Интегрированный урок (химия + ИЗО) "Вещества и материалы в руках художника"
Интегрированный урок (химия + ИЗО) "Вещества и материалы в руках художника"
Авторы: Савченко Р.П. и Шуплецова А.М.
"Науку познаешь с помощью слов, а искусство — с помощью практики …". Джалаладдин Руми.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цели урока:
- Повторить классы неорганических соединений, организовать работу в группах, отработать навык работы ступкой и пестиком.
- Повторить палитру красок, изучить новые краски, научить создавать темперу в условиях, приближённых к домашним, и применять её на практике.
Задачи:
1. Формировать представление о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.
2. Учить владению основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенному пользованию химической терминологией и символикой.
3. Учить владению основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4. Владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.
5. Учить понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией.
6. Учить осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям.
7. Учить понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека.
8. Учить осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа с группами учащихся, индивидуальная творческая работа, поисково-исследовательская деятельность, коллективная мыслительная деятельность.
Оборудование: иллюстрации различных картин выполненных: простым карандашом, акварелью, гуашью, маслом, темперой, акриловыми красками, пастелью; минералы, реактивы для приготовления красок, ступки и пестики, фарфоровые чашки, химические стаканы, заготовки на бумаге для работы с акварельными красками.
Содержание урока:
- Организационный момент (3 минуты)
- Вступление (10 минут)
- Компьютерное тестирование (5 мин)
- Лабораторный практикум «Получение красок» (10 минут)
- Творческая мастерская. (12 минут)
- Рефлексия. (5 минут)
Организационный момент (3 минуты).
При входе в класс учащиеся берут цветные жетончики и, таким образом, делятся на 2 группы для работы в лаборатории.
Вступление (10 минут)
Учитель ИЗО: Сколько помнит мир, люди рисовали всегда. Наши далекие предки скрупулезно расписывали стены пещер. Древние иконописцы, виртуозно владея техникой рисования и знанием красок, создавали восхитительные фрески в храмах. Старинные иконы смотрят на нас, поражая глубиной образов и нетленными красками. В замках и дворцах солнце, льющееся сквозь кружево витражей, погружает нас в фантастический мир цвета. Со стен музеев смотрят на нас полотна старых мастеров, знакомые и близкие сюжеты картин наших современников.
Учитель химии: Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски …
Компьютерное тестирование. (5 минут)
Учитель ИЗО:
Сейчас у нас есть все, кроме красок …
Учитель химии:
Не волнуйтесь! Химия вам поможет! Ведь природа нам подарила столько красок!
Как вы думаете, чем люди рисовали еще в каменном веке? (Углем, охрой, мелом).
А где они могли найти красящие вещества? ( Это природные минералы и горные породы).
Что же нужно нам, чтобы ощутить себя художником?
Сейчас мы с вами, используя химические вещества природных минералов и горных пород, получим акварельные краски в нашей школьной лаборатории. Только сначала вспомним название лабораторной посуды и ее применение.
Прежде, чем приступите к выполнению работы, внимательно прослушайте инструктаж по технике безопасности.
Лабораторный практикум «Получение красок» (15 минут)
Предлагаемые задания представляют собой мини-исследовательские работы. Работать желательно малыми группами (по 3–4 человека).
1 группа. Краска черная, фиолетовая, зелёная и красная.
2 группа. Краска белая, голубая, жёлтая, сурик.
Учитель ИЗО: Готовим темперу. Что такое темпера?
Хорошо растереть вещество в ступке, добавить желток. Связующим веществом может быть желток, мед, глицерин, леденцовый сахар, желатин, рыбий клей.
Творческая мастерская. (17 минут)
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (Ноябрь)
Учитель ИЗО: Итак, краски готовы, можно приступать к созданию картины (рисунков), а настроение вам предлагают композиции классической музыки.
Ученики, используя краски, полученные на уроке, рисуют.
Рефлексия. (5 минут)
Учитель химии:
Ребята, заканчивается необычный урок, на котором вы выступили не только в роли художников, творцов прекрасного, но и в роли мастеров, которые смогли создать краски. Научные знания химической лаборатории соединились с мастерской художника.
Учитель ИЗО:
Теперь у нас есть возможность представить свои картины на выставку.
Ребята вывешивают на доску свои работы, проходит смотр и обсуждение картин.
Список литературы:
- Титова И.М. Пособие для учителей химии. Вещества и материалы в руках художника. – М.: изд-во МИРОС, 1994.
- Габриелян О.С. Учебник Химия 9 класс.