Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа со слабо мотивированными обучающимися и преодоление их учебной неуспешности

Дата публикации: 2021-10-17 10:47:51
Статью разместил(а):
Приходько Надежда Леонидовна

Работа со слабо мотивированными обучающимися и преодоление их учебной неуспешности

Автор: Приходько Надежда Леонидовна

 

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Учитель руководит образовательным процессом. От него зависит, какие знания получат дети. Умение передать им свои знания очень важно. Есть множество технологий обучения. А как быть, если учитель использует всевозможные технологии обучения, различные приемы и методы работы, но они не дают результатов?

Ни для кого не секрет, что нет методических разработок для работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебе, потому приходится учителю использовать свои наработки. Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Успешное обучение без мотивации невозможно.

Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться От уровня сформированности учебной мотивации зависит объём усилий, которые ученик прилагает в своей учёбе. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

Какие же причины низкой мотивации? Причины низкой мотивации:

- Внешние: социальные (снижение ценности образования в обществе, уклад семьи, уровень воспитьанности и отношение к образованию своих детей) несовершенство организации учебного процесса (скучные уроки, отсутствие индивидуального подхода, конфликт «учитель – ученик», пробелы в знаниях)

- Внутренние: ослабленное здоровье или особенности нервной системы низкое развитие интеллекта слабое развитие волевой сферы заниженная самооценка.

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порой в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков: урок-практикум, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-ролевая игра, урок-игра, урок-аукцион, урок-сказка, интегрированный урок.

В 1 классе у детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т.д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).

Упражнения на развитие психических процессов

1. Упражнения на развитие памяти:

1.1. Развитие слуховой памяти.

Упражнение 1. Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать, ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).

1. ФРУКТЫ - ЯГОДЫ, ВОДА - СНЕГ, МАШИНА - ПАССАЖИР, ЗЕРНО - КОЛОС, ШОФЕР - АВТОБУС, ШОКОЛАД - КАРАМЕЛЬ, МОЛОКО - КУВШИН, ЯБЛОКО – ГРУША, КОРОВА - КОЛОКОЛЧИК, БУМАГА - ГАЗЕТА.

2. ШКОЛЬНИК - БИБЛИОТЕКА - УЧИТЕЛЬ, КНОПКА - СКРЕПКА - ТЕТРАДЬ, ЗЕМЛЯ - ЛУНА - КОСМОС, ШЕРСТЬ - СВИТЕР - НОСКИ, МАЛИНА - СОК - СИРОП, МОРЕ - РЕКА - ЛУЖА, РЕКА - ОЗЕРО - ВОДА, ВОДА - ДОЖДЬ - СНЕГ, МАМА - ПАПА - ДЕТИ, СНЕГ - ГРАД - ХОЛОД.

Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов, овощей, дети представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи. Пример: яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.

1.2. Развитие зрительной памяти:

Упражнение 1. Для этого упражнения нужны палочки (не более 10). Их кладут на стол. Ребёнку дают мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги .

Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов. Детям предлагается запомнить, что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются, а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось.

2. Развитие внимания.

Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и переключения. 11 18 14 17 24 21 20 13 25 22 1 12 8 3 23 16 4 2 19 7 6 10 15 5 9.

Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

Упражнение 2 . Развитие концентрации внимания и его устойчивости: На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их: ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК

Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии, которые мы проводим. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы.

Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий. Использование разнообразных дидактических игр связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной. Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды.

Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости. Например, такой игровой прием выставления оценок, как «накопительная система», когда в течение урока учитель оценивает каждого ученика, поддерживает интерес к учению на протяжении всего урока.

Ребенок заинтересован как можно в большем получении в течение урока звездочек, фишек или каких-либо других символов, выдаваемых учителем, которые в итоге урока превратятся в оценку. А подача домашнего задания? Его также можно задавать дифференцированно. Разноуровневые задания (предполагают несколько вариантов заданий по степени сложности), дозированность и вариантность домашних заданий, подробный инструктаж с опорой на образец, закрепление за отдельными учащимися консультантов.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм. Хороший результат на уроках дает: групповая работа. уроки юного педагога, когда часть урока проводят сами ученики или помогают учителю. проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят.

Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело. В своей работе я использую методику, которая помогает избавиться от самого большого школьного горя: от неуспешности. Эта методика предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Способные ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.

Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся мы осуществляем на дополнительных занятиях. На каждого слабо мотивированного учащегося я делаю индивидуальный маршрут. Индивидуальный маршрут ученика 2 класса по предмету «Русский язык». 1 четверть. Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости - это совместная работа педагога, психолога, социального педагога, и конечно же родителей.

Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

В итоге я пришла к таким выводам: в работе с учащимися с низкой мотивацией к учению нужно соблюдать следующие принципы обучения:

1. Уже на начальном этапе урока заинтересовывать детей темой урока.

2. По мере возможности в игровой форме давать задания.

3. Если дети никак не усваивают тему, значит, учитель выбрал не ту технологию обучения, не те приёмы и методы работы, не тот учебный материал.

4. Не ругать детей, а в доступной форме излагать материал, иногда даже повторно объяснить тему урока.

5. Использовать юмор в общении с детьми.

6. Использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в парах.

Таким образом, только продуманное обучение, интересные для детей уроки способствуют осознанному усвоению знаний. Низкая учебная мотивация школьников является одной из наиболее сложных проблем современного образования. Решение данной проблемы в каждом конкретном случае зависит от конкретного педагога, способного увлечь учащихся процессом познания мира.

 

. . . . .