Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с РАС

Дата публикации: 2022-12-22 14:36:15
Статью разместил(а):
Репина Екатерина Александровна

Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Автор: Репина Екатерина Александровна

Томский государственный педагогический университет (ТГПУ)

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности коммуникативных умений у детей с РАС. В работе приводится описание развития коммуникативной сферы детей с РАС, приведены некоторые технологии работы по развитию коммуникативных умений. Приведены примеры условий формирования навыков коммуникации у детей с РАС.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коммуникативные умения, социальное взаимодействие, речь.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Одной из актуальных проблем у детей дошкольного возраста является проблема коммуникации. Для последующего личностного и психического развития ребенка необходимо владение навыками коммуникации. Основной целью речевого развития в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Коммуникативно-речевое развитие ребенка – это одно из ведущих направлений работы с детьми. Оно включает в себя овладение речью как средством общения, формирование коммуникативно целесообразной речи, способность пользоваться коммуникативными навыками, обмен информацией и сотрудничество.

Проблема коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) была рассмотрена такими учеными, как Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, А.В. Хаустов, Ю.В. Бессмертная и другие. Они акцентируют внимание на том, что несформированные или искаженные навыки коммуникации являются одним из главных препятствий в адаптации и социализации детей с РАС.

Что же относится к недостаткам коммуникации? В первую очередь это отсутствие мотивации к общению со взрослыми и детьми. Во-вторых, дискомфорт от процесса общения с людьми может вызывать вызывает избегание контактов, неумение вступать в диалог, поддерживать и заканчивать его. Первые два пункта осложняются непониманием чужих переживаний и неспособностью сочувствовать и, конечно, неумением просить о чем-то или выразить свои ощущения в процессе общения. Важно отметить, что навыки коммуникации не могут формироваться у детей с РАС спонтанно, для этого необходима целенаправленная работа специалистов.

Успешно существую и реализуются несколько подходов к развитию коммуникативных навыков у детей с РАС. Более известные и используемые нами на практике методы – это, во-первых, Applied Behavior Analysis (прикладной анализ поведения), целью которой является увеличение уровня желаемого поведения и уменьшение уровня проблемного поведения. Прежде всего, АВА-терапия – это набор принципов, формирующих базу для других методов терапии поведения. Во-вторых, Pivotal Respouse Treatment (обучение основным реакциям или опорным навыкам), где основной целью является развитие мотивации у ребенка с РАС реагировать на сигналы и социальные взаимодействия, которые могут заменить ненадлежащее или атипичное поведение. PRT отличается от методов ABA-терапии тем, что основное внимание уделяется улучшению дефицита развития, а не ориентации на конкретные поведения. И, в-третьих, Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children, TEACCH - структурированное обучение с особым вниманием к среде. Она ставит перед собой цели развития независимости ребенка, стимулирование обобщения навыков, а также помощь в создании эффективного взаимодействия с другими и в развитии интеллектуальных навыков.

При компетентном проведении коррекционной и развивающей деятельности необходимо помнить о принципах работы с детьми с РАС: упрощенная инструкция к заданию; индивидуальный стимульный материал; сокращение двойственных требований; уменьшение объема заданий с сохранением сложности; упрощение содержания задания. Важно помнить, что контакт не самоцель, а лишь этап на пути к совместному изучению окружающего мира.

Способность к коммуникации у детей с РАС развивается заметно не так, как у нормотипичных сверстников: обычно она начинается позже и происходит медленнее, либо неравномерно, с опережением или отставанием в некоторых аспектах. Как следствие, возникают трудности в общении и поиск замещающих паттернов поведения.

К особенностям коммуникативного развития можно отнести то, что ребенок ведет себя так, будто не слышит, когда к нему обращаются, он реагирует только на какую-то часть высказывания и воспринимает все буквально. Некоторые дети с РАС используют слова не для того, чтобы вступить в диалог, а просто повторяют услышанное ранее у другого человека, например, фразы из рекламы, мультфильмов, знакомых стихов или рассказов. Это является эхолалией и она часто не относится к коммуникации. Помимо могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации, то есть ребенок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов или не использует их вовсе, он с трудом понимает жесты и выражения лиц других людей.

Некоторые дети с аутизмом могут хорошо произносить звуки, но при этом говорят слишком тихо или слишком громко. Ребенку с аутизмом может быть крайне трудно начать диалог, продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями. У типично развивающихся детей формирование разных коммуникативных функций происходит в процессе общения. Детям с РАС для их развития часто необходима специальная помощь, так как нередко случается, что ребенок успешно просит объекты или действие, используя слова или картинки, но для выражения протеста использует более незрелые формы общения, такие как крик или плач. Другим примером могут быть трудности с ответами на вопросы, когда многие дети с повторяют вопрос, а не отвечают на него.

У некоторых детей с аутизмом возникают значительные трудности с использованием местоимений и предлогов. Серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к фрустрации и нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить человека). Если не научить ребенка тому, как вежливо привлекать внимание других людей, он будет делать это доступными ему способами: капризами, протестом и истериками.

Снизить уровень тревоги и фрустрации можно, обучив ребенка альтернативным способам коммуникации – при помощи картинок или жестов. Однако ребенку важно дать понять, что коммуникация должна быть взаимной, а для этого ему нужна дополнительная мотивация. Некоторым детям с РАС нелегко передавать сообщения о чем-то абстрактном и не присутствующем в поле зрения; они с трудом различают события прошлого и будущего. Им может понадобиться дополнительная помощь, чтобы рассказать в данной конкретной ситуации о другой ситуации. В таких случаях хорошо работают зрительные подсказки-напоминания.

Социальная коммуникация, как один из ключевых дефицитов, одинаково трудна для всех детей с РАС, включая тех, у кого хорошо развиты речевые навыки. Выражение чувств и понимание точки зрения других людей требуют обучения в специальных игровых ситуациях («Представь, что ты …», «Покажи, как ты …»).

Ключевое условие успешной коммуникации – умение говорить по очереди, которое также нередко приходится отрабатывать на примере различных ситуаций. Необходимо научить ребенка вести вежливую взаимную беседу, а не утомлять собеседника вопросами или бесконечными монологами. Дети, испытывающие трудности в общении, могут уходить от социальных ситуаций или использовать социально неприемлемое (часто очень эффективное) поведение, чтобы донести свои мысли до других. Осознание подобных сложностей и использование стратегий поддержки и развития рецептивного и экспрессивного языка помогут снизить уровень тревоги и поддержать устойчивое эмоциональное состояние ребенка. Обязательно нужно учитывать совокупность сенсорных, когнитивных и коммуникативных особенностей детей с РАС.  

Принимая во внимание все вышесказанное, необходимо определиться с условиями формирования навыков коммуникации у детей с РАС. М. Борозинец, Т.С. Шеховцова, Е.А. Бугаева в своей работе выделяют следующие условия для работы: 

1) реализация трех основных направлений работы (коммуникативно-социального, коммуникативно-диалогового и коммуникативно-речевого), которые отрабатываются на каждом этапе с постепенным усложнением (первый этап — формирование коммуникативных навыков низкого уровня сложности, второй этап — среднего уровня сложности, третий этап — высокого уровня сложности);

2) генерализация навыков через игру;

3) повышение мотивов коммуникации через игру и привлечение совместных продуктивных видов деятельности;

4) использование алгоритма формирования навыка;

5) использование специфических функций как базовых (например, эхолалической речи);

6) учет совокупности сенсорных, когнитивных и коммуникативных особенностей детей с РАС;

7) постепенное расширение обстановки (особенно для детей второй группы по О. С. Никольской);

8) учет адаптивного смысла аутостимуляций, отвлечение или пере- 51 вод их в игру (для детей второй группы по О. С. Никольской);

9) вовлечение родителей детей с РАС в совместную работу по формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что аутизм - особое расстройство психики, при котором выражена неспособность вступать в контакт с окружающими, что, в свою очередь, резко искажает весь ход психического развития, страдают все стороны психической деятельности, направленные на овладение социальными отношениями.

 

Список литературы:

1. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети с нарушением общения. М.: Просвещение, 1989.

3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2003.

4. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. 2004. № 4. С. 69-74.

5. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С., Бугаева Е.А. Условия формирования коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра. Ставрополь, Россия. Специальное образование, № 1. 2022.

6. Панасенкова М.М. Особенности коммуникативных у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами, журнал «Педагогическая перспектива», 2022.

7. Сахьянова С.В. «Развитие коммуникации у детей с РАС (расстройство аутистического спектра)». Методические рекомендации /– Иркутск: ГАУ. 2021.

 

. . . . .