Проблемы профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ
Проблемы профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ
Автор: Пазлиева Марина Александровна
ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа», г. Каменск-Уральский
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что обучающиеся с ОВЗ встречаются с трудностями при выборе профессии. Какую деятельность можно организовать из опыта работы учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы.
Ключевые слова: профессиональный выбор, самоопределение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Тема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как А.А .Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шпицина [3].
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, особенно родителей, что порой значительно усложняет ситуацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, трудовой деятельности и социализации в целом.
Специальные условия – это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод [2].
Социальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности:
1. Выбор образовательного учреждения.
2. Подбор образовательных программ и методик.
3. Личностно-ориентированный процесс обучения.
4. Психолого-медико-социальное сопровождение.
5. Предпрофессиональное и профессиональное самоопределение в целях социальной интеграции и самореализации личности.
Для того, чтобы выпускник профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли помощника взрослых специалистов – дворников, сантехников, вахтеров, санитарок и других.
Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка.
Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это сложная, многогранная работа. Ее следует начинать как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья она должна охватывать учеников во всех типах учебных заведений. Задача профориентации – установить наиболее подходящие для лиц с ограниченными возможностями здоровья виды работы и позволить им выполнять работу в соответствии с их знаниями и умениями.
В ходе профориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого человека и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей и конечно же медицинском диагнозе субъекта профессионального выбора.
Для этого специалисты ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа» определяют следующие этапы:
1. Предварительный – решаются следующие задачи:
- формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;
- развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков;
- формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения;
- формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.
Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть, когда у ребенка завершается процесс развития рефлексии. Для реализации данного этапа подключаются все педагоги школы: классные руководители, воспитатели, учителя технологии.
2. Диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его индивидуальных особенностей. Реализует данный этап педагог-психолог нашей школы, она подбирает адекватные, адаптированные для детей с ОВЗ методики и опросники.
3. Третьим этапом является формирующий, на котором происходит:
- развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности;
- развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности;
- сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей (что требует совместных усилий родителей, воспитателей, психологов и других специалистов и проявления особого такта в беседах, затрагивающих эту, порой болезненную для ребенка тему).
На протяжении нескольких лет на этом этапе подключаем медицинский персонал, специалистов Городского Центра занятости: психологи, социальные педагоги.
В рамках Программы воспитания в ОУ реализуется социальный проект «Мой выбор».
Участники проекта: обучающиеся 9 класса.
Цель проекта: Включение обучающихся в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка.
Задачи:
- Обогащение представлений детей о мире профессий.
- Выявление интересов, склонностей, способностей.
- Развитие свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности.
- Стимулирование размышления детей о перспективах личностного и профессионального самоопределения.
- Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков.
- Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Планируемые результаты:
У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
- о видах профессий;
- о медицинских и профессиональных требованиях;
- о повышении квалификации и профессионального роста;
- о состоянии рынка труда.
В течение учебного года 9-классники посещают Городской Центр занятости. Специалисты Центра, психологи проводят с обучающимися анкетирование, тестирование, компьютерную диагностику, организуют встречи с людьми востребованных рабочих специальностей.
С 1 сентября 2023 года в России ввели единую модель профориентации. В рамках данной модели у обучающихся 6-9 классов с задержкой психического развития реализуется курс внеурочной деятельности. «Россия - мои горизонты». Данный курс нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
В 2022 году наше образовательное учреждение приняло участие в проекте «Билет в будущее». В рамках данного проекта обучающиеся проходят мастер классы и профессиональные пробы на базе специальных профессиональных учреждений образования города Каменска-Уральского. Цель профессиональных проб - побуждение обучающихся к деятельности, к достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием, и как результат, осознание обучающимся себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности.
Актуальность проектов определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.