Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Приемы развития внимания у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 2024-04-15 11:19:51
Статью разместил(а):
Гусева Светлана Петровна

Приемы развития внимания у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством игровой деятельности

Автор: Гусева Светлана Петровна

ГБОУ Школа № 584 “Озерки”, Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о важности игровой деятельности в развитии ребенка и формировании его личностных качеств. Акцент сделан на методиках развитии внимания.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, развитие внимания, игровая деятельность.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

«Внимание - писал К. Д. Ушинский - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка». 

Действенным средством развития внимания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья является игра.

Л.С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений, навыков. Те дети, у которых не сформирована игровая деятельность, обычно не испытывают потребности в переходе к учебной деятельности.

Игра приучает детей к вниманию, наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует волю. В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации.

Примеры дидактических игр и упражнений с коррекционной направленностью:

Игра «Что слышно?»

Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1 – 2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, учащемуся нужно называть услышанные звуки в порядке своей очередности. Повторять звуки при назывании нельзя. Побеждает  тот, кто больше всех назовет таких звуков.

В следующие игры играем на прогулке:

Игра «Опиши друга»

Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого. Выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.

Игра «Пуговица»

Дети играют парами. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле ­– это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Игра «Маленький жук»

Педагог начинает игру следующими фразами: «Сейчас мы будем играть в следующую  игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук (жуком может быть любая фишка или мелкая игрушка). Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок, вправо, вниз, 3 клетки влево и т. д.

Таким образом, система работы по развитию внимания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья дала положительные результаты: повысился уровень концентрации внимания и его устойчивость, увеличился объем внимания. Хотя преобладающим видом внимания все еще остается непроизвольное.

 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. ­– М: Издательство «Эксмо», 2004 г.

2. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. – М: Издательство «Просвещение», 2016 г.

3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М: Издательство «АСТ», Астрель, 2008 г.

 

. . . . .