Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Социализация и обучение детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)

Дата публикации: 2022-06-11 12:05:18
Статью разместил(а):
Самхарадзе Ольга Юрьевна

Социализация и обучение детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) через внедрение эффективных форм работы в среднем профобразовании

Автор: Самхарадзе Ольга Юрьевна

ГАПОУ КК «Краснодарский информационно-технологический техникум», г. Краснодар

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются направления социализации и методики обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), используемые в ГАПОУ КК КИТТ. В каждой методике приведены примеры использования.

Статья предназначена для преподавателей СПО обучающих детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: социализация, обучающейся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – важнейшая и первостепенная задача коррекционного обучения. Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социализации ребенка с ОВЗ. 

Главной задачей профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является обеспечение социальной адаптации выпускников за счет получения профессиональных знаний и умений, обеспечивающих дальнейшее успешное трудоустройство.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский информационно-технологический техникум» 7-й год ведет обучение детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). В настоящее время в техникуме наряду с программами среднего профессионального образования реализуется программа профессионального обучения по профессии «Повар», срок обучения 10 месяцев.

В нашем образовательном учреждении работа по социализации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) проводится по следующим направлениям: 

· социализация через профориентацию; 

· социализация через внеклассную работу; 

· социализация через обучение; 

· психолого-педагогическое сопровождение обучающихся; 

· совместная работа с ЦЗН и работодателями. 

Ежегодно происходит обновление контингента обучаемых: в техникум приходят обучающиеся из различных коррекционных школ, расположенных как на территории города (из разных его районов), так и за его пределами.

Социализация подростков начинается еще во время их обучения в выпускных классах коррекционной школы, через профориентационную работу на родительских собраниях в школах, а также на профуроках «Введение в профессию», мастер-классах с привлечением наших выпускников с ограниченными возможностями здоровья на базе нашего техникума.

Благодаря этой работе к нам в техникум идут уже более мотивированные подростки.

Далее социализация продолжается уже в стенах ГАПОУ КК КИТТ. Среди студентов с интеллектуальными нарушениями встречаются обучающиеся, у которых на фоне резкой недостаточности общего уровня познавательной деятельности, отклонений в эмоционально-волевой сфере обнаруживаются удивительные способности – музыкальный слух, чувство ритма, способность достигать высоких результатов в командной работе, например, в спорте. Такие неожиданно проявляющиеся индивидуальные особенности ребенка могут привести в недоумение некоторых педагогов и психологов, вызвать у них сомнения относительно принадлежности обучающегося к числу умственно отсталых. На мой взгляд, эти способности обучающихся нужно максимально развивать, чтобы дать возможность подростку не чувствовать себя ущербным среди сверстников. Именно такие победы обучающихся – победы в спортивных соревнованиях, успехи на сцене – помогают им чувствовать себя увереннее, на такие достижения можно опереться в коррекционной работе с этими обучающимися. 

Поступившие в наш техникум подростки сразу же вовлекаются в общественную жизнь и на протяжении всего обучения принимают активное участие в мероприятиях, проводимых как в его стенах, так и извне.

Занимаюсь кружковой работой. Веду кружок «Кулинария, как искусство», который посещают особенные подростки наряду с обычными.

Особенные обучающиеся принимают участие в различных заочных олимпиадах, и, если есть возможность, в очных конкурсах профессионального мастерства.

Благодаря всем этим мероприятиям:

· особенные обучающиеся общаются с обычными подростками на равных, заводят друзей и знакомых;

· повышается эффективность освоения профессионально-предметных знаний;

· формируется творческое и профессиональное мышление студентов;

· отрабатываются вопросы психологии общения, профессиональной этики;

· формируется культура речи и проводится анализ конкретных ситуаций, связанных с будущей профессией;

· повышается осознание престижа выбранной профессии;

Продолжая процесс социализации, идет вовлечение особенных обучающихся в учебный процесс.

Наблюдения за такими обучающимися показали, что при регулярных занятиях их умственная отсталость не носит прогрессирующего характера. Умственно отсталый обучающийся способен к развитию, к усвоению нового материала специальных предметов, но имеет особенности, обусловленные болезнью.

Наблюдения, проведенные мною на занятиях, показали, что обучающиеся указанной категории не могут сосредоточиться, имеют очень бедный словарный запас. Приходится объяснять элементарные понятия, так как обучающиеся не могут воспроизвести даже простые предложения, определения. На занятии, следующем за объяснением нового материала, они не могут вспомнить, о чем шла речь на предыдущем.

Несмотря на то, что умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции.

Работаю по технологии создания успеха. Всегда настраиваю обучающихся на успех. Никогда не говорю обучающимся об их недостатках. Использую в обращении к ним такие фразы: «Вы умницы, вы все можете, у вас все получится, надо верить в себя, вы всего добьетесь». Если ребенок плохо справился с заданием, всегда говорю ему, что он способен на большее. 

В педагогической деятельности использую элементы современных развивающих технологий, которые способствуют развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Технология разноуровневого обучения.

Особенно актуальна она в нашем техникуме, где обучаются дети с различной степенью нарушения интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все обучающиеся овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контрольных занятиях. Определяю целью то, что обучающийся должен усвоить в конце раздела и составляю разноуровневые задания.

Эту технологию так же можно применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от простого к сложному, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Анализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения, можно сделать следующие выводы:

- Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

- Повышается рефлективность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

- Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения.

Технология проблемного обучения.

Ключевым этапом на современном занятии является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед обучающимися такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Например, при изучении темы «Первичная обработка овощей» на этапе актуализации опорных знаний, сообщении темы и целей урока, прежде чем объявить тему урока, я предлагаю обучающимся проблемную ситуацию. Тему нашего урока мы определяем после анализа ситуации.

Пример: Профессиональная ситуация первая:

На предприятие общественного питания (в столовую) поступил картофель в очищенном виде, как сохранить его от потемнения?

• Придумайте способ, с помощью которого можно было бы сохранить картофель от потемнения.

Теперь ознакомимся со второй ситуацией.

Нет вытяжки при обработке лука. Лук «жгучий», как же быстро его почистить без слез?

• Как вы считаете, что можно сделать?

Игровые технологии.

В своей работе широко использую игровые технологии. Практика показывает, что занятия практической подготовки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся. Развивается умение работать в группе: победа группы зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от обещающихся преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

В своей работе использую игровую деятельность в следующих случаях:

- в качестве части занятия (при работе с терминами);

- словарная разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам);

- словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?

- словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

Игровую технологию можно использовать и для проведения целого занятия, например, «игра – путешествие в кулинарию», «лучший бутерброд».

Применяю дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки.

Таким образом, дидактическая игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь обучающихся интересным содержанием, способствует самоутверждению подростка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности обучающегося.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого.

ИКТ технологии.

Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) группах дает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, так как у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, недостаточные представления об окружающем мире.

При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, слуховым), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.

Информационные технологии на занятиях я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Создание уроков–презентаций и презентаций с использованием триггеров даёт возможность использовать методы активного, деятельностного обучения. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, в процессе восприятия задействуются зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация дает возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Обучающиеся с нарушениями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием.

Так же на занятиях практической подготовке, при изучении некоторых тем, использую элементы дуального обучения. Урок проходит не в учебной лаборатории, а непосредственно в столовой нашего техникума. К примеру, при изучении тем «Первичная обработка овощей, нарезка», «Приготовление изделий из котлетной массы» обучающиеся отрабатывают приемы многократно, что способствует лучшему запоминанию операции на уровне мышечной памяти, а также погружает их в реальное производство, развивает чувство ответственности, так как продукт их труда будет продан покупателям.

Следующий этап социализации — это работа по трудоустройству.

На этом этапе я с обучающимися посещаю ЦЗН, где для нас проводят мастер-классы по способу поиска работы, учат составлять резюме, дают консультации. Так же мы посещаем различные ярмарки вакансий.

Трудоустройство данной категории обучающихся составляет 40-45%.

Педагоги ГАПОУ КК КИТТ целенаправленно стараются максимально адаптировать и социализировать подростков к самостоятельной жизни, но в силу психических, физических, наследственных и социальных возможностей таких подростков им необходима постоянная поддержка и непрерывный контроль труда и самоорганизации со стороны взрослых, сопровождение обучающихся после выпуска.

 

Список литературы:

1. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. вузов / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М.: Академия, 2017. - 325 с. 

2. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание / Шпек О.; пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. текста Н. М. Назарова. - М.: Академия, 2003. - 432 с. 

3. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов]; под ред. Н. М. Назаровой. — 11-е изд., перераб, и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.

 

. . . . .