Долгосрочный воспитательный проект по патриотическому воспитанию "Помним! Чтим! Гордимся!"
Долгосрочный воспитательный проект по патриотическому воспитанию "Помним! Чтим! Гордимся!"
Автор: Шанина Елена Александровна
Актуальность проекта.
«Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный совершать великие поступки». В. Путин.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения.
Программа патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, Россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Актуальность проекта бесспорна: в 2022 году исполнится 77 лет со Дня Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
Программа активизирует целенаправленный процесс развития активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, ориентирует на формирование и развитие у детей духовности, нравственности, патриотизма, готовности и способности отдать силы и талант на благо общества и государства. Доказывает, что воспитание историей на подвигах героев Великой Отечественной войны, на подвигах и героических поступках наших современников является результативным направлением патриотического воспитания.
Актуальность разработки программы подтверждается и событиями последнего времени, а это:
· экономическая дезинтеграция;
· социальная дифференциация общества;
· девальвация духовных ценностей.
Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.
Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.
Цель и задачи программы.
Цель проекта: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
· развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
· воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
· сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
· изучать героическое прошлое нашей страны;
· воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
· подготовиться к достойной встрече Дня Победы;
· совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
· формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
· утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
Методологическая основа реализации проекта:
Нормативно-правовой основой разработки программы являются следующие документы:
· Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России / (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Документы федерального уровня
· Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
· Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации 22.11.2012 года № 2148 и др.
· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 г., Пр-271.
· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.
· Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р.
· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. Приказы министерств и ведомств Российской Федерации
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373.
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
· Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. Документы регионального уровня
· Послание Губернатора Самарской области Губернской Думе. – Самара, 2013, 2014, 2015,2016, 2017, 2018, 2019, 2020,2021
Особенности организации образовательного процесса.
В ходе реализации долгосрочной программы, придерживаемся следующей воспитательной цепочке:
· Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
· Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
· Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
· Моя Родина - Россия. Мой город – Чапаевск (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине - Самарская область - Россия).
· Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Формы организации деятельности учащихся:
Фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.)
Коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми учащимися одновременно (создание коллективного работы, репетиции, литературно – музыкальные мероприятия, мероприятия, посвященные знаменательным датам)
Групповая: организация работы (совместные действия, взаимопомощь) в малых группах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося.
Индивидуальная: организуется для работы с солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков
Формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, знакомство с интересными людьми, посещение музеев, виртуальные экскурсии; уроки мужества, показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов, презентаций на военно-исторические темы, конкурсы, викторины, экскурсии, интерактивно-игровые мероприятия; литературно-музыкальные мероприятия, концерты к знаменательным датам;
Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- ллюстративный, игровой.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий.
Деятельность педагогов в процессе реализации программы осуществляется с учётом ряда принципов:
· гуманизации: отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования;
· нравственной направленности и культуросообразности: формирование способностей и установки воспитанников на потребление и сохранение культурно- исторических ценностей;
· природосообразности: построение педагогического процесса соответственно возрастным особенностям и интересам воспитанников;
· наглядности: применение разнообразных иллюстраций, наглядных пособий, ИКТ.
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей учащихся. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Сроки и этапы проекта: Проект реализуется с 1 сентября 2019 года по 31мая 2022 года
Название этапа |
Цели и задачи |
I этап Подготовительный. |
Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. |
II этап Внедрение. |
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание патриотического воспитания. 3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом. 5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 6. Проводить мониторинг реализации программы. |
III этап Отслеживание и анализ результатов. |
Цель: анализ итогов реализации проекта. Задачи: 1. Обобщить результаты работы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 3. Спланировать работу на следующий период. |
Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:
· повышение ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;
· совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
· использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость.
В результате реализации проекта ожидается:
· обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
· вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
· повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
· приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
· вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
· в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
· в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
· в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
· в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
· Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
· Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
· Формирование у школьников готовности к защите Родины.
· Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
· Активизация творческого потенциала школьников.
· Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
· Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.
· Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
Оценка эффективности проекта.
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам).
3. Участие в поисково-исследовательской работе.
4. Участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
5. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию.
6. Участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей.
7. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх.