Программа социально-личностного развития дошкольников "Я расту и познаю мир"
Программа социально-личностного развития дошкольников "Я расту и познаю мир"
Автор: Голованова Елена Ивановна
ГБОУ "Школа № 2000", г. Москва
Данная программа для детей 3-7 лет разработана на основе программ: психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, Кряжевой Н. «Радуемся вместе», Хухлаевой О.В. «Лесенка радости», Шороховй О.А. «Играем в сказку», Р.Б. Стеркиной, , «Давайте поиграем!» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4 лет, «Давайте познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией И.А. Пазухиной, «Волшебные обводилки» Программа формирования графомоторных навыков под редакцией Зегебарт Г.М., Ильичева О.С., «Социально-личностное развитие дошкольников» автор составитель Л.А. Загуменная.
Представленный курс занятий охватывает целый комплекс игр и упражнений социально-личностной направленности, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Знакомство детей с эмоциями осуществляется специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально-эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.
Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка, формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, совершенствование познавательных способностей и навыков позитивного социального поведения через эмоционально-чувственный опыт.
Задачи программы:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Обеспечение детям ощущения успеха через позитивную оценку достижений.
Задачи 3-4 лет: Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей. Ведущая потребность в общении, уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие.
Образовательные:
- Обучать навыкам социального поведения.
- Формировать чувство принадлежности к группе.
- Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам.
Развивающие:
- Развитие способности к эмпатии, сопереживанию.
- Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения формирование умения передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников.
- Развитие познавательных и психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
- Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
- Поддерживать проявления всех видов активности ребенка.
Предполагаемый результат.
К концу года дети должны:
Младшая группа:
- Овладеть навыками социального поведения: уметь общаться с взрослыми в процессе совместной деятельности, пользоваться правилами и нормами поведения, употреблять в речи «волшебные слова», давать нравственную оценку поступкам.
- Уметь взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения, проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению к игрушке, маме и ребятам в группе, освоить способы решения межличностных конфликтов.
- Уметь выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, жестов, осанки, позы, знать названия некоторых базовых эмоций.
- Уметь определять свои отличительные особенности по внешности, правильно определять свою роль в семье, понимать, чем отличаются друг от друга мальчики и девочки по внешности и в поведении.
Занятия проходят в игровой форме в игровой комнате психолога, помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Каждый цикл программы рассчитан на 9 месяцев. Поэтому общее число занятий - 36, при частоте встреч 1 раз в неделю, в первой половине дня. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведение занятия, порядок игр и упражнений можно менять. Желательно, чтобы подгруппа состояла из 6-8 детей.
Продолжительность одной встречи в соответствии с возрастными особенностями детей и СанПиН составляет:
- 15 минут - 2 младшая группа
- 20 минут - средняя группа;
- 25 минут - старшая группа,
- 30 минут - подготовительная группа.
Практически реализация программы состоит из следующих этапов:
· Диагностический
· Коррекционно-развивающий
· Диагностический.
Этап Диагностический.
Диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь). Цель диагностики - выявление уровня развития коммуникативных и познавательных способностей детей 4-6 лет.
Этап Коррекционно-развивающий.
Развивающая программа- это практический курс обучения основам коммуникации, совершенствования когнитивного развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Создание условий для естественного психологического развития ребенка, формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, совершенствование познавательных способностей и навыков позитивного социального поведения через эмоционально-чувственный опыт.
Этап Диагностический.
Проводится повторная диагностика в конце учебного года (май) с применением тех же методов, что и в первой диагностике.
Структура всех занятий одинакова на протяжении всего курса. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
- Мотивация (ритуал приветствия).
- Игры, упражнения, техники, задания, направленные на решение поставленных задач
- Физкультурная пауза.
- Игры, упражнения, техники, задания, направленные на решение поставленных задач
- Эмоциональная установка на успешность (подведение итого встречи, ритуалы, самооценка детей).
Перспективны план работы с детьми младшей группы (3-4 года) по программе «Я расту и познаю мир»:
Сентябрь:
Тема занятия |
Мероприятие |
Оборудование, источники |
1. Диагностика
|
Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария |
|
2. Диагностика |
Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария |
|
3. «Мое имя» |
Упражнение «Приветствие» Игра упражнение «Божья коровка» Игра «Ласковые слова» Пальчиковая игра «Семья» Рисование на тему «Раскрась имя» Упражнение «Прощание» |
Кукла, колокольчик, листы с именами, цветные карандаши. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 14. |
4. «Кто такой «Я» |
Упражнение «Приветствие» Чтение стихотворения «Аленушка» Упражнение «Отражение в зеркале» Подвижная игра «Дотронься до…» Упражнение «Ребенок и кукла» Рисование на тему «Моя ладошка» Упражнение «Прощание» |
Кукла Аленушка, зеркало, листы бумаги, карандаши. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 17. |
Октябрь:
Тема занятий |
Мероприятие |
Оборудование, источники |
1. «Мои умные помощники» |
Упражнение «Приветствие» Игра-имитация «Послушай и угадай» Подвижная игра «Осенние листья» Дидактическая игра «Свой цвет узнай» Этюд «Дождик» Рисование на тему «Дождик» Упражнение «Прощание» |
Магнитофон с записью звуков леса, корзины 3 цветов (желтая, красная, зеленая), по 2-3 листка желтого, зеленого, красного цветов, заготовка бумаги, синие, голубые карандаши. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. Стр. 19 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 22. |
2. «Мои игрушки» |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Назови любимую игрушку» Игра «Мыши» Игра-упражнение «Отгадай, что в мешочке» Упражнение «Прощание» |
Кукла – мальчик, мешочек с игрушками контрастной формы. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 23 |
3. «Мои любимые сказки» |
Упражнение «Приветствие» Игра-упражнение «Колобок» Упражнение «Моя любимая сказка» Игра «Мой веселый звонкий мяч…» Рисование на тему «Собери грибы в корзинку» Упражнение «Прощание» |
Мяч Колобок, магнитофон с записью звуков леса, раздаточные листы, простые карандаши. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 25. Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» стр.28 |
4. «Я хочу» |
Упражнение «Приветствие» Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» Подвижная игра «Карусели» Этюд «Зайчики» Творческая игра «Чудесный сундучок» Упражнение «Прощание» |
Игрушка собака Рыжик, яркий сундучок, образные игрушки. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. Стр. 28. |
Ноябрь:
Тема занятия |
Мероприятия |
Оборудование, источники |
1. «Я могу» |
Упражнение «Приветствие» Игра-упражнение «Петрушка» Подвижная игра «Смелые мышки» Игра «Зайка серенький скакал…» Упражнение «Прощание». |
Куклы девочка и мальчик, мешочек с игрушками, колпачок Петрушки, картинки птиц. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 31. |
2. «Мое настроение» |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Зеркало» Подвижная игра «Веселый мячик» Этюд «Цветок» Игра-упражнение «Волшебный мешок» Упражнение «Прощание» |
Клоун, разноцветный мячик, комочки ваты по количеству детей, рабочие листы по количеству детей. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 34. |
3. «Плохо быть одному» |
Упражнение «Приветствие» Чтение рассказа «Поезд» Я. Тайца Игра «Ау-ау» Игра-упражнение «Передай другому» Подвижная игра «Ищу друга» Упражнение «Дружба начинается с улыбки» |
Платок для завязывания глаз, меховой комочек, наборы игрушек. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 38. |
4. «Мы разные» |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Посмотрим друг на друга» Подвижная игра «Карусель» Игра-драматизация «Мишка» Упражнение «Прощание» |
Игрушка Мишка, платок для завязывания глаз. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. Стр. 41. |
Декабрь:
Тема занятия |
Мероприятие |
Оборудование, источники |
1. «Мы веселимся, смеемся, играем» |
Упражнение «Приветствие» Игра «Клоун» Этюд «Делай как я» Игра «Снежинки» Рисование на тему «Веселый ежик» Упражнение «Прощание». |
Клоун, разноцветный мячик, комочки ваты по количеству детей, рабочие листы по количеству детей. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 43. Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 15. |
2. «Говорим руками и телом» |
Упражнение «Приветствие» Подвижная игра «Веселый хоровод» Творческая игра «Живая картинка» Игра-имитация «Мы обезьянки» Этюд «До свидания». |
Кукла – Молчунья, картинки к игре по количеству детей. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 46. |
3. «Помогаем друг другу» |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Кто поможет?» Подвижная игра «Сборщики» Игра-упражнение «Помоги Тане» Творческая игра «Пазлы» Упражнение «Прощание». |
Птенчик, макет гнезда, игрушки из киндер-сюрпризов, 3-4 игрушки разделенные на 2 части, 3-4- мяча, фланелеграф с картинками. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 50. |
4. «Мальчики и девочки» |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Найди отличие» Дидактическая игра «Мальчик и девочка» Подвижная игра «Мяч» Творческая игра «Подружки» Упражнение «Прощание» |
Куклы мальчик и девочка, сюжетная картина с мальчиками и девочками, предметы для мальчиков и девочек. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр.52. |
Январь:
Тема занятия |
Мероприятие |
Оборудование, источники |
1. «Все начинается с мамы»
|
Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Моя мама» Подвижная игра «Идем к маме» Рисование на тему «Подарок для мамы» Упражнение «Прощание». |
Пособие к игре «Наша мама», заготовки цветов, карандаши. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 55 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 10. |
2. «Дружная семья» |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Моя семья» Подвижная игра «Карусели» Игра-упражнение «Ласковый мелок» Дидактическая игра «Портрет семьи» Упражнение «Прощание». |
Сюжетная картинка «Семья». «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 58. |
3. «Маленький помощник» |
Упражнение «Приветствие» Беседа «Маленький помощник» Дидактическая игра «Маленькие помощники» Игра «Пузырь» Творческая игра «Волшебное превращение веревочки» Упражнение «Прощание». |
Кукла Знайка, набор предметных картинок, отрезки шнура желтого цвета по количеству детей. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 61. |
4. «Я в детском саду» |
Упражнение «Приветствие» Чтение рассказа Р. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад» Физкультминутка «Утреннее приветствие» Упражнение «Качели» Упражнение «Прощание». |
«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 65. |
Февраль:
Тема занятия |
Мероприятие |
Оборудование, источники |
1. «Секрет волшебных слов» |
Упражнение «Приветствие» Беседа «Вежливые слова» Игра-занятие «Волшебные слова» Физкультминутка «Утреннее приветствие» Упражнение «Дружба начинается с улыбки». |
Игрушка Медведь. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 68. |
2. «Мы поссоримся и помиримся» |
Упражнение «Приветствие» Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться» Чтение стихотворения А. Кузнецова «Поссорились» Подвижная игра «Гнездышко» Графическое упражнение «Черепашки поссорились» Упражнение «Прощание». |
«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 71 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 7. |
3. «Ссора» |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Просим извинения» Подвижная игра «Нам не тесно» Игра «Хоровод друзей» Упражнение «Прощание». |
Детали детского конструктора. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 71. |
4. «Давай поговорим» |
Упражнение «Приветствие» Чтение стихотворения Т. Копылова «Хмурый мишка» Игра «Разноцветные клубочки» Физкультминутка «Утреннее приветствие» Упражнение «Прощание». |
Игрушка Мишка «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 75 физкультминутка ст. 65. |
Март:
Тема занятия |
Мероприятие |
Оборудование, источники |
1. «Как себя вести». |
Упражнение «Приветствие» Беседа «Как себя вести во время разговора» Творческая игра «Мир без тебя» Физкультминутка «Утреннее приветствие» Чтение сказки «Курочка ряба», обсуждение слов утешения Упражнение «Прощание». |
Сюжетные картинки, мяч. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 77. |
2. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» |
Упражнение «Приветствие» Беседа «Хорошо и плохо» Игра-драматизация «Узнай себя» Подвижная игра «Гнездышко» Графическое упражнение «Штопаем коврик» Упражнение «Прощание». |
Кукла мальчик, «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 78 подвижная игра стр.73 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» стр. 21. |
3. «Подарок» |
Упражнение «Приветствие» Игра-упражнение «Я принес тебе подарок» Подвижная игра «Нам не тесно» Упражнение «Сделай подарок» Упражнение «Прощание». |
Разнообразные атрибуты для подарков, веревочки для изготовления бус. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 80 подвижная игра стр.73. |
4. «Правила поведения» |
Упражнение «Приветствие» Игра «Давай поздороваемся» Динамическая пауза «Танец в кругу» Игра «Кто позвал?» Графическое упражнение «Свинка собирает желуди» Упражнение «Прощание». |
Игрушка Свинка, парные карточки животных. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю. Куражевой. стр.20 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 3. |
Апрель:
Тема занятия |
Мероприятие |
Оборудование, источники |
1. «Пожалуйста» |
Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Правило», вспоминаем правила поведения. Подвижная игра «Пожалуйста» Игра «Вежливый мостик» Графическое упражнение «Дорисуй» Упражнение «Прощание». |
Игрушка Свинка. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.21 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 20. |
2. «Радость» |
Упражнение «Приветствие» Беседа «Я радуюсь когда» Упражнение «Гномик» Динамическая пауза «Солнышко» Графическое упражнение «Солнышко улыбнись» Упражнение «Прощание». |
Солнышко по количеству детей, карандаши, улыбающаяся игрушка «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.28. |
3. «Грусть» |
Упражнение «Приветствие» Беседа «Мне грустно, когда…» Графическое упражнение «Грустный котенок» Подвижная игра «Грустный - веселый» Упражнение «Найди утят» Упражнение «Прощание». |
Графические задания по количеству детей, картинки с утятами по количеству детей «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.32 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 8. |
4. «Гнев» |
Упражнение «Приветствие» Игра «Зеркало» Беседа «Я сержусь когда….» Упражнение «Работа с гневом» Психомышечная гимнастика «Котенок» Упражнение «Найди сердитого зверя» Упражнение «Прощание». |
Мусорная корзина, газеты, мешочек Гнева, листы с заданием по количеству детей, цветные карандаши «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю. Куражевой. стр.36. |
Май:
Тема занятия |
Мероприятие |
Оборудование, источники |
1. «Словарик эмоций» |
Упражнение «Приветствие» Игра «Угадай эмоцию». Игра «Слушай внимательно» Физкультминутка «Полетим на облаках» Графическое упражнение «Изобрази эмоцию» Упражнение «Прощание». |
Бланки с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши, рисунки сказочных героев с разными эмоциями. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю. Куражевой. стр.21 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 11. |
2. «В гостях у сказки» |
Упражнение «Приветствие» Рассказ «Невоспитанный мышонок» Игра-упражнение «Игрушки» Подвижная игра «Сороконожка» Графическое упражнение «Шел Мышонок по дорожке» Упражнение «Прощание». |
Игрушка Мышонок, графические задания по количеству детей, карандаши, игрушки по количеству детей. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 82. Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 18. |
3. Диагностика |
Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария |
|
Литература:
- Алябьева Е А. Коррекционные и развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - Москва: Творческий центр, 2002.
- Аралова М А. Справочник психолога ДОУ. - Москва: Творческий центр, 2010.
- Бабаева Т.И., У школьного порога. - Москва: Просвещение, 1993.
- Бабкина Н В. Оценка психологической готовности детей к школе. – Москва: Айрис Пресс, 2005.
- Загуменная Л А. Социально-личностное развитие дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Зегебарт Г.М, Ильичева О.С. Учение без мучения. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. – Москва: Генезис, 2009.
- Калинина Р Р. Тренинг развития личности дошкольника. – Санкт-Петербург: Речь, 2005.
- Катаева Л И. Коррекционно развивающие занятия в подготовительной группе.- Москва; Книголюб, 2004.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. «Я, ты, мы». Социально-эмоциональное развитие детей 3-6 лет. Москва.: Просвещение, 2004.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет.- СПб.: Речь; М.; Сфера, 2012.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.,Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик ». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет.- СПб.: Речь; М.; Сфера, 2012.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.,Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик ». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет.- СПб.: Речь; М.; Сфера, 2011.
- Кряжева Н. «Радуемся вместе» - М., 2006.
- Пазухина И А. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – СПб: Детство - Пресс, 2005.
- Пазухина И А. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб: Детство - Пресс, 2004.
- Семаго Н Я, Семаго М М Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. – Москва: Айрис Пресс, 2005.
- Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика. Развитие графомоторного восприятия у детей 5-7 лет. Екатеринбург: Литур, 2006.
- Бардиер Г. «Я хочу» - СПб., Дорваль,1993.
- Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки» - Псков,1997.
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» - М., Аркти,1999.
- Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» - Вопросы психологии № 6, 1996.
- Зинкевич Т.Д. «Теория и практика сказкотерапии» - СПб., Гармония,1996.
- Фоппель К. «Психологические игры и упражнения» - М.,1998.
- Хухлаева О.В. «Лесенка радости» - М., Совершенство,1998.
- Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» - М., 2011.
- 26. Бардиер Г. «Я хочу» - СПб., Дорваль,1993.
- Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки» - Псков,1997.
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» - М., Аркти,1999.
- Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» - Вопросы психологии № 6, 1996.
- Зинкевич Т.Д. «Теория и практика сказкотерапии» - СПб., Гармония,1996.
- Фоппель К. «Психологические игры и упражнения» - М.,1998.
- Шорохова О.А. «Играем в сказку» - М., 2006.