Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мастер-класс "В царстве фразеологизмов"

Дата публикации: 2023-02-14 00:20:57
Статью разместил(а):
Сохиева Эльвира Сергеевна

Мастер-класс "В царстве фразеологизмов"

Автор: Сохиева Эльвира Сергеевна

МБОУ "СОШ № 11 с углубленным изучением английского языка имени Уруймагова М.З.", г. Владикавказ, РСО-Алания

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Сохиева Эльвира Сергеевна. Я предлагаю вам принять участие в моем мастер-классе.

Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю слушателям изюм). Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?

Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Мастер-класс на тему «Фразеологизмы».

2. Создание проблемной ситуации.

В природе есть такая закономерность: что-то эволюционирует, т.е. изменяется и совершенствуется, а что-то исчезает. Так и в русском языке …  Одни единицы  прочно обустроились, заняли свою нишу в лингвистической системе, другие только-только получают гражданство, а некоторые находятся на грани исчезновения. Об одном из таких «видов» я предлагаю сегодня поговорить. А о каком, вы должны будете догадаться.

1. «Они украшают нашу речь, делают ее более выразительной, образной».
2. «Чтобы их употреблять, нужно знать их значение, иначе предложение потеряет смысл».
3. «Они равны по значению одному слову и воспроизводятся в речи в готовом виде».
4. «А-а, это которые мы в шестом классе изучали, там картинки были такие прикольные».
5. «Некоторые возникли в нашем языке, другие пришли из Библии, мифологии, художественных произведений».
6. «Когда мы их изучали, я плевал в потолок и бил баклуши, а на контрольной мне хотелось волком выть».
7. «Да это же устойчивые выражения».
8. Это слово начинается на «ф», а заканчивается на «м».

Вы догадались, о какой языковой единице идет речь? Совершенно верно, это фразеологизм. 

Вы, как коллеги, понимаете, что перед учителем всегда встает проблема – как не сесть в калошу перед учениками. Хочется урок сделать и интересным и познавательным. Но я зарубила себе на носу – нельзя гоняться за двумя зайцами одновременно, ведь лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Построение проекта выхода из затруднения.

И сегодня я предлагаю вам побывать в царстве фразеологии.
По мнению Николая Максимовича Шанского, фразеологический оборот – это воспроизводимая единица языка, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре). 

Предвижу ваш вопрос: «Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?» Давайте поразмышляем над этими вопросами (ответы учителей).

Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах сейчас стоит особенно остро. Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания, да и сейчас ещё нет разработанных принципов отбора фразеологического материала, выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения школьниками. Это привело к тому, что школьники не владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речи. Но ведь в материалах ЕГЭ и ОГЭ есть задания, связанные с фразеологизмами! Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.

Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

К тому же наблюдается снижение культуры речи, заселение вульгаризмов, жаргона во многих сферах общения.

Раздел "Фразеология" изучается в средних, старших  классах, причем на изучение этого раздела программой отведено всего  несколько уроков. Как же помочь обучающимся усвоить эту интересную, но трудную тему "Фразеология".

3. Постановка учебной задачи.

И я сегодня приглашаю вас на урок развития речи в начальную школу. Какие цели поставим для себя? (узнаем, будем учиться ...)

Цель мастер-класса: показать приемы, которые можно использовать на уроках русского языка для обогащения словаря обучающихся начальных классов.

Задачи: 

- применение фразеологизмов на разных этапах урока с целью расширения кругозора,

- формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Мы должны узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую  работу.

Мы встали

ни свет ни заря,

примчались сюда

сломя голову,

будем слушать , держать

ушки на макушке.

Работать будем

засучив рукава.

Не будем бить баклуши,

Навострим  уши...

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Так что же такое «Фразеологизм»?

При работе над фразеологическим материалом необходимо учитывать принцип занимательности, помогающей возбудить у обучающихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. А откуда берутся фразеологизмы?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Начиная с 1 класса можно вводить фразеологизмы в минутки чистописания или в работу со словами с непроверяемым написанием. Словарную работу можно построить следующим образом:

Завершите предложение:

Трудится как ... (муравей)

Порхает как ... (бабочка)

Ползет как ... (черепаха)

Кривляется как ... (обезьяна)

Работа над словарными словами проходят интереснее, если в них не требуется просто автоматическое повторение образца, а привносится что-то новое. Наряду с этимологией слова, ребят интересует и его нестандартное лексическое употребление.

Например, в 1 и во 2 классе во время словарной работы возможно введение фразеологизма и последующая работа с ними: составление предложений, внесение в детский фразеологический словарик, дальнейшее иллюстрирование и т.д.

Например: изучение слова сапоги. После анализа СУО (слог, ударение, орфограмма) привести фразеологизмы: Два сапога пара. Сапоги каши просят. Фразеологизмы со словом "сапоги" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Очень детям нравится такой вид работы, как фразеологический зверинец:

Продолжать работу во 2 классе, например: составить из рассыпанных слов фразеологизмы, записать их, определить значения каждого. Составить с одним-двумя предложения.

Также можно на данном этапе проводить игру “Фотоглаз”. На доске записан фразеологизм. Ворона в павлиньих перьях. (Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства.) Ищи ветра в поле. (Не вернешь обратно.) Ждать у моря погоды. (Надеяться на что-либо.)

Прочитайте  и запишите только выделенное слово. Оно является словарным. А при проверке следует вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят.  

Работа в группах.

А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Выберите группу, в которой вы хотели бы поработать (художники, писатели и актёры).

Мы с вами разбились на три группы «Писатели», «Художники», «Актёры». У каждой группы набор фразеологизмов.

Задача каждой группы попробовать объяснить значение некоторых фразеологизмов, используя средства и ресурсы своей профессии. Писатели составят текст, художники нарисуют рисунки, а актеры будут использовать талант актёрского мастерства.

Писатели. Ваша задача - написать мини-сочинение на тему «Рыбалка», используя фразеологизмы, написанные на листке в конверте.

на седьмом небе от счастья;

не разлей вода;

клевал носом;

видимо-невидимо

ни в сказке сказать, ни пером описать.

Художники. Ваша задача - создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов, которые у вас в конверте. Работать будете на листах. Рисовать нужно крупно. А затем мы должны будем угадать фразеологизмы, которые вы проиллюстрировали.

нос к носу,

льет как из ведра,

два сапога пара;

ехать зайцем.

И, наконец, третья группа - «Актёры». Вы, используя приём «Пантомима», попробуете изобразить жестами на выбор 3 фразеологизма, которые находятся в ваших конвертах, а мы постараемся их отгадать.

кот наплакал;

засучив рукава; 

клевать носом; 

вешать лапшу на уши; 

водить за нос.

Творческий этап работы над фразеологизмами – этап, на котором ребенок осознанно может использовать изученные фразеологические обороты в собственной речи, составлять небольшие тексты. У каждой группы лист бумаги и конверт с фразеологическими оборотами. Вам предлагается составить текст на заданную тему, использую данные фразеологизмы. Можно добавлять собственные, это же творческий этап.

1 группа: Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки, искра божья,  до победного конца, с замиранием сердца, утерла нос, на седьмом небе от счастья.

2 группа: «Как я худела».

Используйте фразеологизмы: мыльный пузырь, бабушка надвое сказала, открыть Америку, биться как рыба об лед, ни рыба ни мясо, держать в черном теле, голодный как волк, игра не стоит свеч, делать из мухи слона; единственный и неповторимый; отложить в долгий ящик, на седьмом небе от счастья.

3 группа: Составьте текст на тему «Мы участники мастер-класса».

Используйте фразеологизмы: дело в шляпе, не в зуб ногой, не ударить в грязь лицом.  находить общий язык, держать руку на пульсе, понимать с полуслова, держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.

Ну что ж, давайте проверим, что получилось у наших коллег!

Примерный текст сочинения: Однажды папа взял меня с собой на рыбалку. Я был на седьмом небе от счастья. Папа позвал с нами дядю Андрея, с которым они были не разлей вода. Мы выехали рано утром, я не выспался и всю дорогу клевал носом. Весь день мы ловили рыбу. Улов был хорош, рыбы - видимо-невидимо, а уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать! Только я устал самую малость.

Данный дидактический материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам, при работе с одаренными детьми, во внеклассной работе.

Любимый фразеологизм.

Спасибо! А в заключение позвольте взять у вас интервью.

Назовите любимый фразеологизм учителей (ни свет, ни заря; как об стену горох; бежишь вперёд паровоза; хоть кол на голове теши).

Как вы думаете, а у учеников? (как с гуся вода; всё по барабану; моя хата с краю.)

Включение в систему знаний и повторение.

«Угадай фразеологизм по картинке». Я показываю вам картинку, на которой довольно известный фразеологизм изображен в буквальном смысле. Ваша задача – назвать этот фразеологизм и попытаться дать ему толкование.

Водить за нос - обманывать.
Сесть в калошу - "попасть впросак", опростоволоситься, опозориться, попасть в неловкую ситуацию.
Брать (взять) за рога – выполнять какое-то дело твердо, решительно и последовательно.
Развесить уши - слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью.

(Писать) как курица лапой – очень неразборчиво, неряшливо.

Продолжим ломать голову и попытаемся угадать, о каком фразеологизме идет речь.

1. Это выражение возникло следующим образом: раньше в небольших городах России был интересный обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча, значит, хозяева дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И люди шли в гости к знакомым. О каком фразеологизме идет здесь речь? (Забежать на огонёк).

2. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко). Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора).

Cейчас вам необходимо будет подобрать к данным фразеологизмам русский эквивалент.

1. Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские? Как две капли воды.

2. Французы о такой ситуации говорят: когда у кур будут зубы, англичане – когда полетят свиньи, немцы – когда собаки залают хвостами. А что говорим мы? Когда рак на горе свистнет.

3. Англичане говорят, о таком человеке, что он занят как пчела, французы – он стреляет из четырёх ружей, испанцы – что он печёнки выплёвывает. А как говорят по-русски? Вертится как белка в колесе.

Спасибо, молодцы, всё знаете от аза до ижицы.

"Кто больше"

Цель: развивает представление об огромном фразеологическом богатстве русского языка.

Интересный прием, который с удовольствием выполняют ученики начальной школы, исследование фразеологизмов, связанных с частями нашего тела. Перед вами (группы) карточки с различными частями тела. За определённое время вы должны записать на рабочих листах как можно больше устойчивых оборотов со словами: 1) голова; 2) язык; 3) глаза.

Известно более 50 фразеологизмов со словом "рука". Например: рука об руку - сообща, дружно; рукой подать - очень близко; под рукой быть - в непосредственной близости; на руках носить - оказывать особое расположение, ценить, баловать; держать в руках - не давать воли, держать в строгом повиновении; и т.д.

ГОЛОВА: С больной головы на здоровую; морочить голову; сломя голову; ломать голову над задачей; голова идет кругом; давать голову на отсечение; по головке не погладят; очертя голову; с ног на голову; ветер в голове; не сносить головы; как снег на голову; вылетело из головы; осмотреть с головы до ног.  

ЯЗЫК: язык заплетается; чесать языком; наступить на язык; типун тебе на язык; найти общий язык; держать язык за зубами; как корова языком слизала; черт дёрнул за язык; попасть на язык; повесить язык на плечо; тянуть за язык; прикусить язык; бежать высунув язык. 

ГЛАЗА: В глаза бросить; в глазах темнеет; верный глаз; верить своим глазам; в оба глаза; во все глаза глядеть; вращать глазами; вставать перед глазами; вылупить глаза; глаза бы мои не глядели; глаза повылазили; глаза загорелись; глаза и уши; глаза на лоб полезли; глаза на мокром месте; глаз-алмаз; глаза разбегаются; глаз да глаз; глаз наметан; глаз не отвести; глаз отдыхает; глаз радуется; гнать прочь с глаз.

Найди фразеологизм. 

Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. Даны пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами.

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер.

2. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. Человек остановился и дал ему прикурить.

3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза.

4. На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз.

5. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали, засучив рукава.

"Исправь ошибку". 

Цель: закрепить знание о том, что фразеологизмы - это устоявшиеся выражения, требующие запоминания.

Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку.

1. Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)).

2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол (упрямство)).

3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)).

4. Она с детства узнала, почём кило лиха (фунт (горе)).

5. Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в обмане)).

6. Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)).

«Музыкальный диктант» (игра с коллективом).

Предлагаю вам поучаствовать во фразеологической музыкальной паузе. В каждом  музыкальном отрывке, которые вы прослушаете, есть фразеологический оборот. Кто первый услышит его, поднимает руку и пытается объяснить его значение.  Не будьте белыми воронами, активно участвуйте в игре, я вам вставлять палки в колеса не собираюсь. 

Итак, мелодия №1.
1. Печки-лавочки  – совместное дружное житье, дружба и лад.
2. Ушки на макушке  - кто-либо очень внимательно, напряженно вслушивается.
3. На всю катушку -  до конца, предельно, полностью, вовсю делать что-либо.
4. Вешать (повесить) нос – впадать в сильное уныние, отчаиваться, расстраиваться.

Молодцы! 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На этапе рефлексии интересно использовать приём «Синквейн». Составлять cинквейн очень интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, воображение.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Самооценка. Вы сегодня хорошо поработали, попробуйте оценить свою работу с помощью фразеологизмов.

Уважаемые коллеги, друзья! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали  не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из терпения, взяли себя в руки,  засучили рукава и завершили работу! Я призываю вас: обогащайте свою речь фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните меня добрым словом!

Спасибо за внимание!

Ну вот и всё. Надеюсь мой рецепт мастер-класса вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада.                                                 

 

Самоанализ мастер-класса «В царстве фразеологизмов»

Я показала несколько упражнений для работы с фразеологизмами.  

В этой работе важно, чтобы дети почувствовали огромное значение фразеологии, в которой ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим "перлам, самородкам и самоцветам родного языка", по образному выражению известного русского лингвиста А. И. Ефимова.

Данный дидактический материал можно использовать при создании проблемных ситуаций,  применение наглядных пособий; подача материала в увлекательной форме; разнообразные методы и приёмы работы с обучающимися, подготовке обучающихся к олимпиадам, при работе с одаренными детьми, во внеклассной работе, в форме конкурсов, викторин, соревнований. В зависимости от подготовленности детей такие задания можно давать для работы в группах, в индивидуальном зачете.

Домашнее задание по теме "Фразеология" направлено на закрепление материала и имеет творческий характер.

1) Написать сочинение с употреблением фразеологизмов.

2) Подготовить "фразеологическое лото" для друга.

3) Рассказать историю происхождения фразеологизма ... (по выбору).

4) Найти фразеологизмы со словом собака, ...

5) Проиллюстрировать фразеологизмы.

Систематическая работа над фразеологизмами развивает речь детей, мышление, пополняет активный словарный запас, появляется стремление пользоваться словарями фразеологизмов, антонимов, синонимов.

 

. . . . .