Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектная деятельность на занятиях иностранного языка

Дата публикации: 2021-10-14 19:09:27
Статью разместил(а):
Федотова Оксана Николаевна

Проектная деятельность на занятиях иностранного языка как средство формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования

 Автор: Федотова Оксана Николаевна

ГАПОУ КК «Краснодарский информационно-технологический техникум», г. Краснодар

 

Аннотация: Статья посвящена проектной деятельности на занятиях иностранного языка как средству формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования. Данный материал представляет собой интерес для преподавателей иностранного языка общеобразовательных учреждений и может быть использован в широкой педагогической практике.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональные компетенции, мотивация.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Плутарх

 

Государственный образовательный стандарт среднего специального образования предполагает в процессе освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» формирование у студентов не только предметных и общих, но и профессиональных компетенций.

Профессиональная направленность обучения ставит перед преподавателем иностранного языка задачу научить будущего специалиста использовать иностранный язык как средство пополнения профессиональных знаний, формирования профессиональных умений и навыков и, таким образом, сформировать ряд профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. 

В настоящее время метод проектов занимает не последнее место среди современных технологий, так как  направлен на духовное и профессиональное становление будущего специалиста с помощью активных действий. Метод проектного обучения  часто используется нами на занятиях английского языка для обобщения знаний и умений по изученной теме.

Обучение проектной деятельности начинается с I курса, когда происходит первое знакомство с проектами и требуются специальные разъяснения при их выполнении. В начале учебного года я знакомлю студентов с методом проектов в форме презентации данного метода, а также студенческих проектов прошлых лет обучения с указанием слабых и сильных сторон. Важно убедить студентов в их личной заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей профессиональной деятельности.

Предлагается выполнить следующие проекты:

Мое родословное дерево.

Мой кумир.

Дом моей мечты.

Как найти дорогу.

Национальные символы, обычаи и традиции России.

Национальная еда разных стран.

Известные достопримечательности Великобритании.

Различия британского и американского образования.

и т.п.

Например, на уроках иностранного языка в группах 1 курса мы изучаем тему «Описание местоположения объекта». Данный раздел охватывает такие темы, как «Описание местоположения объекта» и «Основные учреждения в городе». На занятиях изучается лексика, грамматический материал и в заключении проводится ролевая игра «Как найти дорогу». Предварительно дома обучающиеся делают карту любого города, указывают на ней основные учреждения и улицы. На занятии ребята делятся на малые группы, получают индивидуальные задания и в итоге проигрывают различные ситуации (экскурсия по незнакомому городу, покупка автозапчастей, консультация в СТО и т.д.). Студентам предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, а в реальной жизни.

Одно из направлений моей работы – преподавание английского языка в группах по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)». Знание иностранного языка необходимо для специалистов в этой области, т. к. почти каждый третий автомобиль, эксплуатируемый в России, изготовлен за рубежом или на совместном предприятии и большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации написана на иностранном языке. Поэтому обучение деловому языку специальности для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности очень важно для студентов. 

Итоговой работой студентов является создание и защита проекта по выбранной теме. Форму защиты студенты выбирают сами. Выбор тематики проектов на разных курсах может быть различной. Работа над проектом делиться на несколько этапов:

1 этап. Подготовительный. Определяется тема; выявляется проблема; и определяются источники получения информации.

2 этап. Основной - сбор информации. Студенты обрабатывают всю собранную информацию. Активно используют все знания лекции и грамматики, тренируют навыки чтения и перевода, подбирают иллюстрации, фотографии для будущего проекта.

3 этап. Защита проекта; оценка результатов. На данном этапе студенты готовят защиту проекта по теме. Это может быть электронная презентация, ситуационная (ролевая игра); доклад; диспут. Студенты показывают, как они владеют лексическими и грамматическими структурами на практике; произношением, интонацией, как умеют ориентироваться в фактическом материале.Для оценки проектов, деловых игр возможно привлечение преподавателей специальных дисциплин.

Студенты 2-3-4 курсов готовят проекты по темам «В автомагазине», «Моя будущая специальность», «Собеседование при устройстве на работу», «Безопасность на рабочем месте», «В ремонтной мастерской», «Автомобили будущего», «Нетрадиционные источники энергии», «Безопасность движения», «Автомобиль моей мечты», «Покупка автомобиля». 

При выполнении проектов студенты изучают новую лексику, часть предоставленную преподавателем, часть самостоятельно в процессе работы над текстами. Кроме текстов, предоставленных в учебниках, они могут использовать дополнительный и наглядный материал Интернет-ресурсов. Заключительное занятие можно провести уроком - защитой проектов или уроком-дискуссией с заранее подготовленными вопросами.

Итогом изучения иностранного языка на 4 курсе является проект в форме электронной презентации или 3Д модель.

Обучающиеся выбирают понравившуюся им модель автомобиля и характеризуют ее с точки зрения основных технических характеристик, устройства основных частей и делают выводы. В ходе подготовки презентации студенты проделывают большую работу:

Первый этап - поиск информации: студенты изучают журналы, дисковые носители, работают в Интернете, консультируются с преподавателями дисциплин “Техническое обслуживание автомобилей”, “Ремонт автомобилей”, “Автомобили”, “Техническая механика ”.

Второй этап – перевод найденного материала на английский язык, используя все имеющиеся знания лексики и грамматики.

Третий этап – подбор наглядного материала, картинок, фотографий, видеофильмов.

Четвертый этап – выполнение электронной презентации, с использованием программы Power Point.

Итогом является защита проекта. Студенты показывают, как они владеют профессиональной лексикой, произношением, интонацией, как умеют ориентироваться в фактическом материале.

С лучшими проектными работами ребята участвуют в ежегодных научно-практических конференциях.

Вывод: Используя метод проектов на протяжении нескольких лет работы, я пришла к выводу, что данную технологию можно с успехом применять при изучении любых тем в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, так как она характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Массовый охват обучающихся проектной деятельностью повышает интерес к изучению иностранного языка. У студентов появляется мотивация к практическому владению различными видами речевой деятельности, увеличивается активный языковой запас, совершенствуется произношение, стимулируется интеллектуальная и языковая активность, направленная на общее повышение культурного уровня. Кроме того, у ребят вырабатывается ответственность за выполнение добровольно взятых на себя поручений.

Применение метода проектов  на уроках иностранного языка направлено на подготовку профессионально компетентных специалистов, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству и  обладают чувством ответственности.

Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное – помнить, что изучение языка должно быть удовольствием.

 

Список литературы:

1. Гарданова Т.В. Проектная методика в обучении иностранному языку // Среднее профессиональное образование. 2004г. - № 12. - С. 13-14.

2. Гульчевская В.Г. Педагогические основы проектной деятельности// Практические советы учителю. Методический журнал Ростовского ОИПК и ПРО. – 2003г - № 4

3. Лукоянова Т.В. Метод проектов как один из новых методов в педагогике // научный журнал «Современные проблемы науки и образования», 2009г.

4. Маренникова Л.В. О методе проектов в обучении иностранному языку в контексте новой, личностно-деятельной образовательной парадигмы// журнал «О методе проектов в обучении иностранному языку в школе», 2008г.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Аркти, 2003г.

6. Стернберг В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века. / В.Н. Стернберг - Владимир, 2003г.

 

. . . . .