Антропоморфизация как упражнение для развития воображения юного художника
Антропоморфизация как упражнение для развития воображения юного художника
Автор: Лазарева Александра Максимовна
МБОУ ДО ДШИ «Вдохновение», г. Новокуйбышевск
Антропоморфизация - перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, животных, растения, природные явления. С применением антропоморфизации мы сталкиваемся в литературе, театральных представлениях, кино и искусстве.
В педагогическом журнале я бы хотела рассказать, как вместе с задачей «оживления» предмета на бумаге развивается воображение учеников и эстетический вкус.
В своей практике многие преподаватели художественных школ могут столкнуться с проблемой развития абстрактного мышления у юных художников. Данная проблема является следствием отсутствия практики визуализации посредством прочтения книг с картинками, мультфильмов, песен, которая прививается ребенку с детства. Дать толчок к развитию воображения могут упражнения, направленные на усиление мыслительного и наблюдательного процесса в ходе работы над картиной.
Одним из таких заданий является антропоморфизация - изображение чего угодно в виде человека. Проследить и выявить доподлинно момент зарождения подобной идеи не представляется возможным. Однако есть шанс наблюдать за развитием явления в наше время, которое становится все более популярным.
Очеловечиванию в изобразительном искусстве подвергается все и вся - от животных, героев мультфильмов до абстрактных понятий, механизмов, дней недели, времен года, городов, стран мира.
В процессе разработки персонажа и костюма ребенок учится выделять самые важные визуальные характеристики окружающих его предметов — это цвет, форма и детали, а также переносить их на бумагу, видоизменяя их привычный вид в нечто необычное и красивое.
В процессе работы над заданием «Антропоморфизация» достигаются следующие педагогические задачи:
- Познавательные: рассказать о последовательности ведения работы, расширить знания учащихся об одушевлении в изобразительном искусстве, рассказать об основных приемах антропоморфизации
- Обучающие: научить вести работу последовательно, научить сознательно применять приобретенные приемы в процессе творческой работы;
- Развивающие: способствовать развитию эстетического вкуса с помощью примеров художественных произведений; развивать фантазию и воображения учеников
- Воспитывающие: способствовать появлению интереса к окружающей среде; развитию гуманизации в мировоззрении учеников
Таким образом, внедряя нестандартные задачи в процесс обучения по основной программе, педагог может подтолкнуть учащихся к развитию абстрактного мышления и дать свободу самовыражения при выполнении задания.
Список литературы:
1. Комарова Т. Развитие художественных способностей дошкольников. Изд. «Мозаика», 2014г.
2. Т.А. Копцева, Т.Б. Селезнева, Н.В. Серых, О.Н. Фомина. Я и мир природы. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Учебно-методическое пособие. Изд. «Дрофа», 2014г.
3. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975. - 120 с.: ил.