Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Рабочий лист как эффективный инструмент современного урока литературного чтения

Дата публикации: 2023-10-30 10:05:38
Статью разместил(а):
Гуторина Светлана Юрьевна

Рабочий лист как эффективный инструмент современного урока литературного чтения

Автор: Гуторина Светлана Юрьевна

ГКОУ Владимирской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат О. Муром" 

 

«Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того,  как вы показали ему путь». Конфуций.

 

В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями.

Одним из важных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Одной из продуктивных форм является использование рабочих листов, которые служат замечательным средством обратной связи. Благодаря включению в рабочий лист разноуровневых заданий, которые нужно выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы учащиеся активизируют все познавательные процессы.

Изучив разные источники информации я узнала, что рабочие листы — это специально разработанные учителем листы, где прописаны задания с указаниями, как и что следует сделать. Формат рабочего листа позволяет выходить за пределы содержания учебника и рабочей тетради и дает возможность индивидуального подхода к ребенку. Отдельно взятый рабочий лист легко подобрать в соответствии с интересующей темой и уровнем знаний ребенка. Рабочие листы включают в себя несколько видов: информационные, тестовые и интегрирующие. Они могут быть групповые, а также индивидуальные. На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС.

Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение. 

Данную технологию я стала изучать и применять в своей работе не так давно. В 2019-2020 учебном году попробовала применить на уроках литературного чтения. Начала разрабатывать систему заданий, которые применяла в своей деятельности. В ходе составления рабочего листа реализую индивидуальный подход к обучающимся, подбирая задания с разным уровнем сложности; каждый ученик может легко сориентироваться в пространстве листа, заранее понимая, что конкретно требуется сделать, каковы цели и задачи урока, может выбрать задание «по силам».

В начале урока дети знакомится с содержанием рабочего листа. Проводится инструктаж заданий, как и в какой последовательности, выполнять работу, а также даются критерии для самооценивания. Просматривая самостоятельно заполненный рабочий лист, ученик, может подвести итоги своей работы и воспользоваться материалом листа на последующих уроках. Кроме того, реализуется творческие способности; а если удастся сделать рабочий лист привлекательным или необычным по оформлению и содержанию, то это будет способствовать повышению мотивации учащихся. 

Создание рабочего листа требует тщательной подготовки. Выбор структуры задания, а также соблюдение их последовательности занимает много времени. Задания для рабочего листа можно брать в разном формате. Я создала специальный «Банк заданий» для формирования рабочего листа добавив перечень разноуровневых упражнений. Он включает в себя такие задания как: тест, ребус, анализ текста, «пирамида критика», пословицы и поговорки, факты из жизни писателя и поэта, толстый и тонкий вопрос, QR код (дополнительная информация), словарная работа, раскраска, редактирования текста, синквейн, кластер, определение темы и идеи произведения.

Работу с рабочим листом можно организовать на любом этапе урока. Он помогает активизировать учеников на этапе вызова, для создания проблемной ситуации, при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, на этапе закрепления с целью определения уровня усвоения темы, на этапе домашнего задания, является замечательным средством получения обратной связи.

Таким образом, благодаря использованию эффективной технологии рабочих листов выпускники начальной школы приобретают первичные навыки работы с информацией. Они осуществляют поиск информации, выделяют и фиксируют нужную информацию, систематизируют, сопоставляют, анализируют и обобщают  информацию, интерпретируя  и преобразовывая ее.

В ходе свой работы я выделила плюсы рабочего листа:

· учет особенностей класса, уровня подготовки каждого ученика;

· включение заданий разного уровня и вида;

· интеграция материала;

· вовлеченность каждого ученика в активную деятельность;

· повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;

· облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;

· возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения).

Все эти особенности рабочего листа делают его эффективным способом организации учебного процесса на уроках литературного чтения. К сожалению, процесс его создания является очень трудоёмким и затратным.

Применяя современную технологию рабочих листов, я заметила повышение качества знаний и уровня мотивации по литературному чтению в моем классе. Дети стали активно включаться в работу и с интересом выполнять полученные задания. Благодаря разнообразию упражнений мотивация учебной деятельности моих детей повысилась. Применение рабочих листов можно назвать эффективной технологией проектирования современного урока.

 

Список литературы:

1. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование). М.: Перо, 2018. 211с.

2. Савинова Д.Б. Рабочие листы на уроке литературы как инструмент комплексной оценки в условиях введения ФГОС ООО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т.25-С.

 

. . . . .