Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Наставничество в проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Дата публикации: 2024-03-19 09:10:52
Статью разместил(а):
Масленникова Любовь Ивановна

Наставничество в проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Автор: Масленникова Любовь Ивановна

МАУ ДО «Дом детского творчества Корочанского района Белгородской области»

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проектно-исследовательская деятельность как инструмент обучения, этапы исследовательской деятельности через систему наставничества.

Ключевые слова: наставничество, проектно-исследовательская деятель­ность.

 

Проектно-исследовательская деятель­ность — это инструмент обучения, которое стимулирует раз­витие поискового подхода в решении лю­бой проблемы, задачи. Поисковый подход в учебно-исследовательской деятельности в свою очередь приводит к развитию иссле­довательского поведения. Оно проявляется в умениях учащихся видеть проблему в по­ставленной перед ними задаче, ставить во­просы и находить ответы на них, выдвигать гипотезы и предположения, формулировать цели и задачи исследования, проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы по своим наблюдениям.

К настоящему времени выработалась общая схема научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и задач исследования; определение цели, объекта и предмета исследования; выбор методики и методов исследования; проведение исследования и фиксирование его результатов; описание процесса исследования; обсуждение, оценка и оформление полученных результатов, формулирование выводов.

Освоение навыков исследовательской работы происхо­дит поэтапно через наставничество «учитель – ученик», «ученик – ученик» - систему сопровождения в пространстве возможностей ученика для его творческого, личностного роста.

Первый этап — наблюдение. Учащиеся определяют цели и объект наблюдения, со­ставляют план проведения наблюдения, фик­сируют результаты, делают выводы.

Второй этап — теоретико-поисковый, он предполагает обучение исследовательской де­ятельности на основе работы с большими объ­ёмами новой информации. При проведении международных исследований качества зна­ний задачи и задания составляют из текстов разных типов — бытовых, научно-популярных, публицистических и т.д. На данном этапе мы учим школьников работе с такой информа­цией, умению сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с конкретными фактами, целенаправленно искать недостающую информацию.

Третий этап — проведение эксперимента. На этом этапе развития научно-исследова­тельских умений необходимо научить школь­ников разрабатывать методику проведения эксперимента, осуществлять сбор данных, фиксировать результаты, анализировать и обобщать их, делать выводы. Учащиеся по­лучают теоретическую подготовку, позволяю­щую им самостоятельно написать реферат и планировать свои дальнейшие исследо­вания. Написание и защита реферативных работ способствуют формированию умений формулировать тему исследования, опреде­лять его цели и задачи.

При реализации проектно-исследователь­ской деятельности конечным результатом может быть как конкретный практический продукт, так и новое знание, получаемое учащимся в процессе проведения иссле­дования, изначального прогнозирования этапов его выполнения. Построение плана исследования предполагает самостоятель­ное создание алгоритма по решению по­ставленной проблемы, часто через серию неудач. В результате учащемуся становит­ся понятна сущность изучаемого явления, он открывает новые закономерности, т. е. продуктом деятельности следует считать новые знания.

Первый этап формирования исследо­вательских умений — создание на уроке ситуаций теоретико-экспериментального исследования, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, способ­ствующих осознанию её значимости для успешной адаптации к обучению, для само­реализации. На данном этапе обучающиеся вовлекаются в практическую деятельность, у них возникает внутреннее стремление к осмыслению и усвоению добытых знаний, развиваются самостоятельность и актив­ность.

На данной ступени учащим­ся предлагаются  исследовательские задания, в которых направление поиска и искомый результат заранее известны учителю. В результате самостоятельной познавательной деятельности у учащихся формируются первичные представления о взаимосвязи предметов и явлений в мире, о познаваемости мира, его материальности, о значимости действенных знаний и умений. Причём такие представления достаточно устойчивы, так как добыты самостоятельно. На этом этапе происходит формирование познавательного интереса и познаватель­ной потребности. Познавательная актив­ность, возникающая при изучении заданного объекта или явления, снижает физическую и мыслительную нагрузку, делая выполне­ние данного вида работы эмоционально приятным, потому что содержание задания каждый раз ново и необычно.

Эффективными способами активи­зации самостоятельной познавательной деятельности являются проблемные мини­эксперименты и выполнение на уроках мини-проектов, иногда по готовому ал­горитму. Организация эксперименталь­ной работы на уроке даёт возможность учащемуся почувствовать себя в роли учёного, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Полученные им при этом знания стимулируют его к новым ис­следовательским действиям.

Для активизации самостоятельной позна­вательной деятельности учащихся, предлагаются домашние задания исследовательского характера (эксперимент в домашних условиях).

Второй этап формирования исследо­вательской деятельности подразумевает создание ситуаций частично-поискового исследования, обучение образцам иссле­довательской деятельности на основе по­лучения новой информации. Условиями развития самостоятельной познавательной активности на этой ступени являются соблю­дение принципа историзма при открытии новых знаний, создание позитивного эмоци­онального отношения, внутреннего стрем­ления к осмыслению и усвоению знаний, вовлечение в практическую деятельность. Основанием для создания таких ситуаций служат исследовательские действия, требую­щие творческой переработки содержания. В ходе этого происходит дальнейшее раз­витие способности учащихся к осмыслению собственной деятельности, формируются частично-поисковые умения, развивается интерес к своей же деятельности.

Здесь важно взаимодействие учащихся между собой. Оптимальная форма орга­низации исследовательской деятельности на этой ступени — работа в мини-группах. Обсуждение итогов исследования происхо­дит в форме диалога, который предполагает обмен информацией о ходе исследования и его результатах. Учащиеся продвигаются в направлении понимания сути явления, самостоятельно определяют необходимость дальнейших поисков, а также линию своей деятельности. В результате формируются умения анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать.

На третьем этапе формирования ис­следовательских умений создаются си­туации поисковой исследовательской деятельности, реализуются исследования с неопределённым содержанием. На данном этапе ни учитель, ни учащийся не знают пути поиска (исследования) и итога ис­следования. Для позитивного результата исследования стараюсь активизировать интуицию школьников.

Условиями развития исследовательской деятельности на данной ступени являются придание приобретённым знаниям обще­ственной направленности, что способствует выходу за рамки образовательного процесса, соблюдение принципа историзма при до­бывании знаний, создание позитивного эмоционального отношения, внутренне­го стремления к осмыслению и усвоению знаний, вовлечение в практическую дея­тельность.

Данный этап предполагает личную вклю­чённость учащегося в исследовательскую деятельность, неограниченное использо­вание эксперимента, свободное общение, открытый обмен мнениями в творческих дискуссиях. Это содействует развитию спо­собности к поиску альтернатив, открытости, восприимчивости к анализу и критике.

Четвёртый этап формирования исследо­вательских умений — создание ситуаций научно-исследовательской деятельности. Деятельность учащегося в этой ситуации ха­рактеризуется проявлением субъективного, мировоззренческого отношения к изучен­ным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем. Старшеклассник сам определяет степень готовности к этой ситуации.

На этом этапе учащиеся самостоятельно задают проблему исследования, определяют его цели, способы их достижения. При таком виде деятельности происходит закрепление ранее полученных знаний и умений и их интеграция с теми, которые добываются в данный момент. При проведении иссле­дования используются умения творческого характера. Учащиеся удовлетворяют свою всё время возрастающую познавательную потребность.

Основное направление работы учителя на данной ступени — консультирование школьников при работе над исследователь­скими и информационными проектами, в которых требуется применение знаний умений и навыков по учебному предмету. Результатом проведения такой формы работы с учащимися является  ряд психологических но­вообразований, таких, как открытие но­вых способов действий, формирование у обучающегося познавательных мотивов, ценностных ориентаций, развитие иссле­довательской позиции и формирование мировоззрения, активное овладение новыми знаниями.

В современном образовательном процессе применение эффективной технологии наставничества способствует формированию жизненных ориентиров и ценностей у обучающихся, активной гражданской позиции.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битуова Д.Р.  Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская  деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157 

2. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка // Химия в школе. 2007, №4. –– С. 2-3.- ISSN 0368-5632.

3. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей //Химия в школе. – 2008, №4. С. 2. - ISSN 0368-5632.

4. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106.

 

. . . . .