Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование методов и приемов прикладного анализа поведения при формировании коммуникативных навыков

Дата публикации: 2023-04-21 09:45:10
Статью разместил(а):
Ларюшина Юлия Владимировна

Использование методов и приемов прикладного анализа поведения при формировании коммуникативных навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Автор: Ларюшина Юлия Владимировна

МАОУ "Школа "Эврика-развитие", г. Томск

 

Аннотация: В данной статье рассмотрена роль прикладного анализа поведения и целесообразность его применения в формирования коммуникативных навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, младший школьник, прикладной анализ поведения.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Прикладной анализ поведения - это естественно-научная дисциплина, которая занимается поиском внешних факторов, влияющих на социально значимое поведение человека, и разработкой способов коррекции поведения, использующих эти факторы [1, с. 2].

Прикладной анализ поведения дает возможность систематически изучить поведение ребенка, объективно измерить и описать поведение, определить причину проблемного поведения и составить обоснованный план коррекции.

Парадигма прикладного анализа поведения - любое поведение можно разбить на три составляющие.

1. Предшествующий фактор (антецедент), он непосредственно предшествует поведению.

2. Поведение (действие), возникает сразу же после поведения.

3. Последствие, наступает после поведения.

Наукой в прикладном анализе поведения выделяется четыре функции поведения:

- получение желаемого;

- отказ о деятельности;

- привлечение внимания;

- сенсорная стимуляция.

Исходя из выявления и понимания функции поведения, мы можем научить ребенка приемлемому поведению, которое заменит собой неприемлемое.

В клинических рекомендациях "Расстройства аутистического спектра", разработанных Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику и одобренных Научно-практическим Советом Министерства здравоохранения РФ в 2020 году рекомендуются методы абилитации с доказанной эффективностью, в том числе прикладной анализ поведения.

С.С. Морозова, Р. Шрамм, Ю. Эрц, О. Мелешкевич, С. Летсо, И.А. Нигматуллина, О.А. Иванова, А.Ю. Сазонова, И.В. Диярова считают прикладной анализ поведения эффективным и научно-обоснованным методом в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

На практике прикладной анализ поведения активно используется в работе с детьми и взрослыми, испытывающими сложности в обучении и приобретении новых навыков (игровых, социальных, навыков гигиены, самостоятельности и других), а также с людьми, которым присуще социально нежелательное поведение. Зачастую дети с расстройствами аутистического спектра используют социально неприемлемые виды поведения как один из способов общения с окружающими [6, с. 14].

Таким образом, прикладной анализ поведения может быть применен в коррекционной работе по формированию коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра.

Прикладной анализ поведения использует ряд методик и приемов для изменения поведения в социально приемлемую сторону, а также для обучения новым навыкам.

По мнению Ю. Эрц и О. Мелешкевич, методы прикладного анализа поведения направлены на преодоление сложностей у детей с расстройствами аутистического спектра в усвоении информации, недостатков проявления инициативы, а также мотивации социальными последствиями [6, с. 14].

Коррекционная работа с использованием методов и приемов прикладного анализа поведения начинается с установления сотрудничества с ребенком и поиска усилителей, то есть выявления тех предметов, лакомств, деятельности, которые будут побуждать ребенка на выполнение задания, действия.

В то же время можно приступить к проведению функционального анализа поведения, чтобы прежде всего собрать информацию о мешающем виде поведения для определения функциональных обстоятельств, поддерживающих это поведение и установить коммуникативные «пробелы».

Необходимо отметить, что сбор информации о мешающем виде поведения необходимо проводить систематически, что упростит коррекционную работу и позволит экстренно отреагировать на вновь возникшее нежелательное поведение и исправить его.

Когда сотрудничество с ребенком установлено и найден ряд мотивационных стимулов ребенка (усилителей) возможно непосредственно приступать к формированию коммуникативных навыков.

При очень низком уровне коммуникативных навыков и наличии проблемного поведения (зачастую агрессивного) оправдано применение тренинга функциональной коммуникации, который осуществляется после определения функции поведения и направлен на замещение нежелательного поведения, имеющего коммуникативную функцию, приемлемыми способами коммуникации с той же функцией, при этом нежелательное поведение гасится. Например, ребенок отбирает у другого планшет, последний в свою очередь его ударяет. Здесь необходимо обучить ребенка просить и ждать ответа, чтобы заместить поведение - отбирать.

Основным методом прикладного анализа поведения в формировании коммуникативных навыков является – случайное обучение, данный метод позволяет успешно сформировать навыки просьбы, запроса информации, отказа от предложенной деятельности. Ярким примером применения этого метода будет являться отсутствие в доступе ребенка желаемого мотивационного стимула, что побудит его к просьбе.

Кроме того, в формировании коммуникативных навыков широко применяется метод безошибочного обучения, путем применения разного вида подсказок с последующим снижением интенсивности подсказки. Например, формирование адекватного отказа от деятельности, сначала мы будем использовать моментальную вербальную подсказку «не хочу», затем задерживать данную подсказку по времени, после появления самостоятельных реакций можно использовать визуальную подсказку в виде карточки с рисунком и надписью «не хочу».

Метод шейпинга может применяться для улучшения качества реакции. Например, ребенок просит любимое лакомство словом «печенье», при использовании метода шейпинг можно добиться просьбы «дай печенье или я хочу печенье» путем гашения вербальной реакции «печенье» и подкрепления просьбы «дай печенье или я хочу печенье».

Эффективным методом прикладного анализа поведения в формировании коммуникативных навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра также является метод визуальной поддержки. Реализуется он следующим образом, все мотивационные стимулы для начала фотографируются и печатаются в виде небольших карточек, клеятся на липучки и планшетку и предъявляются после выполнения занятия с вопросом «что ты хочешь?» и ребенок выбирает из предложенного желаемое. Такая визуальная поддержка облегчит ответ ребенка на вопрос и снизит к минимуму вероятность возникновения нежелательного поведения, поскольку мы сразу поймем, что ребенок хочет и дадим ему это.

Визуальная поддержка в обязательном порядке должна применяться не только в школе, в виде визуального расписания, это также снизит к минимуму вероятность возникновения нежелательного поведения, ведь ребенок будет понимать свой распорядок дня и понимать, когда он пойдет домой.

В основе методов обучения прикладного анализа поведения лежат методы подкрепления и гашения. Каждую верную реакцию необходимо подкреплять (похвалой, жетоном, лакомством или в естественной форме), а неверную реакцию гасить, то есть не давать никакой реакции на нее. Например, ребенок кричит, мы видим, что он не может достать игрушку с верхней полки шкафа, тогда мы даем вербальную подсказку «помоги», ребенок повторяет и мы моментально даем ребенку игрушку (естественное подкрепление) и в тоже время гасим крик, как неприемлемую форму коммуникации.

Кроме вышеуказанного положительного подкрепления существует отрицательное подкрепление, как освобождение от неприятного стимула. Данный метод отлично подходит для формирования навыка адекватного отказа, например, необходимо предъявить то, что ребенку не нравится (для кого-то это будет лизун, для кого-то уравнения по математике), когда ребенок откажется (возможно на первых этапах с подсказкой), необходимо сразу же подкрепить данное поведение, то есть отказаться от предъявления данного стимула.

В прикладном анализе поведения также широко используется жетонная система подкреплений, при которой ребенок при желательном поведении немедленно получает генерализованные условные подкрепления (жетоны), которые можно накопить и обменять по своему выбору на отсроченные подкрепления (приз). Данный метод можно успешно использовать при формировании коммуникативных навыков за столом (распознавание эмоций, комментирование картинок, диалог).

Таким образом, методы и приемы прикладного анализа поведения играют значительную роль в коррекционной работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра, в том числе в формировании коммуникативных навыков.

 

Библиографический список:

1. Купер Джон О., Прикладной анализ поведения / Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. - пер. с англ. - Москва: Практика, 2016. - 864 с. - ISBN 978-5-898 1 6- 1 57-6.

2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.: ил. — (Коррекционная.педагогика). - ISBN 978-5-691-01630-1.

3. Летсо С. Диагностика аутизма и анализ поведения / С. Летсо // Аутизм. Выбор маршрута: материалы к Международной научно-практической конференции. - Москва, 2014. – с. 27-29.

4. Шрамм Р. Детский аутизм и ABA: ABA (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. — 208 с. - ISBN 978-5-91743-039-3.

5. Нигматуллина, И.А. Расстройства аутистического спектра: прикладной анализ поведения в работе с детьми и их родителями: учебно-методическое пособие / И.А. Нигматуллина, О.А. Иванова, А.Ю. Сазонова, И.В. Диярова; Казанский Федеральный университет – Казань: Издательство Казанского университета, 2022. – 108 с.

6. Мелешкевич О. Особые дети: введение в прикладной анализ поведения (ABA): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностям развития / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. - Самара: БАХРАХ-М, 2014. - 207 с.: ил., табл.; 24 см. - (Мастерская практического психолога). - ISBN 978-5-94648-109-0.

 

. . . . .