства, активизировать творческую деятельность детей, способствует их социализации.

Работа по музыкальному воспитанию детей с РАС осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, танцы и хороводы, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Кроме этого, в занятия включаются речевые игры, музыкально-коррекционные движения и упражнения с предметами.

Детей с аутизмом отличает снижение способности к коммуникации и приобретению социальных навыков. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояния других людей, связи происходящих событий, в построении целостной картины мира, присутствует фрагментарность в восприятии и понимании происходящего. Такие дети испытывают трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, они имеют установку на сохранение постоянства в окружающем и проявляют стереотипность в поведении. В отношениях с людьми проявляется социальная незрелость, наивность. У них нарушено становление эмоционально-волевой сферы, когнитивное и личностное развитие, затруднено формирование коммуникативной функции речи. Независимо от времени появления речи и уровня ее развития, аутичный ребенок не использует речь как средство общения.  

Первоочередной задачей педагога является установление положительного эмоционального контакта с такими детьми, способность заинтересовать, ненавязчиво вовлечь во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Важно поддерживать успешность действий ребенка в ориентировочно-исследовательской деятельности, ценить сильные стороны его личности и вызывать к нему симпатию своим отношением. Положительно характеризовать процесс обучения, находя в действиях ученика новые признаки продвижения вперед. Педагог должен учитывать повышенную чувствительность, ранимость, специфические страхи аутичного ребенка.

Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на становление личности и играет значительную роль в процессе обучения и воспитания «особых» детей. Через музыкальное искусство ребенок осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

Чувство прекрасного формируется у ребенка не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах ребенка, а также для формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.

В процессе воздействия на эмоциональную сферу ребенка музыка выполняет релаксационную, регулирующую функции. Исследования показывают, что ребенок - аутист, "входящий" в мир музыки, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

Музыка служит своеобразным средством коммуникации между ребенком и средой. Песня, помогающая матери установить эмоциональный контакт с младенцем, способствует и установлению контакта с аутичным ребенком, который по своему эмоциональному возрасту часто оказывается близким к младенцу.

Восприятие звука - это основа для налаживания музыкальных взаимоотношений между таинственным миром ребенка-аутиста и действительностью, в которой он живет. В роли посредника этого взаимодействия выступает музыкальный инструмент. Для ребенка с аутизмом звук более понятен и очевиден, если он может видеть источник этого звука и движение, вызывающее его. Педагог дает детям возможность играть на различных музыкальных инструментах. Занятия такого вида развивают любознательность, мелкую моторику и учат групповому взаимодействию. Посредством издаваемых музыкальными инструментами звуков ребенок выражает свое эмоциональное состояние. Он видит, что его понимают, растет осознанность музыкальных и межличностных взаимоотношений. Постепенно он ищет подходящие для него средства самовыражения, источник удовлетворения и достижений.  

Музыка или звук способны спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться зачатком речевого высказывания, что в дальнейшем вызовет стремление к общению. Известно, что у человека, который слушает звучание поющего хора, голосовые связки начинают непроизвольно колебаться, слушатель как бы «подпевает» хору, его организм сам настраивается на пение. Именно на музыкальных занятиях чаще всего можно услышать первые слова прежде не говорившего ребёнка.  

Вместе с педагогом дети, у которых диагностируют аутизм, выполняют различные движения под ритмическую музыку. Такие движения развивают чувство ритма и концентрацию внимания у детей, страдающих аутизмом, а также стимулируют подвижность, улучшают физическое состояние.

Во время танца ребенок учится взаимодействовать с партнером, ощущать его поддержку или, наоборот, помогать ему. В этот момент включаются и начинают гармонично взаимодействовать все психические сферы, участвующие в организации поведения человека (воля, эмоции, интеллект). Это способствует разрешению многих проблем – как двигательных, так и эмоциональных, познавательных, социальных. 

Двигаясь вместе с ребенком под музыку, при этом держа его за руку, можно наладить непосредственную физическую коммуникацию. Слегка надавливая на кисть ребенка, или расслабляя сжатие, таким образом можно с ним «разговаривать» побуждая его к действию. Движения рук педагога усиливают воздействие музыки, его руки могут быть настойчивыми, заботливыми, сопротивляющимися, пассивными или напротив, направляющими. Они должны помочь ребенку следить за музыкой или побудить к действию без помощи слов.

На занятиях происходит установление и закрепление контакта между человеком с аутизмом и педагогом, который со временем переходит в категорию доверительного. Например, ребенок с аутизмом смотрит в глаза своему педагогу по музыке, здоровается с ним за руку, отвечает улыбкой на улыбку, улыбается при встрече и другие проявления.

Данная программа предполагает включение в процесс занятий разнообразных видов музыкальной деятельности и сочетание их в структуре одного занятия. Сюда входят слушание музыки, вокальные упражнения и пение, инсценирование попевок, логоритмические и коммуниктивные игры, задания на координацию в пространстве, музыкально-ритмические движения, элементы танцев и хороводы, игра на музыкальных инструментах. Каждое занятие обязательно начинается музыкальным приветствием и заканчивается музыкальным прощанием, а также включает в себя релаксационные упражнения.

Программа имеет художественную направленность. Отличительной особенностью программы является то, что ее основная цель – не обучение музыке, различным видам музыкальной деятельности, а коррекция развития «особого» ребенка методами музыкального воспитания.

Программа адресована детям 7-9 лет с расстройствами аутистического спектра, обучающимся в начальных классах. Она предоставляет таким детям возможности получения музыкального образования и музыкального воспитания в условиях учреждений дополнительного образования.

Цель программы «Музыкальная шкатулка» - развитие личности ребенка и содействие его социальной адаптации через погружение в мир музыки, творческое самовыражение и совместную музыкальную деятельность.

Задачи:

Воспитательные:

- формирование положительного отношения к музыкальным занятиям;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку и способности к эмпатии;

- повышение самостоятельности и коммуникативной активности.

Обучающие:

- овладение видами музыкальной деятельности: пением, музыкально-ритмическим движением, элементарным инструментальным музицированием;

- знакомство со средствами музыкальной выразительности;

- обогащение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

- приобретение успешного опыта совместной музыкальной деятельности.

Развивающие:

- развитие сенсорной системы;

- когнитивное развитие;

- развитие игровой деятельности;

- развитие музыкальных способностей.

Коррекционно-развивающие:

- смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

- развитие невербальной коммуникации с помощью музыкальной деятельности, вызывание вербальной реакции (вокализации) и развитие речи;

- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

- обогащение двигательного спектра и развитие моторной сферы;

- формирование позитивных установок в самооценке, развитие самосознания, «я-концепции»;

- содействие коррекции эмоционально-волевой сферы личности.

Уровень освоения программы общекультурный.

Срок реализации – 1 год, объем 72 уч. часа.

Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность занятия 1 час.

Форма занятий групповая, малые группы до 7 человек.

Обязательным условием развития детей с РАС является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Дети, решая в группах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Состав учащихся – мальчики и девочки 7-9 лет, не имеющие специальной музыкальной подготовки, возможно ранее посещавшие музыкальные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Набор учащихся и формирование групп осуществляется в начале учебного года, изменение состава групп крайне нежелательно.

Педагогические кадры. К проведению занятий привлекается педагог с музыкальным образованием.

Материально-техническое обеспечение программы: кабинет, фортепиано, доска, музыкальный центр, парты и стулья, шкаф, детские музыкальные инструменты, фонотека, наглядные пособия, нотная библиотека.

Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому нужно сохранять, в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык.

Особенности реализации программы.

Образовательный процесс опирается на:

- индивидуализацию обучения, на учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- стимуляцию познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира;

- использование преимущественно позитивной оценки для регуляции деятельности и поведения;

- регулярное обращение к средствам наглядности: демонстрационному материалу, пособиям, изобразительным средствам, плакатам, карточкам;

- сохранение постоянства в организации учебного времени, рабочего места;

- использование стереотипов, которыми могут выступать знакомое ребенку слово, ритм, пение, прибаутка, картинка, вещь, стихотворение;

- особенности отбора музыкального материала не по возрасту детей, а с учетом актуального развития;

- педагогическую импровизацию и вариативный подход к использованию музыкального материала и творческих заданий, основанный на обратной связи с ребенком, оценке его реакции. Это связано с тем, что воспринимаемая музыка способна изменить настроение и поведение ребенка – от апатии до бурной деятельности, она может как стимулировать, так и подавлять активность. 

Приемы и методы.

- вербальные (беседа, объяснение, убеждение, поощрение);

- аналитические (сравнение, самоконтроль, самоанализ);

- наглядно-иллюстративные;

- метод создания проблемно-поисковых ситуаций;

- метод сопоставления интерпретаторских моделей;

- метод постижения субъектного характера интонационной содержательности;

- частично-поисковый метод;

- метод творческих заданий;

- метод эмоциональной активизации;

- релаксационный метод;

- метод клинической импровизации;

- метод создания рефлексивной среды;

- управление процессом эмоционально-эстетического постижения художественной экспрессии;

- составление эмоциональной партитуры музыкального произведения;

- педагогический исполнительский показ;

- пластические приемы, в т.ч. дирижерский, прием метроритмической пульсации.

Ожидаемые результаты

Предметные:

- воспитанник познакомится с различными видами музыкальной деятельности и средствами музыкальной выразительности;

- ребенок приобретет успешный опыт совместной музыкальной деятельности;

- учащийся обогатит представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

Метапредметные:

- воспитанник разовьет сенсорную систему и когнитивную сферу;

- обучающийся раскроет музыкальные способности;

- ребенок активизирует игровую деятельность.

Личностные:

- воспитанник сформирует положительное отношение к музыкальным занятиям;

- воспитанник сформирует позитивные установки в самооценке;

- ребенок разовьет эмоционально-эмпатийную отзывчивость;

- учащийся будет проявлять самостоятельность и коммуникативную активность.

Коррекционно-развивающие:

- воспитанник обогатит двигательный спектр;

- воспитанник смягчит сенсорный и эмоциональный дискомфорт;

- учащийся сформирует позитивные установки в самооценке, разовьет самосознание, «я-концепцию»;

- обучающийся с помощью музыкальной деятельности будет вступать в невербальную коммуникацию, проявлять вокализацию и диалогическую речь;

- ребенок будет преодолевать трудности в организации целенаправленного поведения;

- музыкальные занятия помогут в коррекции эмоционально-волевой сферы личности ребенка с РАС.

Учебный план

Темы занятий по блокам программы:

1.      Вводное занятие

2.      Слушание музыки

3.      Коммуникативные игры

4.      Упражнения на координацию в пространстве

5.      Музыкально-ритмические движения

6.      Игра на музыкальных инструментах

7.      Пение и вокализация

8.      Танцы и хороводы

9.      Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование.

1.      Вводное занятие

2.      Слушание музыки.

3.      Коммуникативные игры

4.      Упражнения на координацию в пространстве

5.      Музыкально-ритмические движения

6.      Игра на музыкальных инструментах

7.      Пение и вокализация

8.      Танцы и хороводы

9.      Слушание музыки.

10.  Коммуникативные игры

11.  Упражнения на координацию в пространстве

12.  Музыкально-ритмические движения

13.  Игра на музыкальных инструментах

14.  Пение и вокализация

15.  Танцы и хороводы

16.  Слушание музыки. Коммуникативные игры.

17.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

18.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

19.  Танцы и хороводы. Слушание музыки.

20.  Танцы и хороводы. Коммуникативные игры.

21.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

22.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

23.  Слушание музыки. Коммуникативные игры.

24.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

25.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

26.  Танцы и хороводы. Слушание музыки.

27.  Танцы и хороводы. Коммуникативные игры.

28.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

29.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

30.  Слушание музыки. Коммуникативные игры.

31.  Игра на музыкальных инструментах. Пение и вокализация.

32.  Музыкально-ритмические движения. Коммуникативные игры.

33.  Танцы и хороводы. Пение и вокализация.

34.  Слушание музыки. Коммуникативные игры.

35.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

36.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

37.  Танцы и хороводы. Слушание музыки.

38.  Танцы и хороводы. Коммуникативные игры.

39.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

40.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

41.  Слушание музыки. Коммуникативные игры.

42.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

43.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

44.  Танцы и хороводы. Слушание музыки.

45.  Танцы и хороводы. Коммуникативные игры.

46.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

47.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

48.  Слушание музыки. Коммуникативные игры.

49.  Игра на музыкальных инструментах. Пение и вокализация.

50.  Танцы и хороводы. Пение и вокализация.

51.  Слушание музыки. Музыкально-ритмические движения.

52.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

53.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

54.  Танцы и хороводы. Слушание музыки.

55.  Танцы и хороводы. Коммуникативные игры.

56.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

57.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

58.  Слушание музыки. Коммуникативные игры.

59.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

60.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

61.  Танцы и хороводы. Слушание музыки.

62.  Танцы и хороводы. Коммуникативные игры.

63.  Упражнения на координацию. Игра на музыкальных инструментах.

64.  Музыкально-ритмические движения. Пение и вокализация.

65.  Слушание музыки. Коммуникативные игры.

66.  Игра на музыкальных инструментах. Пение и вокализация.

67.  Танцы и хороводы. Слушание музыки.

68.  Пение и вокализация. Музыкально-ритмические движения.

69.  Коммуникативные игры. Музыкально-ритмические движения.

70.  Игра на музыкальных инструментах. Пение и вокализация.

71.  Танцы и хороводы. Пение и вокализация.

72.  Итоговое занятие

Содержание программы.

Вводное занятие

Приветствие, знакомство;

Установление эмоционально-доверительного контакта;

Взаимодействие под музыку.

Приход ребенка сопровождает спокойная приятная и негромкая музыка. Педагог здоровается при помощи какого-то музыкального инструмента или просто распевая фразу, например, "Здравствуй, Лена" (напев сопровождался хлопками в ладоши).

Во время приветствия необходимо попытаться установить зрительный контакт с ребенком. Необходимо было, чтобы ребенок посмотрел на педагога и поздоровался. Если он не мог ответить словами, то было предложено постучать по бубну или похлопать по ладоням педагога.

Целью вводного занятия является установление эмоционально-доверительного контакта ребенка и педагога. При этом исключается какое – либо давление или нажим, избегаются неприятные для ребенка ситуации. 

На данном этапе ребенку включается тихая, спокойная, плавная, мелодичная музыку. Она способствует снижению тревожности, страха на начальном этапе общения с ребенком. Всем детям предоставляется свобода в действии. Они могут трогать музыкальные инструменты и другие предметы, стоящие в комнате. В процесс их познания лучше не вмешиваться, наблюдать со стороны.

На начальных этапах работы в музыкальном зале можно взаимодействовать с ребенком (покружиться, покатать мяч друг другу и др.) под музыку, включить ребенка в действия на основе имеющихся стереотипов. Например, если ребенку нравится наблюдать за крутящимся мячом, то педагог целенаправленно организует этот вид деятельности. 

Слушание музыки:

- знакомство с музыкальными произведениями;

- развитие навыков слушания музыки;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;

- развитие музыкально-сенсорного слуха детей.

Слушание музыки способствует расширению кругозора, словарного запаса, развитию музыкального слуха. Ребенку предлагается прослушать музыкальное произведение или его отрывок. Особую роль играет повторное слушание. Частое повторение произведений облегчает детям запоминание, дает возможность полюбить музыку.

Активность восприятия воспитывается также путем привлечения внимания к характеру наиболее контрастных музыкальных произведений. Различный характер музыки дети демонстрируют движениями рук: на веселую, плясовую мелодию — руки "танцуют", на спокойную мелодию — руки "прячутся" за спину. Таким образом, мы учим детей слушать музыку, узнавать знакомые песни, различать яркий характер музыки.

Педагог вносит определенные пояснения, направленные на раскрытие содержания произведения. Например, "Наша кукла пляшет весело, и музыка веселая, плясовая".

Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции аутичного ребенка на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы.

Коммуникативные игры:

- установление контакта с другим человеком;

- формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства;

- углубление осознания сферы общения;

- обучение умению сотрудничества.

Коммуникативная игра представляет собой детскую песенку-приветствие, в которой звучат различные инструкции, под которые ребенок выполняет то или иное действие. Данный вид задания не предполагает от ребенка вербальной активности. Педагог, взаимодействуя с аутичным ребенком, проводит работу по обучению действиям по подражанию, развитию координации движений, формированию чувства ритма и пополнению пассивного словаря ребенка.

Это игры-диалоги с элементами логоритмики, упражнения с предметами, сюда можно отнести также пение с жестовым показом и инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме. Это и музыкально-ритмические игры (игры-диалоги) для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи.

Упражнения на координацию в пространстве:

- развитие имитационных способностей (умения подражать);

- стимулирование к выполнению инструкций;

- стимулирование и формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);

- овладение действиями, обеспечивающих различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;

- точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

- развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: умения осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия.

Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения. Проведение работы по формированию «Я-концепции» у аутичных детей. Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, "Я ползу", "Я марширую", "Я бегу").

Музыкально-ритмические движения:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение пению с жестами; 

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие внимания, двигательной реакции.

Двигательные упражнения помогают выполнять движения в пространстве, управлять своим телом, регулировать мышечный тонус. Такие упражнения используются с целью налаживания психофизиологического состояния ребенка в плане привлечения его к действию. Музыкальный материал: марши, русские народные мелодии, детские песенки. Используются следующие упражнения: ходьба; бег; марш; прыжки; упражнения для рук; хлопки в ладоши, по коленям, стучим кулачками, топаем ногами, бегаем пальчиками; упражнения с погремушками, игрушками. Выполнять движения следует в соответствии с ритмом и динамикой музыки.

В ходе проведения музыкально-ритмических упражнений нужно дать детям простую словесную инструкцию. Например, "иди", "беги", "дай", "покажи". В результате развивали глагольный и предметный словарь у детей с аутизмом.

Важным условием проведения музыкально-ритмических упражнений является чередование плавных, спокойных и энергичных движений. Это необходимо для того, чтобы дети не переутомлялись.

Танцы и хороводы.

Танцы рекомендуется использовать в основном народные и выбрать такие, чтобы не возбуждали слишком сильно детей. Ребята учатся останавливаться и замолкать, когда прекращалась музыка, и начинать снова, когда она начиналась. Они повторяют движения, соответствующие словам, побуждающим к действию: "подними руку", "хлопни в ладоши", "топни ногой" и т.д.

Выполнение танцевальных движений требует умения ребенка ориентироваться в пространстве. С этой целью используются следующие карточки (фото): встать в круг, взяться в кругу за руки, встать в линию, встать парами, ноги вместе, руки на поясе, ноги врозь, руки на поясе, идем по кругу вправо, влево по стрелочке.

Введение танцевальных элементов и хороводных игр «нагружает» ребенка движением, восприятием музыки и положительными эмоциями, позволяет включать и развивать зрительный, слуховой и тактильный каналы, выстраивая их для адекватной связи с окружающим миром. Обладая ярким рисунком и простым, четким и однообразным ритмом, т.е. четкой пространственной и временной организацией, фольклорная музыка и танцы притягивают аутичного ребенка, заражают своей жизнеутверждающей силой и свободой движений, дают возможность получить огромный положительный эмоциональный заряд. Для аутичных детей, внутренний контроль у которых развит очень слабо, четко выстроенный ритм и пространство фольклорного танца создает внешнюю опору, концентрирует внимание, способствует обретению спокойствия и уверенности.

Игра на музыкальных инструментах:

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие сосредоточенности, памяти;

- формирование и развитие волевых качеств: выдержки, усидчивости;

- развитие мелкой моторики.

В процессе занятий используются следующие музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан, трещётки, маракасы, колокольчики, треугольник, дудочка, тарелки, треугольник, губная гармошка, гитара, синтезатор, деревянные коробочки, ксилофоны и металлофоны.

Инструменты, которые мы предлагаем детям, не требуют никаких специальных навыков. При игре на музыкальном инструменте развиваются перцептивные и двигательные взаимоотношения, что приводит к контролю над скоростью, слой и амплитудой движения.

Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук.

На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения. На следующих этапах работы с детьми используются графические обозначения для различных инструментов и составляются простейшие партитуры, в которых обозначена последовательность игры инструментов. После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка.

Пение и вокализация:

- нормализация дыхания;

- формированию тембра и силы голоса;

- развитие мелодического слуха.

Для занятия подбираются песни с простыми словами, припевы которых содержат звукоподражания, слоги или просто гласные звуки. При этом важно, чтобы песня была не только доступной, но и интересной. Если ребенок проявляет повышенный интерес к определенной теме, то нужно включить в репертуар песню на эту тему. Слова припева можно заменить на слоги – подходящие звукоподражания или же просто: "ля-ля-ля".

В связи с тем, что в группе могут обучаться неговорящие дети, в репертуар включаются обязательно песни, сопровождаемые движениями. И поэтому неговорящий ребенок всегда находится в ситуации успеха.

Итоговое занятие.

Итогом всей коррекционно-развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками: игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле; танцы в парах, хороводе; участие в музыкальных играх, праздниках, развлечениях. Завершающее занятие можно провести в форме концерта.

Оценочные и методические материалы

В программе для организации учебно-воспитательного процесса используются традиционные и заимствованные методики:

Диагностика музыкальных способностей детей, В.П.Анисимов

Методика развития художественного сознания детей, В. Г. Ражников

Методика музыкального воспитания, Халабузарь П., Попов В.

Основы музыкальной грамоты и сольфеджио, Зебряк Т.

Развитие музыкального слуха, Г. Шатковский

Музыкальная терапия детей с аутизмом, Алвин Д., Уорик Э. 

Музыкальное воспитание детей с РАС в условиях ДОУ, Сурнина Л.А. 

Музыкальное воспитание и обучение учащихся с РАС, Комарова С.А. 

На занятиях используются формы контроля: педагогическое наблюдение и отслеживание результативности решения коммуникативных задач и задач поискового характера, клинической импровизации, тестирование, беседа; рефлексия. В процессе предъявления заданий используются средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, иллюстрации), музыкальные и речевые средства.

Формой подведения итогов реализации программы выступает занятие-концерт.

Формой фиксации результатов служат индивидуальные планы на каждого учащегося.

В педагогической работе используются входящая, текущая и итоговая диагностика, позволяющая проследить динамику развития личностных качеств и предметных достижений.

Рекомендуемый музыкальный репертуар

Слушание:

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса); «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стукалка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. нар. плясовые мелодии, сл. A. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

Пение:

«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. B.Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.

Музыкально-ритмические движения:

«Дождик», муз. и сл. Е. Мокшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Мoкшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Мoкшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро» муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. Плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануривой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

Хороводы:

«Мы на луг ходили» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Вот какая елочка!» Т. Потапенко; «У лягушки юбилей» Л. Раздобариной, «Каравай» русская народная песня; «Елка» («У ребяток наших») сл. М. Александровской, муз. Н. Бахутовой; «Цыплята» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Саночки» муз. А. Филиппенко; «Ласковая песенка» муз. Е. Жарковского, сл. М. Лаписовой; «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера, сл. Б. Антюфеева; «Шоколадные зверюшки» муз. Евдотьевой; «Танец со снежинками» И. Хисматуллиной; «Белка с орешками» Т. Суворовой; «Салютики» М. Зацепина; «Колобок» Т. Морозовой.

 

Список литературы:

Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2004.

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 128 с. 

Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Никольская О.С., Аутичный ребенок. Пути помощи. М., Теревинф, 2014.

Бергер Н.А. Сначала – ритм. – СПб: «Композитор», 2006. – 72с.

Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке – СПб: «КАРО», 2004. – 336 с.

Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы» Москва. Мозаика-Синтез, 2012.

Владимирова О.А. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. СПб: «Композитор», 2006.

Гильченок Н. Г. Слушаем музыку вместе. – СПб: «Композитор», 2006.

Донченко Р. П. Педагогика творчества. – СПб: «Союз художников», 2001.

Ефремова Л. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио для преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, центров эстетического воспитания, хоровых студий. – СПб: «Композитор», 2006. 38с.

Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии педагогическая помощь. М., 2008.

Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1985.

 

. . . . .