Методическая поддержка семьи ребенка с РАС в период каникул
Методическая поддержка семьи ребенка с РАС в период каникул
Автор: Махова Кристина Валерьевна
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна», г. Москва
Аннотация: В статье рассматривается актуальность предоставления методических рекомендаций по работе с учебным материалом в период каникулярного времени. Методические рекомендации как инструмент эффективной работы и подготовки детей с особенностями развития в качестве закрепления и обобщения пройденного материала.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, ограниченные возможности здоровья, каникулы.
Оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС, является из важнейших условий осуществления качественной коррекционно-педагогической работы. Для того, чтобы оказать всей семье помощь, недостаточно обладать только профессиональными умениями и навыками. Необходимо ориентироваться в особенностях психологического состояния родителей, следовать этическим нормам общения, владеть методами обучения не только детей с особенностями развития, но и родителей.
Вопрос организации качественного обучения детям с особенностями развития имеет несколько составляющих, в том числе качественное методическое сопровождение и консультирование. В образовательном процессе непосредственное участие семьи является важным блоком в работе с обучающимися с расстройством аутистического спектра.
Постоянный поиск, разработка способов, средств и инструментов для обеспечения комфортного обучения людей с особенностями развития в процессе освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, являются практически фундаментальными задачами для специалистов службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации.
На данный момент в школах набирает популярность такой инструмент просветительской работы с родителями как «комплект летних рекомендаций». В данном комплекте отмечается несколько блоков работы над формируемыми навыками по истечению учебного года: блок формирования навыков по предметным областям, блок по формированию навыков социально-бытовой ориентировки, блок по формированию навыков коммуникации, блок по формированию игровой деятельности и самозанятости ребенка и многое другое.
Главная цель социальной истории заключается в обеспечении доступной и адаптированной подачи учебного материала семье, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра.
В летний период целесообразно проводить работу, применяя программы летних занятий, досуговые программы, программы летних чтений, экологические программы, творческие мастерские. [1. с. 86-87]
Методические рекомендации по предметным областям относится к одним из наиболее эффективных инструментов для генерализации и обобщения полученных навыков детьми в школе. Для наиболее успешной работы с детьми с РАС разрабатывается адаптированный индивидуализированный банк заданий, в котором родителю ребенка с особенностями развития подробно предоставлены инструкции по работе с тем или иным материалом.
Таким образом, использование комплекта летних рекомендаций семьей является одной из возможностей для генерализации, обобщения навыков ребенка с расстройством аутистического спектра.
Например, блок летних рекомендаций родителям представляет собой пошаговую инструкцию для родителя с целью, оборудованием, с полезными ссылками, визуальными опорами и инструкциями по ходу работы над конкретным навыком.
Таким образом, рекомендации представляют собой подробные инструкции-описания под каждый целевой навык. Методические рекомендации имеют как правило, единую структуру, но, индивидуализированы/адаптированы под возможности семьи и уровень навыков обучающегося с расстройством аутистического спектра.
Комплект адаптированных материалов дает возможность эффективно создать условия для обобщения и генерализации полученных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра в период летних каникул.
Литература:
1. Милохина, Н.Р. Лес чудес: познавательное путешествие / Н.Р. Милохина // Читаем, учимся, играем. -2003.- №3.- С. 86-87.