Личность и авторитет учителя в современном обществе
Личность и авторитет учителя в современном обществе
Автор: Литвиненко Василина Владимировна
МОБУ СОШ № 1, пгт Лучегорск Пожарского м.о. Приморского края
Аннотация: Данная статья навеяна размышлениями над всем известной, когда-то имеющей утвердительное значение, фразой «Учитель всегда прав». А с какой интонацией её произносят сейчас? В отдельных случаях задумчиво или вопросительно, но всё чаще - с ноткой сарказма. Должна ли правота учителя ставится под сомнение учениками и их родителями? Имеет ли педагог право на ошибку? Какой стиль общения с детьми выбрать классному руководителю, дабы не стать ментором или, наоборот, не скатиться в попустительство?
Ключевые слова: авторитет учителя, личность учителя, современное общество.
Часть 1. Учитель всегда прав!
Моя мама была педагогом, и фразу «Деточка не спорьте с учителем. Учитель всегда прав!» я услышала еще до того, как она крылато прозвучала в фильме «Большая перемена». В те времена эти слова произносилась без придыхания, но с должным почтением и носили утвердительный характер. Моя мама была умна. и данный постулат не навязывала, как догму, а преподносила в виде обобщения личного опыта старшего товарища.
Как говорил мудрец Сенека «Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди».
И вот нам представляется пример, настолько простой, что превосходит самые красноречивые слова.
Эпизод № 1. Ученик 3 Сережка поссорился с другом Колей. Причина ссоры, как часто бывает, забылась. А помириться мешает гордость. Но тут появляется третейский судья - учитель, в справедливость которого Сережка и Коля верят безгранично. Пути решения конфликта и повод для примирения приятелей находит именно он, тем самым оберегая чувство собственного достоинства двух упрямцев.
Вывод: детская вера в мудрость учителя, признание его безоговорочной правоты необходимо ученикам, особенно начальной школы. Очень жаль, что в современном обществе родители учеников скорее подвергнут сомнению слова и действия педагога, чем собственного ребёнка.
Эпизод № 2.Назовем его условно так: «Собака - забияка, а учительница - бяка».
Знаменитая Дарь Иванна несправедливо отругала Машу Смирнову за опоздание. Учительницу можно понять: опоздания отвлекают других детей от работы, раздражают и нарушают порядок проведения урока. Но, как выяснилось, Машу напугала бродячая собака. Бедная девочка еле добралась до безопасного оазиса - школы, а тут Дарь Иванна высказывает свое нелицеприятное мнение по поводу всех опаздывающих элементов. Суть Машиной драмы открывается чуть позже. И тогда учительница просит прощения за резкость, поспешность выводов, (да, и о бродячих собаках обещает сообщить в соответствующие органы) признает свою ошибку. Риторический вопрос: поступая так, права ли учительница? Разумеется, да.
Признание собственных ошибок - это одно из подтверждений правоты педагога.
Эпизод 3. «Новембер Чарли».
Экстренные ситуации, террористические акты стали страшной реальностью нашей жизни. Спаси нас, Господи, от трагедий, подобных той, что произошла в Перми, но действия педагогов наглядно подтверждают, что в подобных ситуациях нет места сомнениям, обсуждениям, демократическим дебатам. Педагог должен погасить приступы паники, излучая уверенность в себе, и, являясь бесспорным лидером, единолично принимать решения без тени сомнения на лице.
Часть 2. Право на ошибку.
Детство, проведенное в среде педагогов, очень рано приводит к пониманию того, что учителю, как любому человеку свойственно ошибаться, и ничто человеческое ему не чуждо! Позже наступает осознание того, как важно признать свою ошибку, вовремя её исправить (если это возможно). А потом жить, работать дальше, не посыпая голову пеплом всю оставшуюся жизнь. Даже компьютер зависает от перенапряжения, а почему не может учитель?
Анализируя собственные и чужие ляпы, все люди, не только педагоги, проникают в суть соответствующей проблемы, узнают больше о себе самих, о своих слабостях и недостатках, о том, в каких именно обстоятельствах допускаются просчёты. Это бесценная информация позволяет прогнозировать собственное поведение в той или иной ситуации (учебной, научной, производственной, жизненной – неважно) – и, значит, подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем получить наилучший результат из возможных. Снова вспомним Сенеку. «Уча других, учимся сами»!
Важно, чтобы количество ошибок не стало критичным. В этом случае авторитет педагога не спасут, ни извинения, ни регалии, ни чувство юмора.
Подвожу итог. Авторитет учителя многогранен и является истинным, если основывается на честно заработанном (или лучше сказать заслуженном?) доверии ученика учителю, умении признавать свои ошибки и способности брать на себя ответственность в трудных ситуациях. Впрочем, своё мнение не навязываю, может так случиться, что через некоторый временной промежуток оно изменится или, скорее всего, дополнится другими пунктами.
P.S.
Не бывает людей идеальных.
И учитель из той же когорты.
Может он при общении вербальном
Допустить напряженье аорты?!
Может хитреньким стать и упрямым,
Отдыхать, веселиться в гостях ?!
И не вызовет форменной драмы
Аватарка его в соц. сетях?
Идеальных людей не бывает.
Эталоны хранятся в музее.
А в реальности бодро шагают
Педагоги по школьным аллеям,
Не безгрешные и не святые,
Без сияния над головой.
В чем-то сложные, в чём- то простые.
Жаль, редеет с годами их строй.