Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Экологические игры на уроках природоведения в коррекционной школе

Дата публикации: 2024-02-13 17:12:35
Статью разместил(а):
Сагалаков Василий Николаевич

Экологические игры на уроках природоведения в коррекционной школе 

Автор: Сагалаков Василий Николаевич 

ГБОУ РХ "Аскизская школа-интернат", с. Аскиз

 

Аннотация: В данной статье актуализируется значение игровой деятельности на уроках природоведения. Рассматривается влияние игры на повышение качества обучения, формирование экологической культуры, развитие гармоничной личности.

Ключевые слова: игра, природоведение, экологическая культура.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Очень важна игра в процессе обучения. С помощью неё происходит знакомство обучающихся с предметами и явлениями природы, так же даёт представление школьнику о нем самом. Во время игры происходит всё абстрактно. В воображаемой обстановке, которую воссоздаёт мозг обучающегося, достаточно из реальной жизни: школьники по настоящему проявляют активность, их эмоции, чувства подлинные, от чистого сердца. Обучающиеся показывают эмоции по своему желанию, показывая внутренние переживания. Игры очень важны  в достижении учебных задач и удовлетворении познавательных потребностей школьников в природоведческом направлении. Игры улучшают зрительную память, внимание, слух. В целом, это позволяет качественно  изучать природоведение в рамках школьного курса.

Игры очень важные элементы социокультурного наследия общества. Они являются духовными кирпичиками цивилизации, позволяющими  человечеству повышать эффективность обучения. На основе этого следует, технологию игр надо рассматривать через призму практического, методического, научного подхода. Концепция негативного влияния игр на образовательный процесс давно изменилась на диаметрально противоположную.

В настоящее время игра считается  особенным феноменом общественной деятельности, позволяющим в абстрактной форме воспроизводить общественные нормы и правил. Игра даёт образовательному процессу  большое число сюжетов, различных тем из реальной жизни природы, человека и отдельных процессов. Один из известных литераторов, осмысливающий в своих произведениях и сценариях проявление культуры, Ю. Нагибин характеризовал  детскую игру следующим образом: «Игра помогает  детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем».

Игровая деятельность является одним из основных элементов формирования здоровой и гармоничной личности. Отсутствие у обучающегося игровой практики – это нарушение естественного процесса обучения. Игровая деятельность это неотъемлемая  часть здорового течения  детства, лишение игры является угрозой развития обучающегося. Игровая деятельность даёт следующие положительные моменты: импульсы творчества, одухотворение личности, возвышение ценного опыта жизни, социальная практика, оздоровление отношений, повышение коммуникативности, индивидуальное самопознание, активизация познавательной активности. Несмотря на то, что обучающимся младшего возраста свойственен антропоморфизм – перенос отношений, существующих между людьми, на природные явления, у старших школьников он акцентирован на субъектификацию, стремлением самим познать суть  явления, у тех и других обязательным спутником присутствует любознательность и интерес к природе.

Изучение игровой деятельности учёными психологами показало возможность эффективного развития  в детском периоде, более высокого уровня психического развития, логического мышления, абстрактного мышления, культуры поведения в природе и обществе. В итоге подходим к следующему выводу, что при изучении природоведения в школьном периоде через игру происходит формирование научно-познавательного интереса, эмоционально-нравственного подхода, практического и деятельностного отношения природе и обществу, основанного на соединение знаний, чувств и действий. Поэтому в природоведении игровые технологии  включают практически-деятельностный компоненты, научно-познавательный, ценностный, нормативный.

Природную среду нельзя рассматривать с позиции практического использования. Данный подход подменяет ценностное отношение обучающихся к природе, уменьшает любознательность, эстетическую отзывчивость и сочувствие. Особенность экологических ценностных ориентиров заключается в их универсальности: они объединяют свойства природы как  всеобщей ценностью – не только практические, утилитарные, а так же познавательные, эстетические. Необходимо понимать, что субъективная оценка ценности природы общество не всегда совпадает с ее объективной ценностью. В связи с чем, так важно понимание обучающимися уникальной ценности природной среды и формирование экологической культуры.

В личном плане ответственность является  существенным нравственным и психологическим качеством личности, одна из самых важных  черт его характера. Подход к природе входит в систему ответственных отношений каждого члена общества, и проявляется как сознательные, избирательные его связи с различными природными  явлениями и предметами.. Использование различных игровых занятий, уроков дает возможность обучающимся вступить в активное контролируемое общение, где школьники  проявляют свою сущность, и способны  взаимодействовать с учителем. Данный подход я периодически использую в работе.

 

Литература:

1. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы / С.В. Андреева, С.Н. Бахарева, А.М. Царёв и др.; Под ред. А.М. Царёва. – Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. – 5 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие.- М., 2004.  

3. Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью / Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Танцюра С.Ю., Шоркина Т.Д. – М.: ТЦ Сфера. - 2020. – 64 с.

4. Шоркина Т.Д. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (Часть 1) / Т.Д. Шоркина, С.М. Мартыненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 6. – 59 с.

5. Шоркина Т.Д. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (Часть 2) / Т.Д. Шоркина, С.М. Мартыненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 7. 63 с.

 

. . . . .