Наставничество в проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Наставничество в проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Автор: Масленникова Любовь Ивановна
МАУ ДО «Дом детского творчества Корочанского района Белгородской области»
Аннотация: В данной статье рассматривается проектно-исследовательская деятельность как инструмент обучения, этапы исследовательской деятельности через систему наставничества.
Ключевые слова: наставничество, проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность — это инструмент обучения, которое стимулирует развитие поискового подхода в решении любой проблемы, задачи. Поисковый подход в учебно-исследовательской деятельности в свою очередь приводит к развитию исследовательского поведения. Оно проявляется в умениях учащихся видеть проблему в поставленной перед ними задаче, ставить вопросы и находить ответы на них, выдвигать гипотезы и предположения, формулировать цели и задачи исследования, проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы по своим наблюдениям.
К настоящему времени выработалась общая схема научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и задач исследования; определение цели, объекта и предмета исследования; выбор методики и методов исследования; проведение исследования и фиксирование его результатов; описание процесса исследования; обсуждение, оценка и оформление полученных результатов, формулирование выводов.
Освоение навыков исследовательской работы происходит поэтапно через наставничество «учитель – ученик», «ученик – ученик» - систему сопровождения в пространстве возможностей ученика для его творческого, личностного роста.
Первый этап — наблюдение. Учащиеся определяют цели и объект наблюдения, составляют план проведения наблюдения, фиксируют результаты, делают выводы.
Второй этап — теоретико-поисковый, он предполагает обучение исследовательской деятельности на основе работы с большими объёмами новой информации. При проведении международных исследований качества знаний задачи и задания составляют из текстов разных типов — бытовых, научно-популярных, публицистических и т.д. На данном этапе мы учим школьников работе с такой информацией, умению сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с конкретными фактами, целенаправленно искать недостающую информацию.
Третий этап — проведение эксперимента. На этом этапе развития научно-исследовательских умений необходимо научить школьников разрабатывать методику проведения эксперимента, осуществлять сбор данных, фиксировать результаты, анализировать и обобщать их, делать выводы. Учащиеся получают теоретическую подготовку, позволяющую им самостоятельно написать реферат и планировать свои дальнейшие исследования. Написание и защита реферативных работ способствуют формированию умений формулировать тему исследования, определять его цели и задачи.
При реализации проектно-исследовательской деятельности конечным результатом может быть как конкретный практический продукт, так и новое знание, получаемое учащимся в процессе проведения исследования, изначального прогнозирования этапов его выполнения. Построение плана исследования предполагает самостоятельное создание алгоритма по решению поставленной проблемы, часто через серию неудач. В результате учащемуся становится понятна сущность изучаемого явления, он открывает новые закономерности, т. е. продуктом деятельности следует считать новые знания.
Первый этап формирования исследовательских умений — создание на уроке ситуаций теоретико-экспериментального исследования, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, способствующих осознанию её значимости для успешной адаптации к обучению, для самореализации. На данном этапе обучающиеся вовлекаются в практическую деятельность, у них возникает внутреннее стремление к осмыслению и усвоению добытых знаний, развиваются самостоятельность и активность.
На данной ступени учащимся предлагаются исследовательские задания, в которых направление поиска и искомый результат заранее известны учителю. В результате самостоятельной познавательной деятельности у учащихся формируются первичные представления о взаимосвязи предметов и явлений в мире, о познаваемости мира, его материальности, о значимости действенных знаний и умений. Причём такие представления достаточно устойчивы, так как добыты самостоятельно. На этом этапе происходит формирование познавательного интереса и познавательной потребности. Познавательная активность, возникающая при изучении заданного объекта или явления, снижает физическую и мыслительную нагрузку, делая выполнение данного вида работы эмоционально приятным, потому что содержание задания каждый раз ново и необычно.
Эффективными способами активизации самостоятельной познавательной деятельности являются проблемные миниэксперименты и выполнение на уроках мини-проектов, иногда по готовому алгоритму. Организация экспериментальной работы на уроке даёт возможность учащемуся почувствовать себя в роли учёного, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Полученные им при этом знания стимулируют его к новым исследовательским действиям.
Для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предлагаются домашние задания исследовательского характера (эксперимент в домашних условиях).
Второй этап формирования исследовательской деятельности подразумевает создание ситуаций частично-поискового исследования, обучение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Условиями развития самостоятельной познавательной активности на этой ступени являются соблюдение принципа историзма при открытии новых знаний, создание позитивного эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению знаний, вовлечение в практическую деятельность. Основанием для создания таких ситуаций служат исследовательские действия, требующие творческой переработки содержания. В ходе этого происходит дальнейшее развитие способности учащихся к осмыслению собственной деятельности, формируются частично-поисковые умения, развивается интерес к своей же деятельности.
Здесь важно взаимодействие учащихся между собой. Оптимальная форма организации исследовательской деятельности на этой ступени — работа в мини-группах. Обсуждение итогов исследования происходит в форме диалога, который предполагает обмен информацией о ходе исследования и его результатах. Учащиеся продвигаются в направлении понимания сути явления, самостоятельно определяют необходимость дальнейших поисков, а также линию своей деятельности. В результате формируются умения анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать.
На третьем этапе формирования исследовательских умений создаются ситуации поисковой исследовательской деятельности, реализуются исследования с неопределённым содержанием. На данном этапе ни учитель, ни учащийся не знают пути поиска (исследования) и итога исследования. Для позитивного результата исследования стараюсь активизировать интуицию школьников.
Условиями развития исследовательской деятельности на данной ступени являются придание приобретённым знаниям общественной направленности, что способствует выходу за рамки образовательного процесса, соблюдение принципа историзма при добывании знаний, создание позитивного эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению знаний, вовлечение в практическую деятельность.
Данный этап предполагает личную включённость учащегося в исследовательскую деятельность, неограниченное использование эксперимента, свободное общение, открытый обмен мнениями в творческих дискуссиях. Это содействует развитию способности к поиску альтернатив, открытости, восприимчивости к анализу и критике.
Четвёртый этап формирования исследовательских умений — создание ситуаций научно-исследовательской деятельности. Деятельность учащегося в этой ситуации характеризуется проявлением субъективного, мировоззренческого отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем. Старшеклассник сам определяет степень готовности к этой ситуации.
На этом этапе учащиеся самостоятельно задают проблему исследования, определяют его цели, способы их достижения. При таком виде деятельности происходит закрепление ранее полученных знаний и умений и их интеграция с теми, которые добываются в данный момент. При проведении исследования используются умения творческого характера. Учащиеся удовлетворяют свою всё время возрастающую познавательную потребность.
Основное направление работы учителя на данной ступени — консультирование школьников при работе над исследовательскими и информационными проектами, в которых требуется применение знаний умений и навыков по учебному предмету. Результатом проведения такой формы работы с учащимися является ряд психологических новообразований, таких, как открытие новых способов действий, формирование у обучающегося познавательных мотивов, ценностных ориентаций, развитие исследовательской позиции и формирование мировоззрения, активное овладение новыми знаниями.
В современном образовательном процессе применение эффективной технологии наставничества способствует формированию жизненных ориентиров и ценностей у обучающихся, активной гражданской позиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157
2. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка // Химия в школе. 2007, №4. –– С. 2-3.- ISSN 0368-5632.
3. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей //Химия в школе. – 2008, №4. С. 2. - ISSN 0368-5632.
4. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106.