Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Социокультурная инклюзия: как подготовить ребёнка с РАС к походу в музей

Дата публикации: 2023-06-16 00:33:59
Статью разместил(а):
Махова Кристина Валерьевна

Социокультурная инклюзия: как подготовить ребёнка с РАС к походу в музей

Автор: Махова Кристина Валерьевна

ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна», г. Москва

 

Аннотация: В статье рассматривается актуальность социальной истории как психолого-педагогического инструмента коррекции поведения детей с расстройством аутистического спектра. Социальная история как инструмент эффективной работы и подготовки детей с особенностями развития в контексте социокультурной инклюзии с целью успешной работы с минимизацией нежелательного поведения и культурным просвещением.

Ключевые слова: инклюзия, расстройство аутистического спектра, социальная история, музей, ограниченные возможности здоровья.

 

В XXI веке культурные центры стремятся выйти на доступный уровень взаимодействия и поддержки всех социальных слоев населения. Сегодня каждый посетитель музея представляет собой важную составляющую успешного развития общества. На протяжении нескольких десятилетий вопрос реализации и организации успешной инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья занимает одну из актуальных задач современности.

Вопрос доступности музеев для посетителей с особыми потребностями окружен значительным вниманием. Процесс обеспечения социокультурной доступности напрямую связан с использованием ресурсов с позиции специалистов службы сопровождения, семьи, сотрудников музея, благотворительными фондами и так далее.

Постоянный поиск, разработка способов, средств и инструментов для обеспечения комфортной адаптации людей с особенностями развития в процессе посещения музея, являются практически фундаментальными задачами для сотрудников музейного и досугового сообщества. Подобная ситуация требует от специалистов, работающих непосредственно в музее, формирования новых знаний, умений и навыков в области специального образования и психолого-педагогического сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас достаточно широкую популярность по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья приобрел такой инструмент как «социальная история». Он представляет собой адаптированные бланки, направленные на подготовку к мероприятию потенциального посетителя.

Главная цель социальной истории заключается в обеспечении доступной и адаптированной подаче материала с учетом психофизиологических особенностей потенциальной категории посетителей музея.

В настоящий момент метод социальных историй является запатентованным и самым известным среди группы вмешательств, основанных на повествованиях (story-based interventions). Другое название этой группы методов – социальные нарративы (social narratives). В нее входят различные приемы обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые включают в себя письменные описания и объяснения стратегий поведения, подходящих для тех или иных ситуаций. Помимо социальных историй в эту группу входят такие методы как социальные сценарии (social scripts), рисованные истории (cartooning), комиксы про общение (comic strip conversations), карточки с героями (power cards), иллюстрированные книги социальных навыков (social skills picture books), социальные «разборы» (social autopsies) и др. Эта группа регулярно входит в реестры методов с доказанной эффективностью таких организаций как «Национальный центр аутизма» (National Autism’s Center) [3]. 

Социальная история – один из наиболее эффективных инструментов для предварительной подготовки и проработки предстоящего мероприятия и его составляющих. Для наиболее успешной работы с предстоящим походом в музей разрабатывается адаптированный индивидуализированный бланк, в котором ребенку с расстройством аутистического спектра предлагается тезисно познакомиться с маршрутом и музеем как с новым объектом.

Например, социальная история для похода в музей представляет собой визуализированный маршрутный лист, который дублирует предстоящий маршрут для ребенка с расстройством аутистического спектра.   

При разработке социальной истории специалисту/родителю/законному представителю важно учитывать, что визуальное оформление, содержание и формат предоставления социальной истории напрямую зависит от уровня сформированных навыков и понимания речи у ребенка с расстройством аутистического спектра.

Таким образом, социальная история дает возможность эффективно подготовить ребенка с расстройством аутистического спектра к предстоящему походу в музей. В связи с этим, вырастает возможность успешной реализации социокультурной инклюзии и обучения, с минимизацией возникновения проблемного поведения у обучающегося с расстройством аутистического спектра.

 

Список литературы:

1. The National Professional Development Center on Autism Spectrum Disorder (NPDC) systematic review on evidence-based practices, 2020.

2. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Загуменная О.В., Хаустов А.В., Богорад П.Л. / Под общ. ред. А.В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. С. 80.

3. Грей К. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.

 

. . . . .