Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дистанционный формат профессиональной подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дата публикации: 2023-12-28 08:09:53
Статью разместил(а):
Самхарадзе Ольга Юрьевна

Дистанционный формат профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (с интеллектуальными нарушениями)

(из опыта работы)

Автор: Самхарадзе Ольга Юрьевна

ГАПОУ КК «Краснодарский информационно-технологический техникум», г. Краснодар  

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются направления и возможности дистанционного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), используемые в ГАПОУ КК КИТТ. В каждой методике приведены примеры использования. Статья предназначена для преподавателей СПО обучающих детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающейся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, дистанционный формат прохождения учебной практики.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

На сегодняшний день учебная практика проходит в образовательных организациях или на предприятиях социальных партнеров учебного заведения, где теоретические знания молодые люди дополняют практическими навыками. Это является определенной гарантией того, что в будущем обучающиеся смогут с успехом применять свои знания и умения в трудовой деятельности. В случае наступления обстоятельств, препятствующих последовательному освоению образовательной программы в условиях перехода на ограниченный доступ посещения образовательной организации, встал вопрос о прохождении учебной практики с применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 

Главной задачей практики в формате дистанционного обучения является получение обучающимися профессиональных навыков и умений при интеграции теоретических знаний в практические с помощью информационных технологий.

Цель – раскрыть возможности практической подготовки по профессии 16675 «Повар» обучающихся с интеллектуальными нарушениям во время прохождения учебной практики с использованием дистанционных технологий.

Материалы и методы.  

Введённый в России из-за эпидемии коронавируса карантин повлиял практически на все сферы жизни, включая образование. Не имея четких указаний к организации практической подготовки обучающихся в сложившихся условиях, каждое учебное заведение, реализующее образовательные программы среднего профессионального образования, решало этот вопрос самостоятельно. 

В соответствии с рекомендациями о деятельности учебных заведений во время карантина, они должны были работать в удалённом режиме, и большинству студентов пришлось проходить учебную практику дистанционно.

Перед мастерами производственного обучения встала задача развить профессиональные навыки и умения у обучающихся с помощью коммуникационно-информационных технологий.  

В зависимости от специальности или профессии, обучающиеся выполняют различную работу. Например, будущие инженеры и строители готовят графические проекты и выполняют расчеты, будущие бухгалтеры ведут документацию. Сложнее дело обстоит с рабочими профессиями, для которых необходима отработка профессиональных умений с использованием профессионального оборудования или материалов, например, продуктов питания.

Результаты и обсуждения. Исходя из вышеизложенного хочу поделиться опытом проведения учебной практики по профессии 16675 «Повар» обучающимися с интеллектуальными нарушениями в дистанционном формате.

С 23 марта 2020 года обучающиеся ГАПОУ КК «Краснодарский информационно-технологический техникум» были переведены на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической ситуацией в крае, практическая подготовка также была переведена на дистанционный формат.

Это коснулось и студентов с задержкой умственного развития, обучающихся по профессии «Повар», которые проходили учебную практику по ПМ.02 «Приготовление и подготовка к реализации блюд, напитков и кулинарных изделий основного ассортимента».  

Данная учебная практика – вторая по счету в учебном году, и это был большой плюс. В реальном формате уже отработаны темы: приготовление супов и соусов, приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста. блюд и гарниров из овощей, блюд из рыбы; но это составило только половину учебной практики. 

К дистанционной учебной практике приступили 100% обучающихся по профессии «Повар». Для работы был выбран мессенджер WhatsApp.  Но так как не у всех обучающихся был этот мессенджер, я дополнительно использовала социальную сеть Вконтакте. К вынужденному переходу на дистанционную форму обучения с пониманием отнеслись и студенты, и их родители, которых я активно привлекала к занятиям.  

Каждый учебный день начинался с переклички в мессенджере и в социальной сети. Затем выдавалась тема и задание с подробным инструктажем на день. Обучающие не были ограничены в выполнении заданий временными рамками, но должны были выполнять задания день в день. 

Мною была приобретена в интернете программа ФотоШОУ PRO, с помощью которой я переводила презентации в формат видео и выкладывала на крупнейший видео-сайт Уoutube, снимала приготовление блюд, к чему была привлечена вся моя семья (я готовлю, сопровождая показ рассказом, муж или дочь делают съемку, затем выкладываю на Уoutube и отправляю ссылку в группы).

Чтобы обучение проходило более интересно, устраивала конкурсы. Например, при изучении темы «Приготовление бутербродов» был объявлен конкурс на самый красивый бутерброд. Постарались все.

Находила в интернете онлайн-олимпиады по профессии «Повар», скидывала ссылку обучающимся, те в свою очередь активно принимали участие. В качестве обратной связи обучающиеся отправляли фотографии, видеоролики-отчёты о процессе приготовления, оформления и подачи блюд. 

Важно всегда быть на связи с обучающимися, чтобы ответить на вопросы, объяснить непонятные моменты. Оценки выставлялись ежедневно в созданном в программе Excel журнале, и каждый день выкладывался скриншот страниц с оценками и замечаниями в группы.

Учебная практика завершилась экзаменом квалификационным. Все обучающиеся получили одинаковое задание - приготовить котлеты с гарниром. Для защиты работ были выбраны 2 способа: 1 способ – фотоотчет и защита по видео связи через WhatsApp, 2 способ – видеоролик с защитой.

Во время дистанционной учебной практики активно проводилась воспитательная работа. Мои обучающие приняли участие в акции «Окна Победы» и «Свеча Памяти».

Сложно было весь период обучения, так как дистанционный формат не позволял тесное живое общение, приходилось через экран комментировать такие моменты, как определить качество продуктов, степень готовности блюд, вкусовые качества и т.д. Но с поставленными задачами обучающиеся успешно справились. Тем более, что некоторые знания и умения, обучающиеся уже получи во время лабораторно-практических работ и учебной и производственной практик по профессиональному модулю ПМ.01.

Прохождение практики в дистанционном формате имеет свои достоинства и недостатки.

Положительные стороны для мастера производственного обучения:

- возможность самообразовываться,

- педагог имеет возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них и обучающихся;

- возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео- и аудиоконтента, что способствует не только удержанию внимания, но и развитию клипового мышления;

- создание нового учебного материала;

для обучающегося:

- подросток учится самообразовываться, что важно в современном мире;

- семья может быть мобильной и обеспечить возможность учебы для подростка везде, где есть интернет;

- стеснительные обучающиеся стали более активно проявлять себя в онлайн-занятиях;

- обучающийся не ограничен во времени выполнения задания. 

Отрицательные стороны:

- большинство обучающихся и педагогов не обеспечены всеми необходимыми техническими устройствами для дистанционного обучения;

- многодетные семьи и семьи педагогов, где родители сами являются педагогами, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически сложно, а иногда и невыполнимо;

- ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени приходится тратить на техническую организацию занятия;

- нет гарантии самостоятельного выполнения заданий;

- нет возможности оценить блюдо по органолептическим показателям;

- вынужденные затраты при выполнении заданий (покупка обучающимися продуктов. 

Выводы:

Проведение дистанционных занятий – это наша новая реальность, которую необходимо осваивать. Это принципиально новый творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу. Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, учета индивидуальных запросов и пожелания обучающегося, поставленные цели достигаются.

 

Литература:

Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учебное пособие для среднего профессионального образования. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 236 с.

 

. . . . .